Памятка помодет педагогам правильно составить план по самообразованию. В памятке отражается схема написания плана по самообразованию, как правильно сформулировать тему самообразования, примерные темы по самообразованию для классных руководителей, воспитателей, учителей начальных классов, учителей-предметников, алгоритм работы по самообразованию, критерии эффективности самообразования,анализ самообразовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятка педагогам по самообразованию »
Памятка для педагогов по организации самообразования
САМООБРАЗОВАНИЕ - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. «САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» (педагогический словарь)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.
Формирование экологической культуры личности.
Экологическое воспитание в семье.
Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).
Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.
Нравственное воспитание школьников.
Этический диалог как форма нравственного воспитания.
Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.
Культурологический подход к воспитанию.
Формирование творческой личности.
Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.
Воспитание культуры межнационального общения:
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).
Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.
Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.
Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
Организация работы с одаренными детьми.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.
Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.
Воспитательная система класса.
Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности
Активные формы работы с воспитанниками.
Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
Технология индивидуальной работы с учащимися.
Самоуправление в классе.
Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.
Формирование национального самосознания школьников.
Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.
Самовоспитание школьников.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
Подготовка учащихся к семейной жизни.
Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Актуализация возможностей проблемного обучения.
Виды словарной работы на уроках русского языка
Виды письменных работ творческого характера.
Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников
Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации
Деятельностный метод в развитии познавательных процессов (во внеурочной деятельности)
Занимательные задачи в курсе математики.
Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве.
Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одарённости
Использование информационных технологий в образовании.
Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов.
Использование информационных технологий в образовании.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.
Изучение программы Microsoft Office Power Point и использование электронных презентаций на уроках в начальной школе
Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе
Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока
Использование ИКТ на уроках в начальной школе
Игровая деятельность В ГПД
ИКТ на уроке обучения грамоте в 1 классе
Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей
Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника
Использование возможностей интерактивной доски Panabord на уроках естествознания в формировании познавательной активности учащихся
Использование проблемных технологий на уроках математики в начальной школе
Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью развития интеллектуальных способностей учащихся.
Использование ИКТ на уроках математики для повышения качества образования младших школьников.
Использование проблемных ситуаций на уроках математики.
Изучение и внедрение проектной деятельности ( индивидуальной и коллективной) в УМК «Гармония».
Использование дидактических игр на уроках письма и развития речи в коррекционном классе.
Использование информационных технологий в обучении младших школьников.
Классный руководитель – координатор школы, семьи и социума
Клубный час
Критериальное оценивание в начальной школе.
Мониторинг учебных достижений по теме: «Безударная гласная
Освоение методологии проектирования концепции развития универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования
Организация внеучебной деятельности школьников на начальной ступени обучения.
Организация внеучебной деятельности школьников на начальной ступени обучения.
Обучение динамическому чтению в свете новых образовательных стандартов образования».
Оценка достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ в 4-х классах.
Организация групповой работы
Освоение возможностей новой операционной системы в рамках повышения ИКТ-компетенции с практическим применением на уроках математики
Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей
Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения
Применение ИКТ в начальной школе
Построение образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС.
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Проблемное обучение на уроке обучения грамоте (литературного чтения) в начальных классах по программе «Школа 21 века».
Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
Применение ИКТ на уроке окружающего мира в 4 классе
Применение ИКТ на уроках русского языка во 2 классе
Применение ИКТ на уроке окружающего мира во 2 классе
Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальных классах
Повышение ИКТ - компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски Panabord на уроках естествознания
Повышение качества образования на уроках математики в 1 классе путем использования программы mimio
Повышение ИКТ-компетентности, освоение возможностей использования программы mimio на уроках русского языка
Повышение качества преподавания через использование интерактивной доски Panabord на уроках истории
Применение информационных технологий с целью развития творческих способностей учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов
Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов
Проблемы преемственности между начальным и средним звеном, пути их решения
Проблемные ситуации на уроках.
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей
Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников.
Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности.
Развитие речи учащихся как одна из основных задач начального образования.
Развитие математических способностей учащихся рамках программы «Школы 2100», как средство активизации учебной деятельности.
Ролевая игра как интерактивный метод обучения
Развитие логического мышления в процессе обучения математике
Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ
Развитие творческих способностей младших школьников на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
Развитие устной речи учащихся при опоре на творческие способности
Решение простых задач – основа успешного усвоения способов решения составных задач
Развитие речи мл. школьников
Работа с одаренными детьми
Работа с гиперактивным ребенком
Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся ГПД
Развитие орфографической зоркости
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий
Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС
Развитие познавательных способностей у младших школьников
Развитие творческого мышления на уроках математики
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики.
Развитие логического мышления на уроках математики.
Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка
Развитие навыков устного счета на уроках математики
Развитие речи на уроках
Развитие устного счета на уроках математики, активизация учащихся на всех уроках
Развитие орфографической зоркости
Совершенствование системы педагогической диагностики с целью повышения качества обученности учащихся.
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Создание здоровьесберегающей среды на уроках физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.
Тестирование как средство организации контроля в начальной школе
Формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями через уроки физической культуры и внеклассной работы.
Формирование коллектива, развитие самостоятельности на уроках
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Три составляющие в воспитании детей: семья, школа, общество
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов
Технология развития критического мышления
Технология проблемно-диалогического обучения
Технология дифференцированного обучения
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время
Формирование готовности обучающихся к итоговому тестированию в начальной школе.
Формирование познавательной мотивации на уроках русского языка в начальной школе
Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся.
Формирование навыков выразительного чтения.
Физкультурно-оздоровительная работа в ГПД
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка путем использования современных информационных технологий
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов
Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Формирование навыков устного счёта путём применения интерактивных методов и форм обучения
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения
Эффективные методы и приемы обучения чтению.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
«Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии».
«Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность».
. «Развитие восприятия музыки как основа воспитания музыкальной культуры школьников».
«Музей в учебном заведении».
«Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
«Решение задач повышенной сложности как средство развития познавательной активности учащихся».
«Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке русского языка через различные средства наглядности, в том числе ИКТ».
«Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности», 10.: «Влияние индивидуальных подходов к личности человека на развитие умственных способностей».
«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи».
«Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков в процессе обучения русскому языку в 6-ых и 9-х классах».
«Научно-исследовательская работа на уроках биологии».
«Основы методологии научно-педагогического исследования по физической культуре и спорту».
«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».
«Методика работы над сжатым изложением на уроках русского языка в 8-х-9-х классах».
«Краеведение в обучении географии».
«Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
«Применение игровых технологий на уроках русского языка».
«Совершенствование техники чтения младших школьников».
«Развитие познавательных способностей на уроках математики».
«Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся».
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время».
«Развитие фонетической стороны речи на базе цифровых технологий».
«Методика подготовки учащихся к олимпиадам».
Развитие творческих способностей детей в урочное и во внеурочное время».
«Использование информационных технологий в условиях модернизации образовательного процесса».
«Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению биологии».
«Использование информационных технологий на уроках математики в условиях модернизации образовательного процесса».
«Комплексный анализ текста на уроках русского языка»
«Комплексный анализ текста на уроках русского языка»
«Работа с текстом на уроках русского языка»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»
«Компетенции и компетентностный подход в преподавании математики»
«Совершенствование учебно – познавательных компетенций учащихся на уроках математики с использованием ИКТ
«Формирование ценностно – смысловых компетенций учащихся на уроках математики»
«Конструирование учебного занятия»
«Методические аспекты преподавания тем «Компьютерные коммуникации и Интернет» и «Веб – конструирование»
«Формирование приемов самостоятельной работы учащихся с учебной информацией на уроках географии»
«Активные приемы и методы в обучении грамматике»
«Развитие иноязычной компетенции учащихся в условиях профильного обучения »
«Тестирование как средство контроля»
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в начальной школе»
«Формирование языковых компетенций через ИКТ»
«Развитие иноязычной компетенции учащихся в условиях профильного обучения »
«Роль ИКТ в формировании ключевых компетенций учащихся»
«Роль истории и обществознания в формировании базовых компетенций учащихся»
«Личностно – ориентированный подход в преподавании истории и обществознания.
« Интернет – технологии для учителя – предметника".
Алгоритм работы учителя по самообразованию.
Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям и в соответствии с методической темой школы
Разработка плана по самообразованию
Определение источников информации
Изучение теоретических источников
Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)
Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов
Подготовка отчета по теме самообразования
Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности
Критерии эффективности самообразования.
Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер
Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)
Имеет место научная обоснованность плана
Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении
Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда
Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся
Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования
Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета
Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач
Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности
Развивается способность использования в своей работе информационных технологий
Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.
Папка «Самообразовании». Примерное содержание.
1. Титульный лист
2.Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 5 лет.
Изучение психолого-педагогической литературы
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Участие в системе методической работы школы
Участие в системе методической работы района и области
Курсовая переподготовка
4. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год
5. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год
6. Материалы работы над индивидуальной методической темой
Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)
Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)
7.Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.
Примерный план работы педагога по самообразованию
Этапы
Содержание работы
Сроки
1. Организационно-диагностический
1.Анализ затруднений.
2.Постановка проблемы.
3.Диагностические срезы.
4.Определение цели и задач работы над темой.
1-й год
работы над
темой
II. Теоретико-прогностический
1.Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
4.Методическое обеспечение
5.Подготовка материально-технической базы
1-й (2-й) год
работы над
темой
III. Практический
1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
3. Представление материалов
4. Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы
3-й год,
(4-й), (5-й)
V. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
Алгоритм осуществления процесса самообразования
Первый этап – Организационно-диагностический Цель: изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы по самообразованию. Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.
Второй этап – Теоретико-прогностический Цель: определение этапов, форм и методов исследования выбранной темы,изучение теоретических основ и практического опыта по теме. Формы представления результата работы: план-программа самообразования.
Третий этап – Практический Цель: внедрение в практику подготовленного материала. Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты, памятки и др.
Четвертый этап – Обобщающий Цель: Оформление результатов работы по теме самообразования внедрение в практику подготовленного материала. Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Пятый этап – Внедренческий Цель:, самоанализ педагогической деятельности. Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта, презентация и др.
Индивидуальный план самообразовательной деятельностина _______20_____ учебный год
( примерный вариант 1)
месяц
Направления работы
Способы достижений
Анализ достижений
Сентябрь
(Пример):Работа с документацией
Изучение закона об образовании РФ,рекомендаций по преподаваемому предмету
Знакомство и анализ документации
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
( примерный вариант 2)
четверть
Направления работы
Способы достижений
Анализ достижений
Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год. (Вариант 1)
1.Организация работы по самообразованию. Изучение литературы по теме________________
Автор
Название книги, статьи, документа…
Издательство; название электронного сайта
Краткая анатация, заметки
2.Практическая реализация темы по самообразованию
Форма
Тема
Уровень
Дата
Открытый урок, мастер-класс, выступление, статья, публикация и т.п.
Школьный,районный, областной, всероссийский
Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год. (Вариант 2)
Анализ самообразовательной деятельности педагога __________________________за 20__ - 20__ уч.г.
Литература, изученная по данной проблеме:_____________________________________________________
Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.
б) выступления на методических объединениях по темам:
4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________
а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________
б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________
5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:
а) составление каталога литературы ______________________________________________________________
б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________
в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. :
повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка методических информаций по применению новых методических технологий;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
доклад
защита исследовательской работы
показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения
брошюра,
листовка,
буклет
открытое занятие
проведение семинара
обучения коллег новым методикам
практикум (тренинг)
лекция
Памятка к исследовательской работе педагога
Как правильно сформулировать тему:
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Изучаемый процесс
Предмет исследования
Условия
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние
и т.п.
Познавательные способности
Познавательная активность
Умения что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и т.п.
На музыкальных занятиях
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем – либо
В игровой деятельности
и т.п.
Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»
Формулировка темы по схемам:
ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?