Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе"Почему я выбрала профессию воспитатель"»
Никитцова Ш.О.
КГУ «Воскресеновская СШ»,
Мамлютского р-на, СКО
Педагогическое эссе «Почему я выбрала профессию воспитателя»
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит»
Саади.
Я - воспитатель. И этим горжусь. Именно это даёт мне радость ощущения полноты жизни, чувство сохранённой молодости. Я - воспитатель, и это самое большое, чего я достигла в жизни!
Вероятно, каждый, кто любит свою профессию, считает её самой увлекательной, самой благородной, самой лучшей на свете. Так рассуждает металлург и врач, токарь и журналист. И каждый из этих людей, наверное, уверен, что его профессия не только самая лучшая, но и самая ответственная, самая трудная. А я убеждена: нет на свете работы более важной и более беспокойной, более радостной и более нужной людям, чем работа воспитателя. Сколько всего надо знать и уметь, каким обладать нравом и терпением, какое иметь большое сердце и щедрую душу! Были и разочарования и трудности, и слезы, но все с лихвой покрывали: детская привязанность и любовь, благодарность и уважительное отношение родителей моих воспитанников ко мне.
И девиз у меня появился: «Развивать, учить, творить, жить с душою и любовью, помогать, не навредить» Мой педагогический стаж 22 года, 7лет из них работаю воспитателем в пришкольном интернате. Я считаю, что в моей профессии никак нельзя без любви, внимания, интереса к своим воспитанникам. Дети-существа чуткие, они улавливают своими «антеннками» флюиды добра и любви, замечают все перепады настроения, и остро чувствуют фальшь. Без «огня», умения «зажигать» ребят просто не существует настоящего педагога! Как без задоринки, искорки свершать любые дела- «генеральную» в комнате, пересадка комнатных цветов, подготовку к любому мероприятию, игры и развлечения? А как надо говорить, чтобы дети СЛУШАЛИ?
Конечно, ярко, образно, правильно! Со временем я поняла, чтобы слушали, важно, что говорить и как говорить, а иногда и говорить не надо, надо просто помолчать…
Для того, чтобы дети ВЕРИЛИ, надо «наработать» авторитет, надо соответствовать по нормам морали и нравственности, надо обладать знаниями, а тут, как говорится, есть над чем работать. Все знать человек не может, но стремиться к новым знаниям, прилагать к этому усилия, быть любознательным должен любой человек, а педагог -в особенности. А уж как детям нравится твоя осведомлённость в чем-то, тут и твой авторитет растёт «как на дрожжах»! Мне кажется, если работать так, чтобы дети и слушали, и верили тебе, то ПОМНИТЬ они тебя точно будут! Вот так и сложился мой кодекс воспитателя, которому я следую всю жизнь!
Что ещё требуется для успешной работы? Мне кажется, без творческой нотки, жилки нельзя! Именно она помогает придумывать стихи и сценарии, сочинять «поздравлялки», придумывать всякие сюрпризы для детей. Мир детства- это мир сказок, фантазии, чудес, потому так важно продлить это состояние созданием этих самых чудес! Наших детей надо радовать, устраивая им сюрпризы, веселить и забавлять их! А они обязательно перехватят эту «эстафету», передадут своим детям. И, конечно, эти незабываемые моменты останутся в памяти на всю жизнь. Ведь как приятно, когда твой выпускник вспоминает о таких вот сюрпризах!
Но жизнь не состоит только из праздников, труд-основа всего. Эту простую мысль так трудно донести до некоторых наших мальчишек и девчонок! Приходится прилагать массу усилий, чтобы добиться результата. Ведь только научив трудиться, закрепив привычку к ежедневному труду как к норме жизни можно, быть уверенной в том, что дети не потеряются в социуме, а успешно интегрируются в него.
Очень важным я считаю умение что-то делать своими руками, щедро делиться этим с детьми!
Умение шить, вязать, делать различные поделки самому- это способ самовыражения, это уверенность в себе, и как следствие, успешно адаптироваться к взрослой, самостоятельной жизни. Наши воспитанники, правда в разной степени умеют вязать спицами и крючком, изготавливать поделки в различных технологиях. Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей, которые уже стали «своими детьми». Поначалу мучили меня вопросы «Чем я смогу заинтересовать и удивить детей?» «Комфортно ли будет детям в общении со мной?» «Оценят ли меня, как воспитателя?» Не все сразу получалось. Но время идёт, я изучаю методическую литературу, перенимаю опыт коллег- воспитателей, прошла курсы повышения квалификации по программе «Организация досуговой деятельности в пришкольном интернате», активно занимаюсь самообразованием, получаю знания через интернет. Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, что бы этот сосуд нёс не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества. К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас» . А счастливого воспитателя сразу видно- он живёт среди детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелёгким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовёшь.
Если задуматься над словом воспитатель, что оно означает? Слово без приставки «вос» звучит как
«Питание». Приставка «вос» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он не может выжить и без хорошего воспитания, без умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель- человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий его внутренний мир. Воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Конечно, все сказанное невозможно без общения. Без общения человек одинок. Умение общаться- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Воспитатель для детей- учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Работая воспитателем, я поняла, что надо быть всегда чуть-чуть ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности и вместе с ними проходить путь. Для этого необходим жизнерадостный и весёлый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель-, то вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку. Воспитатель- это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом. Для меня это самая высокая оценка моего труда значит, я не только дала им необходимые знания, но и научила быть добрыми, отзывчивыми, воспитала желание – сегодня стать лучше, чем вчера. Общаясь с родителями и учителями бывших воспитанников, понимаю, что мне удалось заложить им в души добро, любовь ко всему живому, умение дружить.
Я все больше убеждаюсь, что я выбрала правильный профессиональный путь. Моя профессия даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше. Для кого- то это банальность, а для меня это и есть жизнь. И я горжусь каждой маленькой победой в своей большой профессии.