Анализ воспитательной работы за 2018-2019 учебный год
В 2018-2019 учебном году была определена воспитательная цель:
создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. Были поставлены следующие задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
С целью изучения личности детей, микроклимата в коллективе было проведено тестирование на выявление лидера в классе, взаимоотношений детей, определение черт характера.
Тестирование «Социометрия»дало следующие результаты: лидеры в классе на начало года – Коваль Владислав, Толмачев Кирилл.
Было проведено анкетирование на определение степени удовлетворенности обучающихся школьной жизнью. Анкетирование показало, за период с 2015-16 по 2016-2017 учебные годы можно заметить незначительную динамику степени удовлетворенности обучающихся школьной жизнью: 90% учащихся идут в школу с радостью, у 80% есть в школе любимый учитель, у 70 % детей в школе обычно хорошее настроение, 50% готовы обратиться к учителям за советом и помощью в любой жизненной ситуации, у всех детей в школе есть любимые предметы.
Проводилось изучение уровня воспитанности учащихся. По уровню воспитанности можно сделать вывод о том, что за период с 2015-16 по 2016-2017 учебные годы уровень воспитанности заметно вырос, о чем свидетельствуют данные тестирования, проведенные в 5 и 6 классах.
По уровню групповой сплоченности можно сделать вывод о том, что за 2 года класс стал гораздо дружнее, но есть еще сложные межличностные отношения, высшие нравственные качества ещё в развитии. Среди детей возникают иногда разногласия, которые в большинстве случаев разрешаются спокойно, мирно. Дети в общении друг с другом не всегда корректны, но со взрослыми ведут себя вежливо.
Дети понимают, как надо себя вести в школе и общественных местах, знают и соблюдают нормы поведения, могут вести себя достаточно ответственно.
Для создания ситуации успеха перед каждым ребенком ставились посильные задачи, с которыми они благополучно справлялись. С некоторыми из ребят проводилась коррекционная работа по культуре речи и взаимоотношениям в коллективе, об ответственности за порученное дело.
В целях развития самоуправления в классе, самостоятельности детей, ответственности за порученные дела была проведена работа: распределены поручения среди детей.
В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение.
Ребята, видя поддержку учителя, проявляли самостоятельность в достаточной мере для своего возраста, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием.
Анализ работы по направлениям
Нравственное и духовное воспитание
Цель: Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Поданному направлению в классе были проведены тематические классные часы, посвященные Дням воинской славы России, ученики класса участвовали в акциях «Дети-детям», «Умелые руки не знают скуки», «Белый цветок» «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана с праздником», «Твори добро» (помощь инвалидам) Были проведены классные часы «Мама — друга нет дороже», «Семья, согретая любовью, всегда надёжна и крепка», «Толерантность - дорога к миру» и др.
Все это способствовало воспитанию любви к своей малой родине, воспитанию коллективизма.
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачами данного направления является формирование представлений о политическом устройстве российского государства, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о правах и об обязанностях гражданина России, активной жизненной позиции.
Были проведены классные часы «Мы единством сильны!», посвящённый Дню народного единства, «Изучая основной закон нашей страны…», посвящённый Дню конституции, информационный час «12 декабря – День Конституции», а также мероприятия, посвящённые Дню победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп и др.
В будущем году необходимо продолжить привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
В рамках данного направления проводились беседы на тему поведения, Фотовыставка «Земля живая», экскурсии в музеи (Музей-диораму, художественный, краеведческий), организован досуг обучающихся во внеурочное время (посещение кинотеатра), классный час «Танец – искусство красоты и здоровья».
Есть и проблема: низкий уровень заинтересованности учащихся при посещении музейных мероприятий.
Задачи при работе в данном направлении: формирование представления о душевной и физической красоте человека; умения видеть красоту природы, труда и творчества; воспитание интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, к занятиям художественным творчеством.
Экологическое воспитание
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
В ходе реализации данного направления мероприятия были направлены на экологически грамотное поведение в природе, получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности.
Учащиеся принимали участие в экологических акциях «Покормите птиц зимой», «Живи, лес!», «Лесные богатства», «Чистый город», урок экологической грамотности «Живи, лес!», Фотоконкурс «Птицы моего края», участие в городском конкурсе «Зимняя фантазия!» и др.
Здоровьесберегающее воспитание
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Мероприятия были направлены на приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.
В классе проводились: ежедневная утренняя зарядка, классные часы «Безопасное селфи и культура поведения в социальных сетях», классные часы по правилам дорожного движения, «Профилактика ГРИППА и ОРВИ», «Гололед на дороге» «Здоровое питание», «Правила нашей безопасности», беседы в рамках спецкурса «За здоровый образ жизни», «Вопросы гигиены и охраны здоровья», «Организация свободного времени», Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Большое внимание уделялось культуре питания. Дети активно участвовали в общешкольных спортивных мероприятиях. Учащиеся класса были активными участниками общешкольных и городских мероприятий, посвященных темам здоровьесбережению (городской конкурс агитбригад «Безопасное колесо», Шуховский фестиваль научно-исследовательских работ (Колесникова В. Заняла 3 место с исследовательской работой «Действительно ли фитонциды так активны?»).
Данная работа способствовала сплочению коллектива.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду.
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получали первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
В течение всего года осуществлялась воспитательная работа по направлению. Дети занимались благоустройством класса. Показателем работы по данному направлению может служить хорошее состояние мебели в классе, чистота в классе, ухоженные цветы.
Проводились защита проектов «Путеводитель по профессии», Фотовыставка «Профессия моих родителей».
В школе регулярно организовывались трудовые десанты, акции «Чистый двор».
Задача: стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
Интеллектуальное воспитание
По направлению в классе в целях развития познавательного интереса были проведены мероприятия: классный час Классный час «Поговорим о науке…», «В мир науки», акция в микрорайоне «Будет время – прочитай!», Книжная выставка «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово» и др.
Мероприятия ставили также цели развития грамотной речи, инициативности, стремления к лидерству и воспитание взаимопомощи, умений работать в группе.
Социокультурное и медиакультурное воспитание
В последние годы ведется целенаправленная работа по включению учащихся школы в социально значимую деятельность:
- обустройство и озеленение территории учебного заведения;
- участие в концертных программах, посвященных знаменательным датам истории, организация концертных программ для пожилых людей, ветеранов войны и труда;
- посещение учреждений культуры;
- участие в экологических акциях;
- проведение классных часов: «Толерантность: искусство жить вместе».
Правовое воспитание и культура безопасности
В 2018-2019 учебном году по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений, защите прав ребёнка были поставлены следующие задачи:
-создание благоприятного психологического климата для обучающихся школы;
-активизация работы по предупреждению правонарушений
-организация правового просвещения учащихся и пропаганда ЗОЖ;
-осуществление контроля за посещаемостью занятий и успеваемостью обучающихся
-организация совместной работы с ОДН, КДН, социально-реабилитационным центром, психологическим центром и другими организациями.
Воспитание семейных ценностей, работа с родителями
Цель: повышение педагогической культуры родителей
Формирование семейных ценностей - очень важный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
В настоящее время в классе система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями, – это родительские собрания, заседания родительских комитетов, организация концертов для родителей, приглашение их на школьные праздники, спортивные мероприятия, оформление поздравлений к праздникам.
Учащиеся класса и их родители приняли участие в акции «Бессмертный полк».
Следует отметить, что на должном уровне было организовано в течение года психолого-педагогическое просвещение родителей через общешкольные и классные родительские всеобучи. Большой упор делался на профилактику правонарушений среди подростков.
Анализ показывает, что в работе с родителями были и есть трудности: не все родители понимают значимость совместной работы с педколлективом, некоторые остаются сторонними наблюдателями. Хотелось бы, чтобы родители чаще приходили в школу, чтобы совместно с детьми участвовали в мероприятиях. В будущем учебном году планируем расширить работу в данном направлении.
В 2018-2019 учебном году особое внимание уделить работе родительского всеобуча.
Формирование коммуникативной культуры
Цель данного направления: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Мероприятия, осуществляющие реализацию этого блока, были направлены на ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
Реализация данного направления происходила как в ходе учебного процесса, так и во внеурочное время.
Проблема: стремление большинства обучающихся к лидерству, возникающие в связи с этим микроконфликты.
Задачи: - социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности;
способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками
- воспитание чувства ответственности за собственное поведение, за последствия своих действий;
Психолого-педагогическая деятельность
В течение всего учебного года осуществлялось сотрудничество с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом. Проводились индивидуальные консультации для родителей и учеников (Халин Н., Алиев А., Антонов И.)
Исходя из анализа проведенной работы следует отметить:
1. Удачи в работе:
• формирование и деятельность органов самоуправления;
• многообразие форм работы;
• развитие познавательных интересов учащихся;
• большая совместная работа детей и их родителей;
• продолжение традиций начальной школы.
Однако многие моменты остались отработаны не до конца, а часть негативных сторон в воспитательной работе проявилась в ходе изучения класса, а также в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, следует обратить внимание на:
2. Проблемы:
• культура общения друг с другом на низком уровне
• бытовой уровень развития
Задачи на 2019 - 2020 учебный год:
создавать в классе ситуацию успеха;
способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
развивать классное самоуправление;
стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике
Цель и задачи воспитательной работы на 2019 – 2020 учебный год
Цель:создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Психолого - педагогическая характеристика класса
В 7 «Г» классе обучается 27 учащихся, из них 14 мальчиков и 13 девочек. Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.
В большинстве семей родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Имеется отдельная, чистая комната, письменный стол. Родители интересуются школьной жизнью. В классе 13 полных семей, 14 семей являются неполными, 1 семья многодетная. В целом класс активный, с большим желанием и интересом принимает участие во всех классных и школьных мероприятиях. Но есть и трудности: не все родители заинтересованы школьной жизнью.
Работа с детским коллективом
Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Девиз класса: «Пусть буря стонет и ревет, а наш девиз: «Всегда вперед!»
Цели и задачи:
- создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
- самовыражение каждого члена самоуправления;
- формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;
- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;
- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;
- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;
- входить в состав других объединений.
Члены классного самоуправления обязаны:
- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
- проявлять уважение к старшим;
- уважать взгляды и убеждения других людей;
- уважать достоинство и свободу другого человека;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;
- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
Работа с родителями
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
помощь в проведении творческих дел;
помощь в укреплении материально-технической базы;
помощь в благоустройстве школы;
помощь в проведении спортивных мероприятий;
помощь в организации экскурсий, поездок.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.
Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.
Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников.
Привлечение родителей к участию в совместных внеклассных мероприятиях.
Проведение психолого-педагогических консультации для родителей.
Привлечение родителей к ремонтным работам.
Знакомство с изменениями Устава школы, выборы родительского комитета.