kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации воспитательного процесса в современных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении. Творческих успехов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации воспитательного процесса в современных условиях»

Особенности организации воспитательного процесса в современных условиях.


Цель – моделирование воспитательной среды образовательного учреждения, способствующей развитию самосознания и реализации возможностей для личностного роста педагогов и учащихся.


Воспитательный процесс - целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. А так как процессы обучения и воспитания есть процессы управляемые, то педагог, как субъект такого педагогического управления осуществляет не только педагогическую, но и управленческую деятельность.

Что же такое организация воспитательного процесса? Основоположник отечественной теории внутришкольного менеджмента Ю.А. Конаржевский сказал: «Организация – это музыка, а менеджер – дирижер, который должен управлять оркестром, чтобы музыкальное произведение понравилось всем».

Организация воспитательного процесса – это это функция управления, представляющая собой совокупность воспитательного взаимодействия и созданию для него оптимальных условий.

Алгоритм организации воспитательного процесса (по Л.И. Новиковой).

  1. Проектирование процесса (определение цели, задач);

  2. Организация деятельности обеспечивающей достижение целевых ориентиров;

  3. Регулирование и коррекция межличностного общения в процессе деятельности;

  4. Контроль и подведение итогов, установление соотношений между полученными и запланированными результатами, анализ достижений.

Условия эффективности организации процесса воспитания.

Процесс воспитания изменяется, развивается. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

Видеоролик «Учитель»

Следует помнить, что «педагоги не могут успешно кого – то учить, если в это же время усердно не учатся сами» В. Даль

Формы воспитательного взаимодействия – это устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций, направленных на решение определенных задач (по Е.В. Титовой).

  • Время проведения (кратковременные, продолжительные);

  • Время подготовки (экспромтные, подготовленные);

  • Количество участников;

  • Виды деятельности.

Виды и формы достижения воспитательной внеурочной деятельности по достижению личностных результатов (по Д.В. Григорьеву и П.В. Степанову).


Виды деятельности

Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Игровая

Игра с ролевым акцентом

Игра с деловым акцентом

Социально-моделирующая игра

Познавательная

Познавательные беседы, олимпиады, факультативы

Интеллектуальный клуб, смотр знаний

Исследовательские проекты, конференции

Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа

Дебаты, диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с приглашением экспертов

Социально-преобразующая деятельность

Социальная акция, дело

КТД

Социально-образовательный проект



Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Классификация В.А. Сластенина:

  1. Методы формирования сознания личности (убеждений, идеалов);

  2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения;

  3. Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения;

  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

Технология воспитания – это взаимосвязанная совокупность действий педагога и воспитанников.

Характерными чертами технологии воспитания являются:

  • Целенаправленность;

  • Проектируемость;

  • Алгоритмичность;

  • Воспроизводимость;

  • Эффективность;

  • Диагностичность.

Традиционно выделяют шесть технологий воспитания (по С.Д. Полякову):

  1. КТД;

  2. Тренинг общения;

  3. Шоу технологии;

  4. Групповая проблемная работа (диспут, дискуссия, обсуждение ситуаций, разработка проектов);

  5. Диалог «педагог-воспитанник» (интерактивные технологии);

  6. «Информационное зеркало» (настенные объявления, стенды).

Остановимся на интерактивных технологиях.

«Интерактив» - перевод с английского как «взаимодействие».

Цель интерактивного воспитания – создание комфортных условий, при которых ученик чувствует свою успешность.

Для интерактивного воспитания характерно следующее:

  • Стимулирование учебно- познавательной мотивации;

  • Развитие самостоятельности и активности;

  • Воспитание аналитического и критического мышления;

  • Воспитание коммуникативных навыков;

  • Направленность на саморазвитие учащихся.

Интерактивные приемы воспитания:

Этап занятия

Методическая цель

Интерактивные приемы

1 этап - мотивация

Эмоционально настроить детей на работу, мобилизовать внимание, обозначить проблему разговора

Блиц опрос, микрофон, ассоциации

2 этап – работа над понятиями

Выяснить суть ключевых понятий рассматриваемой проблемы, расширить кругозор

Историческая справка, мозговой штурм, мини-лекция, ромашка знаний

3 этап – организационно-деятельностный

Организация деятельности учащихся

Аквариум, пресс, карусель, групповое решение проблемы, дебаты, ролевая игра, снежный ком, защита проектов

4 этап - рефлексия

Подведение итогов мероприятия, осознание и принятие учениками полученного опыта

Дерево ценностей, подарок, солнечная поляна, недописанный тезис, свободный микрофон


Взаимодействие и интеграция перечисленных организационных элементов эффективно содействуют развитию детей. К этому следует добавить – уклад школьной жизни. Сила влияния уклада на учащихся постоянна, непрерывна, незаметна, поэтому наиболее естественна.

Формирование благоприятной, эмоционально-психической, духовно-нравственной атмосферы в учебном заведении может стать основой организации воспитательного процесса в образовательном учреждении.


Притча об учителе

Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.

Джованни Руффини

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.

Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности организации воспитательного процесса в современных условиях

Автор: Коновалова Ольга Павловна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Опыт организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения. «Общественных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_organizatsii_vospitatelnoi_raboty_v_usloviiakh_distantsionnogo_obucheniia_o"
    ["file_id"] => string(6) "565856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607342762"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Доклад , тема " Организация воспитательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-tiema-orghanizatsiia-vospitatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "147394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419368165"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Здоровьесберегающий подход воспитательного процесса в условиях перехода на 12-летнее образования. "
    ["seo_title"] => string(118) "zdorov-iesbierieghaiushchii-podkhod-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-12-lietnieie-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "121246"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413908482"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Воспитательная программа 8 класс "Лестница успеха" "
    ["seo_title"] => string(55) "vospitatiel-naia-proghramma-8-klass-liestnitsa-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "239128"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444725762"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства