Педсовет-практикум: Организация работы по созданию ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся
Педсовет-практикум: Организация работы по созданию ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся
Цель:
создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педсовет-практикум: Организация работы по созданию ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
КГУ «КППК города Риддера» УО ВКО
Педсовет-практикум: Организация работы по созданию ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся
Идея педсовета:
За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но тогда забывается основной признак педагогических технологий – двусторонний характер процесса познания, субьект-субьектные отношения.
Да, учитель начинает создавать ситуацию успеха, но обязательно должен наступить такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога. Этот момент является ценным критерием действительной оптимизации учебного процесса.
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха?
Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке?
Как этого избежать?
Как организовать ситуацию успеха?
На эти вопросы мы должны ответить в ходе педагогического совета.
Цель:
создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.
Задачи:
рассмотреть содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентностного подхода, определить для себя личностную значимость успеха каждого обучающегося;
сформировать представление об основных психолого-педагогических причинах детской неуспешности при организации различных форм педагогического взаимодействия;
определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной и социальной деятельности;
систематизировать приемы и методы конструирования на уроке ситуации успеха.
В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действии в сложных учебных и жизненных ситуациях.
Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь ввиду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.
Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.
Ситуацияуспеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
О такой ситуации рассказывает в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Как создать такой рассол? Что взять за его основу?
В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.
Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
Школьники посещающие КППК. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.
Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. В основе конфликтов учеников с учителями часто лежит реальная или мнимая межличностная неприязнь.
Во-вторых, преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:
Мотивы – Мотивационный этап урока,
Учебные задачи и действия – Организационный этап урока,
Контроль и оценка – Итоговый этап урока
Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.
Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.
Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов:
стремление решить интересные задачи,
попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,
рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей,
установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.
Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
Методами решения задачи будут:
Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
Содержательный контроль (консультации по содержанию);
Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.
Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,
на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,
на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,
на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности
положительное отношение к деятельности;
приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом;
эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач;
удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым;
осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления;
формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» - В.А.Сухомлинский.
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Этап
Педагогическая задача
Дифференциация
учащихся
Дельность учителя
Мотивационно-целевой
Сформировать
мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания
Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания
Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам
Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного
рода
Предвосхитить положительную
эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха
Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода
Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе
Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях
Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки
Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получиться”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”.
“Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”.
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу…”.
“Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Итак, общие правила создания ситуации успеха нам знакомы. А теперь попытаемся систематизировать приемы и методы создания на школьных занятиях ситуации успеха и создать педагогический банк данных по созданию ситуаций успеха.
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.