Оценка уровня нравственной воспитанности обучающихся в учреждении дополнительного образования
Оценка уровня нравственной воспитанности обучающихся в учреждении дополнительного образования
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни является актуальной задачей в системе образования и важнейшим условием развития России.
Организация духовно-нравственного воспитания требует от педагогов знания уровня нравственной воспитанности обучающихся, которое позволяет на его основе прогнозировать и конструировать процесс воспитания, ориентировать его на конкретный воспитательный результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценка уровня нравственной воспитанности обучающихся в учреждении дополнительного образования»
Оценка уровня нравственной воспитанности обучающихся в учреждении дополнительного образования.
Спицына Евгения Васильевна, МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2», к.п.н, методист по научной работе
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни является актуальной задачей в системе образования и важнейшим условием развития России.
Организация духовно-нравственного воспитания требует от педагогов знания уровня нравственной воспитанности обучающихся, которое позволяет на его основе прогнозировать и конструировать процесс воспитания, ориентировать его на конкретный воспитательный результат.
Проблема изучения личности ребёнка, диагностики его воспитанности была обозначена в отечественной педагогике давно (П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская и др.).
В современных исследованиях предприняты попытки определить понятия, критерии, уровни воспитанности, пути её выявления (В.Т.Чепиков, Н.П.Капустин, М.И.Шилова, Н.Г.Агнетько, О.В.Белоусова и др.), но, как указывает В.Т.Чепиков, проблема нравственной воспитанности не имеет должной реализации в научно-обоснованных методических рекомендациях для педагогов.
В основном, о нравственной воспитанности детей судят по внешним признакам: ранее сложившимся впечатлениям или тем поступкам, которые совершил ребёнок. Но оценка поведения не даёт полного представления об уровне нравственной воспитанности личности ребёнка, так как часто включает только нарушения дисциплины и порядка, которые он совершил. Поэтому, как правило, только такие дети становятся объектом воспитательной работы.
По мнению М.И. Шиловой, воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, уровнем развития: «Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям и самому себе».
В нашем учреждении дополнительного образования проводится комплексная оценка уровня воспитанности детей, которая включает и нравственный компонент. За основу мы взяли диагностическую программу изучения уровня воспитанности учащихся М.И.Шиловой и Н.П.Капустина для 1-5-х классов, и методику измерения уровня воспитанности школьников О. В. Белоусовой для 6-8 классов и 9-11-х классов.
В методике М.И.Шиловой и А.Н.Капустина уровень воспитанности детей оценивается по 10 показателям: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, отношение к учёбе, отношение к труду, чувство товарищества, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, простота и скромность, культурный уровень.
При подсчёте среднего балла учитываются ответы детей, родителей и педагогов. Затем, полученные баллы распределяются по 4-м уровням воспитанности: низкий, средний, хороший и высокий.
В методике О.В.Белоусовой уровень воспитанности подростков оценивается по 6 показателям: отношение к отечеству, к труду, к культуре, к знаниям, к себе. Каждый показатель оценивается и распределяется по 4-м уровням: высокий, средний, низкий и недопустимый.
Используемые в методиках показатели раскрываются в основных проявлениях (честность, вежливость, умение отвечать за свои поступки) и являются базовым минимумом, ориентиром в духовно-нравственном воспитании детей, так как оно и складывается из таких проявлений как: любовь к родной природе, забота о своей школе, доброта и отзывчивость по отношению к старшим, младшим, толерантное отношение к представителям другой национальности и т.д.
Определение уровня воспитанности должно происходить в триаде: ребёнок-родитель-учитель, так как образовательные учреждения, несомненно призваны создавать условия для становления нравственного развития и воспитания детей, но основы духовно-нравственного воспитания, безусловно, закладываются на уровне семьи.
Анализ воспитанности ни в коем случае не является средством «сортировки» обучающихся, выявления их недостатков. Наоборот, важно найти и обязательно отметить сильные стороны каждого ребёнка, чтобы построить дальнейшую воспитательную работу с детьми, которая может состоять в приобщении к доступным формам самоанализа и самооценки поведения ребёнка, в наблюдении, в введении учащихся в сложную (проблемную) ситуацию, в которой проявляется изучаемое качество личности.
Управление процессом нравственного воспитания предполагает обсуждение и анализ полученных результатов. Они могут осуществляться на педагогическом совете, родительском собрании, в индивидуальной беседе с обучающимися, коллективно с группой обучающихся, т.е. в разной форме и разными методами, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, степени защищённости личности в коллективе, взаимоотношений педагога с родителями и др. Такой комплексный подход при проведении обследования позволяет сопоставлять данные, распознавать основные (как позитивные, так и негативные) характеристики конкретного человека или коллектива, в итоге получая целостное видение объекта. Таким образом, регулярно повторяющееся комплексное обследование обучающихся с помощью одного и того же набора методик, позволяет наблюдать изучаемые факторы и характеристики поведения детей в динамике и своевременно реагировать на происходящие изменения.