kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая профилактика злоупотребления психоактивными веществами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме организации деятельности школьных учителей  по формированию здорового и безопасного образа жизни подростков, педагогической профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Рассматриваются методы, направленные на обучение здоровью, формирование ценностей и стиля здорового образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая профилактика злоупотребления психоактивными веществами»

Педагогическая профилактика злоупотребления психоактивными веществами

Югатов В.М.(г.Старый Оскол)


Статья посвящена проблеме организации деятельности школьных учителей по формированию здорового и безопасного образа жизни подростков, педагогической профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Рассматриваются методы, направленные на обучение здоровью, формирование ценностей и стиля здорового образа жизни.

Ключевые слова: вредные привычки, психоактивные вещества, факторы риска, стиль здорового образа жизни, культура здоровья, участники профилактического процесса.



The pedagogical prevention of using the psychoactive substances.

W.M.Yugatov (Stary Oskol)

The article is devoted to the problem of teaching activity organization for the formation of healthy and harmless lifestyle of teenagers and for the pedagogical prevention of using the psychoactive substances. This article is concerned with different methods of healthy lifestyle education.

The main words: bad habits, health hazard, psychoactive substances, healthy lifestyle, the members of the preventive process.

Учить здоровью.

Пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»; беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. Иными словами, здоровью надо учить.

Надо признать, что работа школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья подрастающего поколения становится всё сложнее и ответственнее.

Деятельность учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте, сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявление педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности ученика к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитания у него культуры здоровья.

Реформирование образовательной системы, интенсивность учебной деятельности, переход от традиционной организации учебного процесса к новым технологиям может негативно сказаться на состоянии их физического и психического здоровья. Ситуация обостряется в связи с возрастающей популярностью в молодёжной среде привлекательности различных видов нефизической активности и ростом вредных привычек.

В настоящее время во всём мире ключевыми проблемами являются профилактика злоупотребления психоактивных веществ. К психоактивным веществам, из действующих на социальное, личностное, психическое и физическое здоровье детей и молодёжи, следует относить и никотин, и алкоголь, включая так широко рекламируемое пиво, и собственно наркотики.

Существуют факторы риска, которые можно разделить на три группы:

- социальные факторы – доступность вещества (или препарата); мода на него; влияние группы сверстников (самый значимый фактор); постоянные конфликты в семье, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания в семье, или чрезмерная опека.

- психологические факторы – личностный характер; привлекательность испытываемых ощущений и переживаний; эмоциональный стресс в семье, учебном заведении.

- биологические факторы – пути и природа употребляемого вещества; тяжело протекающий переходный возраст; наследственность.[3]

Для нас – учителей – это должно быть принципиально важно, потому что, ни один ребёнок не должен воспринимать социальный мир, в который он входит, через призму изменённого любыми психоактивными веществами сознания. Первичная антинаркотическая профилактическая работа является прерогативой той социальной системы, которая ближе всего находится к ребёнку, к его семье, двору, ближайшему окружению. Такой средой, несомненно, является школа.

Все чаще подростки сталкиваются с наркотической зависимостью, в большинстве случаев это происходит из-за проблем в семье либо после унижений сверстников. Правда, подростки могут начать употребление наркотиков даже, если в их жизни все складывается как нельзя лучше. Просто они попадают под влияние других людей и, увидев, как в клубе знакомые принимают те либо иные наркотики, делают также. После выясняется, что подросток хотел быть таким, как и все, не быть белой вороной. Даже легкие наркотики могут привести к школьной неуспеваемости, отсутствию знакомых и друзей, к нарушению закона. 

Проблема - как и с какого возраста, формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией? Как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие наркотизации и ранней алкоголизации? Данные социально-медицинских исследований свидетельствуют о запущенности ситуации в разрешении этой проблемы. Сегодняшние дети и подростки по сравнению с взрослыми значительно шире осведомлены о способах их применения, "точках", где их можно приобрести. Учащиеся в возрастной группе 11-14 лет при опросе, значительно чаще, чем взрослые указывают наименования разных психоактивных веществ, формирующих зависимость. 

В настоящее время необходимо формировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения. Речь идет не о минимуме информации о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо", а именно о задаче учителя в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. Определение здоровья, которое сформулировано Всемирной организацией здравоохранения – « здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием». Необходимо специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация здоровья и здорового образа жизни, несомненно, является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков.

Исследования ученых показывают, что для прочного усвоения несовершеннолетними какого-либо нового понятия, необходимо его содержание повторить не менее 12-15 раз в течение учебного года. Наилучшее усвоение содержания бесед (лекций) происходит в коллективах, классах. При этом следует учесть, что у учащихся уже установлен контакт со своим педагогом и, как правило, к нему отношение более доверительное, чем к приглашенному специалисту. Поэтому беседы о вреде наркотиков, проводимые учителями, усваиваются лучше. Они могут носить характер обсуждения тех или иных негативных примеров, при этом дети вовлекаются в беседу, свободно высказывают свое мнение и отношение к пагубным последствиям, что способствует формированию иммунитета к наркотикам.

В первых беседах можно изложить материал в обобщенном виде. Последующие беседы следует посвятить конкретным темам, например:

- понятие о наркотиках и лекарственных препаратах, содержащих наркотические и психотропные вещества;
- опасность любого эксперимента с наркотиками и негативные последствия их применения;
- проблема « легких» наркотиков и секрет их популярности;
- привыкание к наркотикам и «ломка»;
- признаки употребления наркотиков;
- гибель от передозировки;
- проблемы здоровья наркоманов;
- заболевания, сопутствующие наркомании;
- уголовная ответственность;
- рост преступлений, совершаемых наркоманами и т.д.[2]

В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация связанная со злоупотреблением наркотическими средствами, имеет тенденцию к утяжелению. Все специалисты и эксперты отмечают рост наркоманией и токсикоманией в детско–подростковой популяции со сдвигом показателей в младшие возрастные группы. Уровень наркотизации всё более захватывает среду девочек-подростков. При этом подростки в силу незавершённости возрастного психического и личностного развития быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость.

Школа должна оказывать систематическую психопрофилактическую помощь учащимся в формировании у них ценностей здорового образа жизни, с привлечением специалистов, например, врача-нарколога, школьного врача, психолога. Сегодня именно школа должна выступать своеобразным "генератором общественного Договора" между основными участниками профилактического процесса, т.е. учащимися, родителями, общественными организациями, действующими в микрорайоне, об организации в микрорайоне, и в школе экологически чистого, без наркотиков климата.

Семья, родители и микросоциальное окружение являются главными участниками профилактического процесса и достаточно часто подверженный ошибочным иллюзиям о том, что "именно его ребенка наркотическая беда обязательно обойдет". Родитель спокойно воспринимает информацию о наркотиках вообще, но дает аффективные, панические реакции, когда сталкивается с ситуацией употребления наркотиков своими детьми. Столкнувшись в своей семье с наркогенной ситуацией, родитель часто остается один на один со своей проблемой. Родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации среди детей, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий. При прямом столкновении с наркотизацией в семье со стороны ребенка они чаще стремятся скрыть этот факт и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов.

Необходимо развивать через школьную психологическую службу постоянное и доверительное взаимодействие всех активных участников антинаркотического профилактического процесса (учащиеся, родители, педагоги, психологи и воспитатели) с действующими Центрами профилактики наркозависимых состояний, общественными организациями, группами родительской поддержки в целях изменения существующих установок в отношении к употреблению наркотиков, в целях формирования в детско-подростковой среде активного негативного отношения к их пробам. Период нагромождения «антинаркотических» мероприятий, поиска простых «тестов на определение» и популярных материалов уже прошел. Стало очевидным, что необходима работа специалистов, которые сочетали бы в себе знание предмета, умение разговаривать с детьми и родителями, которые бы не эпизодически, а постоянно вели эту работу там и тогда, где и когда это нужно.


Литература

  1. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». М.: Омега-Л, 2008.-48с.

  2. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М.: ВАКО, 2007.-224с.

  3. Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. Волгоград: Учитель, 2014.-232с.

  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.-256с.

Интернет Источники

  1. Казакова Е. Проблемы подростков или проблемы с подростками?http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/1/3

  2. Подростки: что такое хорошо и что такое плохо? http://www/spb-family/ru/news

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогическая профилактика злоупотребления психоактивными веществами

Автор: Югатов Вячеслав Михайлович

Дата: 27.04.2018

Номер свидетельства: 467902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Рабочая программа по курсу « Психолого-педагогические основы предупреждения наркомании»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_kursu_psikhologo_pedagogicheskie_osnovy_preduprezhdeniia_"
    ["file_id"] => string(6) "508480"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1556271370"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся    « К успеху… Верным путем» ( профилактика приобщения к ПАВ)."
    ["seo_title"] => string(141) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-obuchaiushchikhsia-k-uspiekhu-viernym-putiem-profilaktika-priobshchieniia-k-pav"
    ["file_id"] => string(6) "264210"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449671299"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Профилактические занятия с обучающимися как система мер образовательного учреждения по предупреждению употребления ПАВ "
    ["seo_title"] => string(146) "profilaktichieskiie-zaniatiia-s-obuchaiushchimisia-kak-sistiema-mier-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia-po-priedupriezhdieniiu-upotrieblieniia-pav"
    ["file_id"] => string(6) "224882"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439235028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Школа за здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-shkola-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "168126"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423192302"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства