kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие "Русская народная кукла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие "Русская народная кукла"предназначена для педагогов дополнительного образования,  учителей начальных классов и технологии.Цель занятия:систематизировать сведения о народной кукле;научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – Вепсскую куклу.              

Задачи: 

  • познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол ;
  • дать учащимся представление об особенностях русского народного костюма;
  • пробудить у учащихся интерес к народному творчеству, к традициям русского народа;
  • научить подбирать материалы для изготовления костюма куклы;
  • воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Русская народная кукла" »

Открытое занятие

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: « РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА»

ЦЕЛЬ:

  • систематизировать сведения о народной кукле;

  • научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – Вепсскую куклу.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол ;

  • дать учащимся представление об особенностях русского народного костюма;

  • пробудить у учащихся интерес к народному творчеству, к традициям русского народа;

  • научить подбирать материалы для изготовления костюма куклы;

  • воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ:

  • лоскуты белой и набивной ткани размером 20*20см;

  • нитки для перевязывания;

  • вата для набивки;

  • тесьма, кружева, бусины, ленточки;

  • ножницы для обрезания ниток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

- сообщение темы и цели занятия;

- проверка готовности к занятию.


  1. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


- При слове « кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

А как вы думаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его значение?


Рассказ учителя:

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова слово «кукла» формулируется так: это детская игрушка в виде фигурки человека.


Кукла , куколка, кукленок – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного. В.И. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, «Русский язык», 1999, Т 2, С.213.

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Кукла - способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла - достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твердого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил...

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги- повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

(Слайд)

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.(Слайд )

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Можно научиться мастерить русские куклы-закрутки, которые по преданию приносят в дом счастье и исполняют желания. Их так и называли — «Желанница». Эта кукла обшита ленточками, пуговичками и бусинками.  (Слайд)


При рождении ребенка также и в родильном обряде применяли куклу-«пеленашку». Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). Малыша сразу после рождения прятали в хлеву или чулане. В это время к лежащему на постели в женском платье и стонущему мужу, изображавшему рожающую жену, приносили куклу-«пеленашку». Считалось, что этот обряд отводил опасность от матери и ребенка.

«Пеленашка» была и неизменной куклой для ребенка в играх.

В основе правил изготовления «Пеленашки» воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел располоается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова. Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как-бы дух предков, обращённый к потомкам. (Слайд )

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.  Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. (Слайд)

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в сопровождении показа и демонстрации элементов работы педагогом.

1) Практическую работу обеспечить музыкальным сопровождением;

2) В ходе работы обеспечить учащихся необходимыми консультациями.

3) Учащимся выполнить изделие до конца.

4) Анализ работ учащихся, обоснование выбранных символов.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ 1) Качественная оценка работы.

2) Достигнуты ли цели занятия?

3) Все ли учащиеся справились с работой?

4) Что вызвало затруднение?


5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Изготовить дома еще какую-нибудь из увиденных кукол.

6. РЕФЛЕКСИЯ. Выбрать поговорку.

Всѐ хорошо, что хорошо кончается.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Аппетит приходит во время еды.

У страха глаза велики.

Учиться никогда не поздно.

Не так страшен чѐрт, как его малюют.

Ум хорошо, а два лучше.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а кто на дело гож.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Век живи – век учись.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытое занятие "Русская народная кукла"

Автор: Трубанова Валима Шарифулловна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 220007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект открытого занятия в объединении «Сувенир» на тему: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»"
    ["seo_title"] => string(105) "konspiektotkrytoghozaniatiiavobiedinieniisuvienirnatiemuizghotovlieniienarodnoitriapichnoikuklyviesnianka"
    ["file_id"] => string(6) "289279"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454771380"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Мы модельеры и дизайнеры» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-my-modiel-iery-i-dizainiery"
    ["file_id"] => string(6) "197028"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428161962"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект занятия " Народная кукла-закрутка""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_zaniatiia_narodnaia_kukla_zakrutka"
    ["file_id"] => string(6) "578012"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618241835"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Мастер-класс "Традиционная народная кукла-оберег на счастливое материнство""
    ["seo_title"] => string(83) "mastier-klass-traditsionnaia-narodnaia-kukla-obieriegh-na-schastlivoie-matierinstvo"
    ["file_id"] => string(6) "315886"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459968804"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Мастер-класс "Традиционная народная кукла-оберег на счастливое материнство""
    ["seo_title"] => string(85) "mastier-klass-traditsionnaia-narodnaia-kukla-obieriegh-na-schastlivoie-matierinstvo-1"
    ["file_id"] => string(6) "315887"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459968814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства