Особенности духовно-нравственного воспитания в системе поликультурного образования в условиях учреждения дополнительного образованиz
Особенности духовно-нравственного воспитания в системе поликультурного образования в условиях учреждения дополнительного образованиz
В концепции модернизации российского образования указывается, что модернизация школы предполагает ориентацию образования не на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, а на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации, развитие внутреннего, духовного мира ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – приоритетное направление воспитания. На правительственном уровне всё чаще говорится о необходимости усиления духовно-нравственного стержня в образовании, т.е. о возвращении к фундаментальным нравственным ценностям. Школа должна воспитывать человека с твёрдой нравственной основой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности духовно-нравственного воспитания в системе поликультурного образования в условиях учреждения дополнительного образованиz»
Особенности духовно-нравственного воспитания в системе поликультурного образования в условиях учреждения дополнительного образования (на примере МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2»)
Спицына Евгения Васильевна, п.д.о., методист по научной деятельности МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2»
В концепции модернизации российского образования указывается, что модернизация школы предполагает ориентацию образования не на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, а на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации, развитие внутреннего, духовного мира ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – приоритетное направление воспитания. На правительственном уровне всё чаще говорится о необходимости усиления духовно-нравственного стержня в образовании, т.е. о возвращении к фундаментальным нравственным ценностям. Школа должна воспитывать человека с твёрдой нравственной основой.
Российская Федерация является многонациональной и многокультурной страной. В Ульяновской области, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав включает более 80 национальностей.
Духовно-нравственное воспитание - в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Наши педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность. Ведь очень важно, чтобы знания полученные детьми на уроке, апробировались детьми на практике, чтобы нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический подход определяли взаимоотношение всех объектов образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.
Актуальной сферой социальных инициатив учащихся сельской многонациональной школы в контексте задач духовно – нравственного воспитания являются:
Социальная помощь ветеранам Вов и труда;
Краеведческая работа;
Помощь в восстановлении памятников культуры и православных святынь;
Проведение акций, творческих дел, посвящённых государственным праздникам;
Изучение и развитие этнокультурных традиций;
Работа историко-краеведческого музея;
Проведение трудовых десантов по благоустройству своего села.
Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания открываются в модуле «Основы православной культуры», который ведётся пять лет в 5 классе за счёт школьного компонента, с 1 сентября 2012 года и в 4 классе, как учебный предмет, а с этого учебного года в 6-7 классах реализуется в форме дополнительного образования. Этот модуль ведет светский учитель прошедший курсы повышения квалификации при Симбирской Православной Епархии. На занятиях учитель даёт детям представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. Учащиеся узнают о житие святых, рассматривают изображения икон и картин, знакомятся с сюжетами Библии, с православными праздниками.
Важным для нашего коллектива явилось то, чтобы найти такие темы и события, которые смогли бы объединить учителей, детей, родителей, вызвавшие совместные переживания. Опыт показал, что такими темами стали: «Моя родословная», «Спасибо деду за Победу!», «Дети войны», «Выпускники школы – гордость села, страны». В такой работе были затронуты прошлое и настоящее, целые семьи, разные поколения, что позволяет ученикам увидеть масштабные исторические события через участие в них их родственников, бабушек и дедушек, родителей. Самое главное в работе – развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержнем являются традиции школы, села. Подготовка народных праздников «В семье единой», «Созвездие дружбы», «Национальное наследие», «Петров озкс» способствует интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвует в них все учащиеся, педагоги, а также многие родители.
За три года коллектив разработал теоретическую модель и методику диагностики системы организации поликультурного образования в учреждении дополнительного образования, педагоги участвовали в семинарах и конференциях по проблеме исследования, познакомились с ведущими специалистами Ульяновской области по организации поликультурного образования.
По 1 блоку было проведено анкетирование «Кто я?». Был выявлен высокий уровень этнокультурной подготовки в 1-4 классах, в среднем звене высокий уровень этнокультурной подготовки у 16 обучающихся, у 17 обучающихся средний уровень. В старших классах все показали средний уровень.
По 2 блоку был проведен опросник «Индекс этнической толерантности», который выявил высокий уровень у 14 обучающихся начальной школы и у 35 – средней, у 13 - старшей. Такие результаты свидетельствуют о способности ребенка слышать людей другой национальности, терпимом отношении к их поступкам, бесконфликтности, уважении к национальным традициям, обычаям, языку; младший школьник готов к пониманию и дружбе для улучшения жизни всех людей, признанию прав людей другой национальности.
Третий блокпоказал у всех 25 учащихся 1-4 классов и 42 – 5-9 классов высокий уровень, что свидетельствует что учащиеся соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе. Поликультурные умения и навыки сформированы в полной мере, учащиеся обладают большим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Проявляют активность и инициативу к объединению и общению с людьми другой национальности. А учащиеся -10-11 классов показали, в основном, средний уровень.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Действуют программы воспитательной работы«Одаренные дети», «Здоровье», «Умелые руки», «Поиск», «Гордость России», «Зеленый мир», «Милосердие».
Одним из важных качеств человека является его религиозная, межнациональная, социальная толерантность. Педагогический коллектив обратился, в формировании толерантности, к забытым в недавнем прошлом фестивалям и праздникам русских, мордвы и чуваш. Подготовка к таким событиям связана с изучением обычаев и традиций народов проживающих в нашей местности. Ученики, собирая материалы, знакомясь с жизнью своего и других народов, убеждаются в схожести обычаев, нравов, что способствует формированию толерантности личности.
Основными формами внеурочной деятельности в нашей школе являются: организация походов, участие в проектах. Большое значение уделяется посещениям храмов Барышского района и Ульяновской области.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Внешкольную деятельностьневозможно осуществить без сетевого образовательного пространства: это с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями. На базе образовательного учреждения действуют творческие объединения: «Историко-краеведческое» «Экодом», «Культура чувашского народа», «Народные увлечения для развлечения» от дома детского творчества, «Музыкальное творчество народов населяющих Ульяновскую область», «Чувашское и мордовское зодчество», «Юный краевед», «Диалог культур» от школы.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Таким образом, возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием, формированием у них гражданско-патриотических качеств и национального самосознания.
Мы считаем, что наша работа даёт положительную динамику по формированию духовно-нравственных категорий. Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.