kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности построения воспитательных отношений в строгих условиях отбывания наказания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье автор делится опытом работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности построения воспитательных отношений в строгих условиях отбывания наказания»

Особенности построения воспитательных отношений в строгих условиях отбывания наказания

Головина Г.И.,

учитель школы Канской воспитательной колонии,

Заслуженный педагог Красноярского края,

Почетный работник общего образования РФ



«Самая лучшая победа для человека - 
это покорить себя самого: 
быть же покорённым собою 
постыднее и ниже всего»
А. С. Макаренко.

В воспитательной колонии есть особая категория воспитанников, которые отбывают наказание в строгих условиях содержания. Эти подростки, уже находясь в колонии, совершили новые проступки. Поэтому их изолируют, содержат в отдельном помещении отдельно друг от друга.

Почему некоторые воспитанники попадают в строгие условия содержания? Наверно, потому что до конца не осознали, как им стать на путь исправления. Потому что автоматически перенесли свои правила жизни с воли в колонию, не понимая, что тут им придется жить по другим правилам и законам. А это произошло из-за того, что не все ребята поняли и приняли правила и требования нашего исправительного учреждения. Получается, что строгие условия – это особый вид наказания за нежелание жить в коллективе по его правилам.

С этими подростками очень сложно выстроить отношения, так как нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная аффективность. Подчас трудно себе представить тот «огромный жизненный опыт», который имеют эти подростки. Причем этот «опыт» в большей части отрицательный, оставивший глубокий и тяжелый след на всем облике молодого, мало прожившего, но много пережившего человека.

Постоянный конфликт (и внутренний, и внешний) – проблема, которую они не в состоянии решить сами потому, что не могут самостоятельно ее определить (сформулировать), а, следовательно, и не могут от нее избавиться. А тут еще и адаптация к новым условиям (психологическим, материальным), изучение себя и окружения (сверстники, сотрудники), преобразование себя, самовоспитание, перевоспитание – проблема! Конечно же, подростку нужна помощь в решении этой проблемы.

Воспитательную работу с малолетним преступником проводят различные службы: воспитатели, педагоги школы, преподаватели ПУ, психологи, социальные педагоги, сотрудники службы безопасности и режима, администрация колонии. Они выстраивают воспитательные отношения, направляя воздействия на воспитанника. Но, к сожалению, эта работа не всегда бывает слаженной. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Как выстроить эти отношения, какова роль классного руководителя в этом процессе? Мне бы очень хотелось в этом разобраться.

Трудно воспитать человека, но еще труднее его перевоспитать. Труднее не только потому, что приходится ломать и переделывать нередко укоренившиеся негативные привычки, навыки и в целом образ жизни, но и потому, что для новых семян не так просто найти нужную почву. В связи с этим напрашивается вот такое сравнение. Давайте представим, что нам предстоит путешествие в неизведанные края. В этом случае нам необходима карта. По прошествии некоторого времени мы ознакомились с местностью, теперь карту воспроизводим, не заглядывая в нее, но вспоминая основные направления и блоки данной карты.

Что-то подобное представляет собою и мысленная технологическая карта воспитания, которую нам, воспитателю и классному руководителю необходимо создать перед тем, как приступить к работе с подростками в строгих условиях отбывания наказания. Но единой технологической карты нет, никто не придумал алгоритма « как перевоспитать малолетнего правонарушителя». Безусловно, я не обойдусь без помощи психолога и социального педагога. Прочитав психологическую характеристику, я воспользуюсь теми советами и рекомендациями, которые предлагает психолог. Отсюда в моем плане появятся методы и приемы работы с подростком. Социальный педагог поможет мне разобраться в каких условиях проживал подросток, какая у него семья, где учился, с кем общался. Это поможет мне выбрать тематику бесед, воспитательных часов.

Какие еще важные моменты обязательно пригодятся в воспитательной работе? Конечно, неоценимый опыт известных педагогов. Обратимся к педагогической технологии А.С.Макаренко и попробуем выделить основные принципы в построении воспитательных отношений. А.С.Макаренко считал, что "хороший воспитатель должен знать о своем воспитуемом. Знание о воспитаннике должно прийти к воспитателю не в процессе равнодушного его изучения, а только в процессе общей с ним работы и наиболее активной ему помощи. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания" [2, 123] . Соответственно предполагались и характеристики на ученика. Эти характеристики могли записываться в дневнике, но "ни в коем случае не должны иметь характер официального журнала"[1, 13]. Отсюда следует, что каждый участник при организации воспитательных отношений должен вести дневник наблюдений за воспитанником, в котором не просто фиксировать факты нарушений или проведенные беседы, а в динамике отражать изменения. У нас в учреждении есть такие электронные дневники, с которыми работают….

Принцип опоры на положительное тоже занимал важное место в воспитательной системе А.С.Макаренко « Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов»- говорил он[1, 173].

В воспитательных отношениях невозможно обойтись без принципа сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе принципа лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко утверждал: « Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему» [2, 20].

Таким образом, все мы воспитатели, преподаватели, сотрудники, включенные в общий педагогический процесс в СУОН, должны постоянно помнить и применять в своей деятельности основные принципы, взятые из опыта А.С. Макаренко.

Это, прежде всего:

  • доброта, ненасильственные методы воспитания;

  • индивидуальный подход;

  • дружеское отношение к каждому воспитаннику;

  • гуманный подход независимо от совершённого преступления.

и благодаря которым эти «трудные» подростки снова обретают веру в свои силы, людей и будущее.

Остановимся подробнее на принципе индивидуального подхода. Ну что же, цель у сотрудников воспитательной колонии общая – исправление (перевоспитание и ресоциализация), требования ко всем воспитанникам одинаковые, а подростки все разные. Каждый имеет свои «плюсы» и «минусы», у каждого свои трудности, проблемы, «провалы» в воспитании и развитии, жизненные ситуации, опыт (чаще горький), правила общежития, личные принципы и т. д. Каждый из них особенный (не особенно плохой, а каждый- индивидуальность). В этом заключается главное противоречие массового перевоспитания, нам нужно очень тонко понимать и осознавать его, специально работать с таким педагогическим феноменом, как воспитательные отношения. 

Правильно выстраивая и управляя воспитательными отношениями, педагоги могут сознательно влиять в нужном направлении и на переживания подростка, связанные с его жизнью в колонии, добиваться того, чтобы эта жизнь и органически связанная с ней учебная деятельность принималась им не как навязанная извне обязательная тяжелая повинность, а видеть в ней личностно-значимое и интересное, а порой важное для него дело.

Под воспитательными отношениями при этом подразумеваются те специфические, практические социальные отношения, которые складываются у подростка на основе учебной деятельности. Поскольку главный труд воспитанника в колонии – это учеба в школе и профессиональном училище. Отношения к самой учебной деятельности— предметные отношения. Отношения с учителями, воспитателями, одноклассниками, которые на базе этой деятельности складываются и формируются, — взаимные, межличностные отношения. При этом второму виду отношений — отношениям социальным, межличностным — принадлежит решающее значение, ибо именно действия людей, социальные действия, в конечном счете, и слагают отношения к действительности. Как я использую это в своей работе? Мои отношения с ребятами в строгих условиях отбывания наказания основаны на том, что эти ребята мне интересны. Эти подростки очень тонко чувствуют фальшь и не прощают ее. В отношениях они тянутся к тому человеку, который общается с ними искренне, не поверхностно. В противном случае подросток отгораживается незримой стеной, он не услышит, что до него пытались донести, все пройдет мимо него.

О чем мечтают обычные 17-летние подростки? Одни - закончив школу, пойти учиться дальше, получить интересную востребованную профессию, другие – сознательно готовы пойти в армию, третьи – построить спортивную карьеру. А у воспитанника в колонии самая светлая мечта – освободиться по УДО, но в СУОН и этого ребята лишены, они не смогут покинуть стены исправительного учреждения до конца срока. На вопрос : « Что будешь делать дальше после освобождения?» редко кто отвечает что-то вразумительное, в основном « не знаю», « пойду куда- нибудь работать, где хорошо платят» или « пойду учиться на юриста». Когда начинаешь изучать воспитанника дальше, становится понятным, что он зачастую затрудняется в решении простейших жизненных задач. Значит, ему не просто нужны беседы куда пойти учиться, а разговор, из которого он поймет как пройти этот путь ступенька за ступенькой. И работать над этим должен не только учитель, но и социальный педагог, мастер ПУ.

В преддверии совершеннолетия (а у нас находятся в основном 16 и 17-летние подростки) очень важно помочь разобраться в построении семейных отношений. Наши воспитанники, пытаясь описать мотивы вступления в брак, отдают преимущество в основном таким социально-значимым аспектам:  «любви» (занимающей ведущее место), «желанию завести в будущем детей». Они далеки от того, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя не только мотивационную, но и социально-нравственную, психологическую и педагогическую готовность.

Сами, как правило, выросли в семьях неполных, неблагополучных. Родители не стали образцом, примером для подражания, воплощением лучших человеческих качеств, поэтому вот такую искаженную модель взаимоотношений с другими людьми ребята переносят в семьи, которые они сами создают. Я считаю, что именно здесь, в колонии, мы можем помочь подросткам понять, что для создания семьи нужна большая самоподготовка. Поощрять их к тому, чтобы они желали стать хорошим мужем, хорошим отцом для своих детей, таким человеком, с которым бы хотелось сохранить отношения на всю жизнь. Не секрет, что у некоторых воспитанников на воле уже растут маленькие дети или осталась беременная подруга. И здесь наши воспитанники не видят особых проблем. « Родится ребенок, будем радоваться тому, как он подрастает, будем все вместе гулять, покупать ему игрушки»,- рассуждает будущий отец, не представляя, что малыш требует внимания и заботы круглосуточно, требует немаленьких материальных средств буквально в первые дни после рождения, и это только начало.

Воспитывает, отмечал А. С. Макаренко, все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности подросток входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого подростка. Весь этот хаос не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности молодого человека. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя. 

Расскажу, как мне удается решать некоторые воспитательные задачи, используя творческую деятельность.

Конечно, когда начинаешь работать с такими подростками, приходится взвешивать каждое слово. По готовому сценарию провести даже самое простое мероприятие не получится. Здесь к каждому нужен особый подход. Прежде всего, его нужно расположить к себе. Начинаю занятие с таких вопросов, которые его касаются лично, так, чтобы разговор был ему интересен. Затем дополняю той информацией, которую он не знал. И постепенно выходим на замысел создать поделку.

Роман Р. тема воспитательного часа «О женщине».

Начинаем разговор о маме, бабушке, самых дорогих для Романа людей.

Подросток делится, что как-то видел сердечки, задекорированные зернами кофе, и обращается с просьбой помочь сделать такие в подарок маме. Начинается творческий процесс, в результате которого подросток включается в деятельность.

Данил И. беседа о защитниках Отечества

Начинаю разговор с вопроса: «Данил, тебя можно назвать защитником Отечества? » Ответ - отрицательный. Начинаем рассуждать, кого можно назвать. И тут подросток начинает с гордостью перечислять родственников, которые служили в армии. Оказывается, отчим был танкистом, много рассказывал о своей службе, принимал участие в международных учениях. В ходе разговора Данил вспоминает, что в детском доме собирал танк из бумаги . Обсудили вместе с ним, какие материалы ему пригодятся для выполнения поделки. Таким образом, тематическая беседа повлекла за собой выполнение творческой работы.

Беседуем с Иваном Ф.накануне Дня матери. Иван очень тепло отзывается о своей маме, вспоминает, как она горько плакала, когда на суде зачитали приговор. Предлагаю ему порадовать маму. Он согласился, только не знал, как это сделать. Предлагаю сделать открытку своими руками. Приступаем к творческой работе, парень старается изо всех сил, все получается. Затем вместе с ним еще и красивое стихотворение подобрали. Свое письмо к матери Иван начал словами: « Мама, этот подарок для тебя я сделал своими руками…»

Алексей Н.

Подросток начитан, неплохо знает историю. Выясняю, о каких интересных фактах Великой Отечественной войны он может рассказать. Сама рассказываю ему достоверную историю, как во время войны недалеко от Канска в Ирбейском районе во время грозы упали военные самолеты. Подростка это очень заинтересовало. В дальнейшем разговоре выясняется, что Алексей несколько лет занимался в судоавиамодельном кружке в Доме технического творчества в г. Каеркан. Так, в общении, мы выходим на замысел изготовить модель самолета для школьного музея.

Таким образом, при проведении одного занятия появляется возможность решить несколько воспитательных задач: воспитание патриотизма, любви к своей семье, к матери, а при работе над поделкой - воспитание аккуратности, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

На протяжении почти десяти лет мы видим, как меняются в лучшую сторону условия жизни ребят, которые отбывают наказание в нашем учреждении. Но создать отличные бытовые условия - не самое главное, главное - выстроить воспитательные отношения так, чтобы ребята оценили это, пересмотрели свое отношение к окружающему миру, чтобы им захотелось изменить себя, стать лучше. Вот это и будет победа над собой! Я думаю, что именно об этом говорит Макаренко.

Подчеркивая ведущую роль воспитательных отношений в становлении личности, осознавая определяющее место, которое должна занимать эта категория в структуре педагогического знания, многие ученые прошлого и настоящего (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, А. П. Сидельковский и др.) справедливо считали, что воспитательные отношения должно рассматривать как системообразующую «единицу», «клеточку» целостного педагогического процесса. 

Особо очевидным и актуальным это положение становится при построении личностно-ориентированных образовательных систем, к каковым прямо относится и коррекционно-развивающее образование. Привести в действие колоссальные компенсаторные возможности человеческой психики, раскрепостить, мобилизовать внутренние механизмы учения (интерес, активность, трудолюбие, прилежание), которые единственно и являются движущими силами учения и развития, возможно только выстраивая (а в случае необходимости — корректируя) воспитательные отношения во всем их многообразном спектре. Это и есть главный, истинный, по словам А. С. Макаренко (1958), объект педагогической работы. А воспитательные отношения в строгих условиях отбывания наказания – объект пристального педагогического внимания.


Список литературы

  1. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие – М.: Педагогика 1984. 380 с.

  2. Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании – М.:ООО Издательский дом «Карапуз», 2009. 290 с.

  3. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко.- М.: Высшая школа, 1972.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Головина Галина Ивановна

Дата: 16.10.2017

Номер свидетельства: 432561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства