Просмотр содержимого документа
«Особенности организации воспитательного процесса в современных условиях»
Особенности организации воспитательного процесса в современных условиях.
Цель – моделирование воспитательной среды образовательного учреждения, способствующей развитию самосознания и реализации возможностей для личностного роста педагогов и учащихся.
Воспитательный процесс - целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. А так как процессы обучения и воспитания есть процессы управляемые, то педагог, как субъект такого педагогического управления осуществляет не только педагогическую, но и управленческую деятельность.
Что же такое организация воспитательного процесса? Основоположник отечественной теории внутришкольного менеджмента Ю.А. Конаржевский сказал: «Организация – это музыка, а менеджер – дирижер, который должен управлять оркестром, чтобы музыкальное произведение понравилось всем».
Организация воспитательного процесса – это это функция управления, представляющая собой совокупность воспитательного взаимодействия и созданию для него оптимальных условий.
Алгоритм организации воспитательного процесса (по Л.И. Новиковой).
Проектирование процесса (определение цели, задач);
Организация деятельности обеспечивающей достижение целевых ориентиров;
Регулирование и коррекция межличностного общения в процессе деятельности;
Контроль и подведение итогов, установление соотношений между полученными и запланированными результатами, анализ достижений.
Условия эффективности организации процесса воспитания.
Процесс воспитания изменяется, развивается. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Видеоролик «Учитель»
Следует помнить, что «педагоги не могут успешно кого – то учить, если в это же время усердно не учатся сами» В. Даль
Формы воспитательного взаимодействия – это устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций, направленных на решение определенных задач (по Е.В. Титовой).
Время проведения (кратковременные, продолжительные);
Время подготовки (экспромтные, подготовленные);
Количество участников;
Виды деятельности.
Виды и формы достижения воспитательной внеурочной деятельности по достижению личностных результатов (по Д.В. Григорьеву и П.В. Степанову).
Виды деятельности
Уровень результатов
Приобретение социальных знаний
Формирование ценностного отношения к реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Игровая
Игра с ролевым акцентом
Игра с деловым акцентом
Социально-моделирующая игра
Познавательная
Познавательные беседы, олимпиады, факультативы
Интеллектуальный клуб, смотр знаний
Исследовательские проекты, конференции
Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа
Дебаты, диспут
Проблемно-ценностная дискуссия с приглашением экспертов
Социально-преобразующая деятельность
Социальная акция, дело
КТД
Социально-образовательный проект
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Классификация В.А. Сластенина:
Методы формирования сознания личности (убеждений, идеалов);
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения;
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения;
Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
Технология воспитания – это взаимосвязанная совокупность действий педагога и воспитанников.
Характерными чертами технологии воспитания являются:
Целенаправленность;
Проектируемость;
Алгоритмичность;
Воспроизводимость;
Эффективность;
Диагностичность.
Традиционно выделяют шесть технологий воспитания (по С.Д. Полякову):
КТД;
Тренинг общения;
Шоу технологии;
Групповая проблемная работа (диспут, дискуссия, обсуждение ситуаций, разработка проектов);
Взаимодействие и интеграция перечисленных организационных элементов эффективно содействуют развитию детей. К этому следует добавить – уклад школьной жизни. Сила влияния уклада на учащихся постоянна, непрерывна, незаметна, поэтому наиболее естественна.
Формирование благоприятной, эмоционально-психической, духовно-нравственной атмосферы в учебном заведении может стать основой организации воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Притча об учителе
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни Руффини
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.