kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая статья "Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции ученика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших проблем современной России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков.

Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина.
Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы встает вопрос, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать граждан России, мы задаемся вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья "Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции ученика" »

Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции ученика

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Некрасов Н.А. «Поэт и гражданин»

Проблемы гражданского воспитания в современной школе

Одной из важнейших проблем современной России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков.

Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина.
Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы встает вопрос, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать граждан России, мы задаемся вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти.

Федеральный Закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ определяет государственную политику в области образования, базирующуюся на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, как приоритетную.

К основным категориям гражданского воспитания относятся понятия: гражданственность, гражданская позиция.
Мы трактуем понятие «гражданская позиция» как свойство личности, проявляющееся в разнообразных видах деятельности, в том числе социальной, содействующее успешной ее социализации.

Общей целью программы Духовно-нравственного развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Вопросы организации самоуправления обучающихся, детских объединении находятся в центре внимания государства и общества.

Россия сегодня остро нуждается:

  • в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны,

  • нуждается в компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки.

Значит, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан.

Школьные объединения, Школьное самоуправление выступает сегодня как фактор воспитания гражданственности.

Школа предоставляет школьникам возможность получить демократический опыт управления школой через детское объединение, самоуправление.
В Строжевской школе объединение детей существует с 1998 года.

Главная цель детского общественного объединения - создание условий для всестороннего развития ребят в различных сферах жизни. Данная цель реализуется через включение членов организации в реальную социально-значимую многопрофильную деятельность.
Одной из первостепенных задач является вовлечение детей и подростков в позитивную общественно полезную деятельность.

Задачи:

  1. Формирование и развитие у учащихся умений управления малыми и средними коллективами и создание атмосферы в детской среде, обеспечивающей включение учащихся в решение внутришкольных проблем.

  2. Обучение детей основам демократических отношений в обществе.

  3. Создание условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.

  4. Развитие взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями района и республики.

  5. Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление различных направлений и видов деятельности.

  6. Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников.

  7. Вовлечение наибольшего числа учащихся в процесс управления и организации жизни школы.

Смысл деятельности заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Основные задачи гражданского воспитания в школе:

  • Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

  • Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины.

  • Социализация личности.

Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы.

  • Формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание).

  • Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину

  • Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.

  • Формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.

В школе создается обстановка, при которой учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися.

Самоуправление помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Но, Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителей.

Организация работы делает подростков активными участниками школьной жизни, и реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция.

Без организации конкретного участия школьника в общественной жизни школы, села, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в пустую, бесполезную, формальность.

От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Совет школы - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда задумывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, руют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка зависит успешность деятельности всей организации.

Взаимодействие с социумом. У нас есть возможность сравнивать себя с какой-либо другой организацией, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастными к общему делу.
С 2007 года мы являемся членами Ассоциации ДОО РК, которая в свою очередь входит в состав СПО ФДО.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся распределяются по трем уровням.

1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3 уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Опираясь на классификацию уровней ФГОС «знаю» - «понимаю» - «делаю», можно определить классификацию уровней при развитии детского объединения

  1. Уровень воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

  2. Уровень взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного соуправления).

  3. Уровень соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели соуправления).

Таким образом, можно построить следующую линию: «воздействуем» «взаимодействуем» «развиваемся».

Заключение

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Если ребенок с детства принимает активное участие в жизни школы, района, то у него закладываются основы правовой грамотности, понимание гражданской активности

Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование, формирование гражданской позиции – в это миссия объединения.

Библиография:

  1. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Васильева Л.М. Изучение социализации подростков 14-16 лет: Методики, параметры и критерии оценки качества обучения – Сб.научн.трудов. – М., 2004.

  3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности.- М.: Интер-пракс, 1994.

  4. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Правда, 1987. – 573с.

  5. Мы - сограждане. Т.1.- М.: Бонфи, 2002.

  6. Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М., 2011.

  7. Нечаев М.П. Методика создания и развития школьного самоуправления. М.: АПК и ППРО, 2006. - №4.

  8. Никитин А. Социальное пространство личности// Проблемы политико-правовой социализации школьников.- М, 1997.

  9. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях.- М.: «Университет», 2001.

  10. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. Дата обращения: 11.04.2014.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исупова Людмила Владимировна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства