kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание через экологическое образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание через экологическое образование»

Патриотическое воспитание через экологическое образование

"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - В.С.Сухомлинский.

Только мы, учителя, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"

Поставила перед собой несколько задач:

  1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;

  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.

  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.

  4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего села, города, показываю связь родного края со всей страной.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень")

  • "Путешествие в зиму")

  • "Прогулка с весной")

  • "Весна"

Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе.

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограничениях возрастных возможностях познавательной деятельности школьников, что создаёт основы для изменения и обновления всех компонентов экологического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям.

В основе построения мероприятий с экологической направленностью, по моему мнению, должны лежать следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса, способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей среды;

- обучение методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Я считаю, что разработка мероприятий с экологической направленностью должна проводиться с учётом отражения в них аспектов содержания экологического образования: научно-познавательного, ценностного, нормативного, практически - деятельного.

Я учитываю, что организация практической деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками, сажать деревья, очищать родники, пруды ,реки и многое другое. В содержании экологического образования, на мой взгляд, аспектными должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связей с окружающей средой. Школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельность. У меня появилась возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека (сахарная свёкла – сахар; деревья – древесина – предметы из древесины; глина – кирпич – дома и т. д.), со средой населённых мест, что позволило мне показать детям роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого намечаю пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:

  • "Экологический вестник";

  • "Природа и мы";

  • "Оглянись вокруг";

  • "Остановись, мгновение".

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания... Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

В русле традиций педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическом в частности я имею в виду вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений, навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание предоставляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Тем самым я делаю акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.

Среди многих задач экологического образования и воспитания младших школьников особое место занимает усвоение ими сведений о природе, поведении, отражённых в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике. Традиции взаимодействия с природой рязанского народа уходят корнями в далёкое прошлое. И это не случайно. Рязанский край исстари славится своими реками, родниками, лесами, растительным и животным миром. Для предков рязанского народа – это «педагогика леса», который был вторым домом, «отцом родным», «радостью души». В то же время он является воспитателем, покровителем народа, учил трудолюбию, наблюдательности, помогал выжить в трудных условиях. Они осознали большую ценность деревьев в быту, хозяйственной жизни, бережно относились к лесу, и это отношение закреплялось в сознании на протяжении многих столетий. Бережное отношение к окружающей среде ярко выражено в произведениях устного поэтического творчества, которые своей выразительностью, отточенностью образов, близостью к родной природе оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, несут огромный нравственно-эстетический потенциал.



Наша Секиринская школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Специфика работы школы откладывает отпечаток на формирование экологической ответственности у школьников. Это позволяет развернуть краеведческую работу, сосредоточить внимание на такой важной её составной части, как изучение флоры и фауны края, проведении наблюдений, организации практических дел по охране природных богатств, сборе этнографических материалов. Такая деятельность содействует воспитанию любви к своему краю, национальной культуре, истории жизни народа, природе. В нашей школе проводится большая работа по отбору ярких и доступных для понимания учащихся легенд, сказок, пословиц, поговорок, загадок, содержащих идеи бережного отношения к природе, а также народных игр, жанров детского фольклора, элементов традиционных праздников, обычаев и секиринской одежды. Всё это и многое другое хранится в школьном краеведческом музее, где дети имеют возможность соприкоснуться с наследием Рязанской Земли.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание через экологическое образование

Автор: Юркина Светлана Анатольевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Гражданско-патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_cherez_ekologicheskoe_obrazovanie_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "508085"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1555951942"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Ученье Айыы-основа духовно-патриотическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(60) "uchien-ie-aiyy-osnova-dukhovno-patriotichieskoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "162490"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422362460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства