Педагогическое взаимодействие классного руководителя в учебно-воспитательном процессе
Педагогическое взаимодействие классного руководителя в учебно-воспитательном процессе
В работе описывается роль классного руководителя в работе со студентами колледжа и родителями. Приводятся примеры различных форм работы, которые дают положительный результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое взаимодействие классного руководителя в учебно-воспитательном процессе»
Роль классного руководителя в воспитательном процессе
Банникова Екатерина Николаевна
преподаватель Костанайского колледжа автомобильного транспорта
И каждый час, и каждую минуту
О чьих- то судьбах вечная забота
Кусочек сердца отдавать кому - то
Такая, брат у нас с тобой работа.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель.
Он действительно ближе всех стоит к учащимся в педагогическом коллективе школы и колледжа. Деятельность современного классного руководителя обусловлена современной задачей, которую ставят перед учебными заведениями мировое сообщество, государство, родители:
- максимальное развитие каждого ребёнка; - сохранение его неповторимости;
- раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность студентов своей группы.
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, стремлением развить лучшие его качества.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания».
Важным направлением деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя.
Каждый раз, набирая новый класс, а теперь группу, я волнуюсь: какие будут мои учащиеся, как сложатся мои взаимоотношения с ними, как буду выстраивать работу с ними и их родителями и т.д.
Так каким должен быть классный руководитель, чтобы ребята считали его лидером, а родители помощником? Какие личные и профессиональные качества классных руководителей востребованы?
Занимаясь поиском ответов, мною осознана необходимость оценить данную проблему глазами классного руководителя, детей и родителей.
Отвечая на вопрос: Считаете ли Вы классного руководителя своим помощником? Положительно ответили из 60 опрошенных родителей – 45. На вопрос: Насколько Вы удовлетворены работой классного руководителя? Ответы следующие: Меня устраивает наш классный руководитель, т.к. с ней можно посоветоваться по личным вопросам; мой ребёнок уважает её за честность и справедливость; родители нашей группы благодарны за её ответственное отношение к работе; наша семья очень благодарна за сына, в этом большая заслуга классного руководителя. На вопрос: Оцените личные качества Вашего классного руководителя – ответы следующие: человечный, грамотный, любит детей и не безразличный к их судьбам; необоснованно предъявляет требования к родителям и учащимся; понимающий; слишком часто говорит о недостатках моего сына; сама воспитана и детей хорошо воспитывает; он как второй отец для моего ребёнка и т.д.
Можно сделать вывод, что родители наблюдают за нашей деятельностью, оценивают. Значит, нам нужно быть всегда предельно внимательными, уметь не доводить ситуации до конфликта, во время оказывать педагогическую поддержку.
Как классный руководитель вижу, что родители зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно т.к. не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Значит, им требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны классного руководителя. Только в процессе сотрудничества можно решать проблему развития личности. Для этого я придерживаюсь следующих принципов:
взаимное доверие и уважение; доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями;
поддержка и помощь;
терпение и терпимость по отношению друг к другу.
Родители и педагоги – две мощные силы в учебно - воспитательном процессе. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Классный руководитель выполняет определённые функции и задачи. В соответствии с этим, он отбирает формы работы. Работа с семьями своих студентов – важное направление нашей деятельности.
Традиционными формами работы с родителями являются: родительские собрания, общегрупповые и общеколледжные встречи, индивидуальные консультации и посещение на дому. Наши родительские собрания чаще всего носят теоретический характер, занимаемся обсуждением и осуждением личностей учащихся, говорим об оценках. Не проводим дискуссий, тренингов, не разбираем различные ситуации. Больше надо говорить о качестве знаний, о мотивации познавательной и нравственной. Из опыта работы могу сказать, что эффективность собраний тогда, когда не только подводим итоги успеваемости, но и рассматриваем актуальные педагогические проблемы.
Вариантов проведения родительских собраний очень много, их направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в группе.
Индивидуальные консультации – это одна из важных форм взаимодействия классного руководителя с семьёй. Особенно это важно, когда набираешь группу. Необходимо создать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Общение с родителями должно служить не во вред, а во благо ребёнку. Все родители разные, поэтому в нашей работе с ними есть свои проблемы. С родителями, которые хотят и умеют общаться со своими детьми, работать легко. Родители, которые хотят, но не умеют воспитывать, приходят за помощью в том случае, когда дети вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. С этой группой родителей работать сложнее, поэтому нужно знать, в каких условиях живёт ребёнок. Я всегда стараюсь выслушать родителей, всем своим поведением способствую тому, чтобы они рассказали о сыне или дочери как можно больше.
Посещение учащихся на дому – также является одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи. Но мне кажется, что это в нашем случае крайняя мера. Городские семьи можем посетить, а вот сельские…встречаемся на родительских собраниях, а чаще всего говорим по телефону. При посещении семьи сразу не нужно обсуждать причину прихода, поговорите на отвлечённые темы. Посещение должно оставить в семье хорошее впечатление.
Значимым направлением в работе с семьёй является коррекционная работа. Это значит – оказание психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. В коррекционной работе нуждаются все семьи: те, где растут одарённые дети, где ребёнка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой (они нуждаются в повышенном внимании ). Неблагополучные семьи в не меньшей степени нуждаются в коррекционной работе. Им надо сразу дать понять, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет. В группе, где я являюсь классным руководителем, есть семьи, с которыми приходится работать ежедневно: звоню, приглашаю для индивидуальной беседы, посещаю квартиры. Результатом моей работы является то, что родители увидели моё позитивное отношение к их ребёнку и поняли, что классный руководитель действует именно в интересах подростка. Ведь мы видим учащегося в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников, и можем предоставить эту информацию родителям.
Нас часто гложут сомнения, действительно ли мы нужны нашим ученикам, правильно ли мы ведём себя с ними, верным ли путём идём, не напрасны ли наши усилия?
Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, я предложила ребятам анкету:
Нужен ли вам классный руководитель?
Зачем?
Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?
Опрошено было 165 человек.
В результате анкетирования были получены следующие результаты.
На первый вопрос положительно ответили 91% учащихся.
На второй вопрос очень разные ответы: для помощи в подготовке курсовой и дипломной работы; для поднятия духа, поддержки; посоветоваться в сложных вопросах; организовать нас как группу; организовывал, направлял, прикрывал; чтобы воспитывал нас; да как без него!; вторая мама; это второй отец; у всех должен быть классный руководитель; чтобы было к кому обратиться; присматривать за нами, чтобы не прогуливали; решать вопросы группы и проводить классные часы; без классного руководителя будет твориться хаос; без классного руководителя мы не справимся; для своевременного «пинка» по направлению к учёбе; для того, чтобы руководить группой, соблюдать покой в группе, ну и помогать каждому из нас морально.
Из высказываний учащихся, полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребёнка есть своё мнение на этот счёт. Одни считают, что это понимающий, умный наставник, терпеливый, отзывчивый, добрый, авторитетный, ответственный, справедливый, немного строгий, сдержанный, должен быть другом, уверенным в себе.
Другие – симпатичный, активный, с чувством юмора, энергичный, общительный, вежливый, не красующийся, умеющий убеждать, внимательный, наблюдательный, заботливый, умеющий прощать, взрослый, умеющий слушать и найти к каждому индивидуальный подход.
Вместе с тем, важными являются и профессиональные качества: профессионал своего дела, опытный, всесторонне развитый, организованный, образованный, любит детей.
В условиях современного мира мы должны быть на шаг впереди тех, кого воспитываем. Быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями, быть просто культурным человеком.
Классный руководитель - прежде всего создаёт условия, помогает в реализации ребёнком психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы учащийся стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим! Значит, наша главная задача – формировать желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным.
Мы с вами обязательно должны принимать во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия жизни, специфику семейных обстоятельств.
Знаете, есть круговорот воды в природе, а есть и круговорот добра и зла.
Мы - классные руководители, воспитатели живём заботами, проблемами, болезнями, первыми влюблённостями детей, порой забывая о своей личной жизни. И как приятно, когда наши выпускники навещают нас, рассказывают о себе, семье, делятся радостями и печалями. Сегодня нас сближает ещё и Интернет. Эти встречи – самая большая награда за наш педагогический труд. Надо верить в круговорот добра: сколько мы отдадим детям, столько и нам вернётся.
Президент Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана обозначил главные задачи в области воспитания: привитие патриотизма, норм морали и нравственности, межнационального согласия и толерантности, физическое и духовное развитие, законопослушание - реализовывать которые нам, педагогам.
Используемая литература:
Назарбаев Н.А.. Послание народу Казахстана. 17.01.2014г.
Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. -М.,1984.
Жагарина М.А. Как оказать помощь «трудным » детям. Воспитание школьников. -2009.- №8.
Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. -М.,1980.
Моногарова С.Н. Изучение семьи и семейного воспитания. Классный руководитель.-2009.- №7