Просмотр содержимого документа
«Педагогическая поддержка индивидуальности школьников»
Педагогическая поддержка индивидуальности школьников,
осуществление мониторинга их личностного развития.
Педагогическая поддержка рассматривается учеными, как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.
Педагогическая поддержка характеризует помощь ребенку в процессе индивидуализации и может быть рассмотрена в аспекте помощи ребенку в процессе не только социализации, но и самосовершенствования. Педагогическая поддержка имеет ряд особенностей. Важнейшей часть связанна с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание помощи детям.
Педагогическая поддержка предполагает: - оказание помощи ребенку в установлении дружеских контактов, освоению способов бесконфликтного взаимодействия, договорных отношений; - принятию норм и правил жизнедеятельности коллектива и законов общества; - развитию интеллектуальных, эстетических, этических способностей; - развитию качеств и черт характера, необходимых для полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворчества (коллективная разработка правил и законов жизни коллектива и их поддержание) и т. д.
В первую очередь надо вести постоянный контроль за качеством образования, отслеживать уровень обученности и воспитанности учащихся. В этом помогает мониторинг, в систему которого входит своевременная диагностика учащихся на протяжении всего учебного года. 1.Рейтинг успеваемости. Учащиеся могут наглядно видеть все изменения личных достижений, сравнивать свои результаты и сопоставлять их с результатами одноклассников. 2.Диагностика качества образования. Качество обученности, уровень обученности. 3.Социопсихологический мониторинг здоровья обучающихся.
4.Посещаемость
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе, для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября необходимо проводить стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности к обучению в школе, результатах оценки предметной готовности к обучению. По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность видеть уровень индивидуального развития и степень соответствия на данный период.
Диагностические методики, используемые при изучении эффективности воспитательного процесса: - Методика «Что мы ценим в людях»
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально.
Обработка и интерпретация результатов теста
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
-Методика «Как поступать»
Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему? • 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. • 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. • 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. • 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе. 5. Не завидует другу. 6. Защищает друга в его отсутствие. 7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 8. Хранит доверенные ему тайны. 9. Не критикует друга публично. 10. Не ревнует друга к остальным людям. 11. Стремится не быть назойливым. 12. Не поучает, как нужно жить. 13. Уважает внутренний мир друга. 14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 15. Не стремиться переделать друга по своему образцу. 16. Не предает в трудную минуту. 17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18. Понимает состояние и настроение друга. 19. Уверен в своем друге. 20. Искренен в общении. 21. Первым прощает ошибки друга. 22. Радуется успехам и достижениям друга. 23. Не забывает поздравить друга. 24. Помнит о друге, когда того нет рядом. 25. Может сказать другу то, что думает. Обработка результатов: Ответ «да» 2 балла, «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить. От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный.