Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
Все острее обозначается проблема применения академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, способность проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность»
371
Е.В. Винтоняк
Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
Аннотация. Все острее обозначается проблема применения академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, способность проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, научное общество учащихся, формы организации, этапы организации,роль педагога.
Вхождение современного общества в информационно-техническое пространство нынешнего века оказывает большое влияние на всю систему образования в нашей стране. К образованию в современном мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что выпускник учебного заведения это будущий абитуриент с определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника – творческую, целеустремленную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [3, с.36]. Все острее обозначается проблема применения академических знаний на практике, всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения.
В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. УУД – познавательные при выполнении исследований играют наиболее важную роль [1, с.87].
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира
- различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- фиксировать их результаты;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
Школьное научное общество учащихся, деятельность которого направлена на совершенствование знаний школьников в определенных областях науки и искусства, представляет обучающимся оптимальные возможности для реализации индивидуальных творческих запросов, способствует развитию креативных способностей, приобретению навыков исследовательской работы.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученной информации, выработку умения обобщать данные и формулировать результат. В процессе учебного исследования школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний и вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной для данного исследователя. Научно-исследовательская работа - творческая работа, выполненная под руководством учителя, включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения исследовательской работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков, диаграмм. В итоге теоретическая проблема должна завершиться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Юные исследователи получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.
Основными задачами научно-исследовательской работы являются:
формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний, развитие творческого мышления и самостоятельности;
выявление одаренных и талантливых школьников, их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.
Формы организации внеурочной учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:
подготовка к участию в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных турнирах, играх и др.;
выполнение индивидуальных исследовательских работ и групповых проектов по разной тематике;
организация в рамках школьного НОУ научно-практических конференций, олимпиад, круглых столов, семинаров, диспутов, конкурсов, викторин, выставок и т.п.;
трансляция опыта работы членов НОУ через выпуск информационных бюллетеней, научных школьных журналов, газет и т.д.
Рассмотрим основные этапы организации исследовательской работы.
Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийным аппаратом, методами исследования ,требованиями, предъявляемыми к оформлению работы).
Выбор и определение темы исследования. Тема должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для выражения собственной позиции, проведения исследования.
Работа с литературными источниками и интернет ресурсами (изучают теорию и историю проблемы ; осмысляют собранный материал).
Исследование (постановка задач исследования, выдвижение гипотезы и проверка через теоретические или экспериментальные исследования; обработка полученных результатов).
Представление исследовательской работы. В зависимости от целей и содержания исследовательские работы представляются авторами в разной форме: научная статья (описание хода работы),план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления),стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций),реферат проблемного характера, компьютерная презентация, видео- и аудиоматериалы.
Подготовка слайдов для сопровождения докладов является обязательной для каждого ученика. Это придает работам практическую ценность, так как все подготовленные учащимися материалы могут в дальнейшем использоваться в работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов, а также учителями – предметниками.
Роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности различна.[3]
I. Диагностика. Выявление детей, заинтересованных и предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Тесное взаимодействие учителя и учащихся.
II. Определение темы, целей, постановка задач. Учитель выступает в роли консультанта.
III. Выполнение работы. Учитель - консультант. Максимальная самостоятельность школьников.
IV. Защита. Учитель и учащийся - равноправные партнеры.
Выполнение творческих учебно-исследовательских работ несет в себе глубокий воспитательный характер. Оно стимулирует процесс мышления, способствует развитию целеустремленности и трудолюбия, формированию научного мировоззрения, самостоятельности и дарит радость познания.
Литература
Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. – №2. – с.83-91
Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123;
Маскин В.В., Петренко А.А., Т.К. Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие. / Под ред. В.В. Маскина- Аркти, 2006.- 64с.
Проказова, О.Г. Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образовательных учреждений) : метод. реком. / О.Г. Проказова. — Волгоград : Учитель, 2002. — с. 23