kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности музыкальной памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности музыкальной памяти, виды памяти, психологи и музыканты о музыкальной памяти

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности музыкальной памяти»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»











Реферат

на тему:

Особенности музыкальной памяти






Преподаватель: Исакова О.В.















Смоленск

2016г.




СОДЕРЖАНИЕ


Стр.


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2


ГЛАВА I Память…..……………………………………………………...3


    1. Определение музыкальной памяти….........……..…...……….3


1.2 Классификация видов памяти …………………….……….…...5


ГЛАВА II Психологи и музыканты о музыкальной памяти….…….....9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………11


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………12
































ВВЕДЕНИЕ

Проблемы памяти и в частности музыкальной памяти уже давно находятся в центре внимания многих ученых, музыкантов, педагогов.

Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики.

Уже есть много рекомендаций и советов по развитию музыкальной памяти, которыми можно успешно пользоваться. За последние десятилетия были сформулированы все основные процессы и механизмы работы памяти, даны советы и рекомендации.

Но все равно вопросы остаются: как весь этот опыт применить отдельно взятому человеку, ребенку? Проблема заключается в том, что специально для каждого музыканта нет готового рецепта по развитию музыкальной памяти. Все решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант должен находить сам, исходя из индивидуальных психологических качеств.

Но если не научить ребенка эффективно использовать все виды памяти в процессе разучивания музыкального произведения, то положительный устойчивый результат на этом пути не может быть обеспечен.

Поэтому цель этой работы – осветить особенности музыкальной памяти, опираясь на исследования психологов и педагогов-музыкантов.


ГЛАВА 1 Память

    1. Определение музыкальной памяти

Память – это отражение опята человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в процессе воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Эти образы сохраняются в виде так называемых представлений памяти. То есть мы воспроизводим их мысленно.

Эти представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Если это вызывает яркую эмоциональную окраску, оставляет глубокий след в сознании, то и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от особенностей личности человека. Он сам регулирует и управляет процессами памяти, исходя из целей и задач своей деятельности.

Музыкальная память – способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал.1 Для этого необходимо достаточное развитие музыкального слуха. Главное место в музыкальной памяти занимают слуховая и эмоциональная память.

При воспроизведении музыки также важную роль играют двигательная память, зрительная и словесно-логическая.

Теплов Б.М. установил, что доминирование слуховых образов у музыкантов вовсе не отменяет значения образов других модальностей. Слияние различных по модальности образов порождает синтетический, полимодальный образ. У лиц с высоко развитым «внутренним слухом» имеет место не только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия, а непосредственное «слышание глазами», т.е. превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться ими слуховым образом2.




1.2 Классификация видов памяти

Во время работы над музыкальным произведением задействованы все виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, но у разных исполнителей преобладают разные виды памяти. У кого-то – слуховая, у кого-то - зрительная на нотный текст, у кого-то – моторная память.


Музыкально-слуховая память – это способность запоминать мелодию, гармонию, тембр, ритм, интонацию. Несмотря на то, что мелодия, ритм, тембр существуют в единстве, часто можно видеть, что человек, хорошо запоминающий звуковысотность, плохо запоминает гармонию и ритм.

И очень часто бывает плохое запоминание тембров, когда не запоминается, например, какой инструмент оркестра вел мелодическую тему.

Музыкально-слуховая память тесно связана с моторной памятью. Не только при исполнении наизусть, но и при исполнении по нотам, произведение должно быть выучено моторной памятью. Руки должны запомнить направление движений, скорость и силу сокращения мышц.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена Блонским П.П. Ему удалось определить различия между отдельными видами памяти, хотя все эти виды не существуют отдельно друг от друга и находятся в тесном взаимодействии.









Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Произвольная, непроизвольная

Долговременная, кратковременная, оперативная


Двигательная (моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, например, ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движение мы должны были бы каждый раз учиться заново осуществлять те или иные действия. И, хотя при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, но общий характер сохраняется.

Эмоциональная память – память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую и обонятельную память. Это связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых впечатлений.

От чего зависит легкость воспроизведения образа? Первое – на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Второе - легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения.

Словесно-логическая память состоит в запоминании и воспроизведении мыслей. Но так как мысли оформлены в словесную форму, то память называется словесно-логической.

Она в свою очередь подразделяется на два подвида:

а) запоминается и воспроизводится только смысл материала без точных выражений.

б) запоминается буквальное словесное выражение мыслей.

Если буквальное заучивание происходит без осмысления материала, то это уже не логическое, а механическое запоминание.

Развитие этих подвидов словесно-логической памяти происходит параллельно друг другу. Дети легче запоминают наизусть, чем взрослые. Но запомнить смысл легче могут взрослые, потому что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается главное, значимое.

Дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.


Классификация памяти по характеру целей деятельности.

К зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без контроля сознания человека. Нет специальной цели что-то запомнить.

Произвольная память – запоминание и воспроизведение происходит по воле человека.

Часто мы лучше запоминаем материал, который не запоминали специально.

Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, с которым связана умственная работа.

Эффективность произвольной памяти зависит:

  • От целей запоминания. Насколько долго человек хочет запомнить.

  • От приемов заучивания:

а) механическое, дословные многократные повторения.

Тратится много сил, времени, а результаты низкие

б) логический пересказ – логическое осмысление материала, систематизация, выделение главных компонентов.

в) образные приемы запоминания – перевод информации в образы, схемы, картины, графики.




Классификация памяти по продолжительности сохранения материала.

Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Первый уровень – сенсорная память. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд.

Второй уровень – кратковременная память. Если полученная сенсорная информация привлечет внимание высших отделов мозга, то она будет храниться еще около 20 секунд.

Кратковременная память может контролироваться человеком, а сенсорная не поддается повторению.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание на короткое время, после чего информация либо забывается полностью, либо при 1-2-кратном повторении переходит в долговременную память.

Кратковременная память ограничена по объему. При однократном предъявлении в кратковременную память помещается в среднем 7 плюс минус 2. Это математическая формула памяти человека, т.е. с одного раза мы можем запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, картинок, фигур и т.д.


Долговременная память бывает двух типов:

Долговременная память с сознательным доступом (человек может по своей воле вспомнить нужную информацию).

Долговременная память закрытая (может вспомнить лишь при гипнозе).


Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе определенной деятельности.

Промежуточная память – накапливает информацию в течение дня, а во время ночного сна идет очищение промежуточной памяти и категоризации информации, перевод ее в долговременную память. Если человек мало спит, промежуточная память не успевает очищаться – снижается внимание, появляются ошибки в речи, действиях.


ГЛАВА 2 Психологи и музыканты о музыкальной памяти

О значении памяти и ее видов у музыкантов и психологов существовало и существует много различных мнений.

Например итальянский пианист Ферручо Бузони писал: «Я старый концертант, пришел к убеждению, что игра на память придает несравненно большую свободу исполнению».

Хотя еще во времена Роберта Шумана исполнение наизусть считалось подвигом, посильным лишь для большого таланта. Игру наизусть рассматривали как «нарушение традиций», «ненужный риск» и даже «шарлатанство».

Музыканты и психологи писавшие о музыкальной памяти и методах заучивания музыкальных произведений иногда предлагают противоречащие друг другу способы.

Например, английский психолог Л. Маккиннон считает, что при заучивании наизусть должны сотрудничать слуховая, моторная и тактильная память.

Особое значение она придает моторной памяти: «Память прикосновения лучше всего развивается игрой с закрытыми глазами или в темноте. Это приучает исполнителя более внимательно слушать себя и контролировать ощущения кончиков пальцев».

Надо доводить игру наизусть до автоматизма, считает она. Активное вмешательство сознания в сложный двигательный процесс может подчас навредить исполнению.

Но в то же время нельзя выучивать произведение наизусть только путем многократного повторения до сильной усталости. Это снижает внимание и усвояемость материала. По ее мнению, лучше работать меньше, но более внимательно.

Другого мнения Н.И. Голубовская. В своей статье «Работа пианиста она говорит о том, что нельзя, чтобы произведение заучивалось моторной памятью. Сначала надо разобрать по нотам, проиграть его, т.е. сделать музыкальный анализ, пропустить через сознание. И только потом подключается моторная память и подсознание.

Здесь мы видим, что подход к выучиванию музыкальных произведений у разных музыкантов различен.

Сашинский С.И. в своей книге «Пианист и его работа» говорит о том, что память не только сохраняет, но и преобразует воспринятое.

Ни один из видов памяти не встречается в чистом виде. Все это – стороны единого целого, развивающиеся во взаимодействии.

Идут споры о возможности развивать память.

Г. Бюлов говорил, что «память развивается и чрезвычайно укрепляется». Римский-Корсаков считал, что «музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области умственного труда, труднее поддается искусственным способом развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы»

Но, несомненно, что практика помогает каждому развить приспособления, свойственные его памяти и улучшить их.

При этом один музыкант опирается на слуховую память, другой – на слухомоторную, третий – на зрительную и т.д.

Болгарский пианист Стоянов А. в книге «Искусство пианиста» говорит о том, что на музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда процесс запоминания сознателен, и кроме мускульно-двигательной памяти, в нем принимают участие зрительная, слуховая, аналитическая память.

Запоминать наизусть лучше всего при медленной игре. Но хорошая музыкальная память еще не является залогом уверенного исполнения.

Развитие музыкальной памяти надо начинать по испытанному педагогическому принципу: от простого к сложному, от меньшего к большему. Лишь следуя этому пути, музыкальную память можно подготовить к более сложным задачам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальная память – это сложный комплекс различных видов памяти. Но самые важные из них – слуховой и моторный.

Разные этапы работы над запоминанием наизусть требуют различных подходов к запоминанию. Хороший результат при запоминании на память возможен лишь при систематической целенаправленной и внимательной работе.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Теплов, Б.М. Избранные труды: М., Музыка, 1985г.

  2. Маккиннон, Л. Игра наизусть: М., Музыка, 1967г.

  3. Голубовская, Н.И. Работа пианиста: СПб, 1994г.

  4. Сашинский, С.И. Пианист и его работа: Сов.композитор, 1961г.

  5. Стоянов, А. Искусство пианиста: М. Музгиз, 1958г.

1 Блонский П.П., Память и мышление, 1935г.

2 Богословский В.В., Общая психология, 1973г.

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности музыкальной памяти

Автор: Исакова Ольга Васильевна

Дата: 15.11.2017

Номер свидетельства: 438907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Музыкальные способности и методы их развития"
    ["seo_title"] => string(48) "muzykal_nyie_sposobnosti_i_mietody_ikh_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "435990"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509535655"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ",,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров,,"
    ["seo_title"] => string(75) "rabota_nad_stilisticheskimi_osobennostiami_kompozitorov_razlichnykh_zhanrov"
    ["file_id"] => string(6) "573314"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613466601"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей" "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "247236"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446531586"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МУЗЫКИ "
    ["seo_title"] => string(40) "osobiennosti-sovriemiennogo-uroka-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "115030"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411796079"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок в 8 классе: "Музыкальное искусство""
    ["seo_title"] => string(39) "urok-v-8-klassie-muzykal-noie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "160368"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422032044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства