Подготовка воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни
Подготовка воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни
В нашей школе-интернате обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, которым помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений, характерны и специфические, к которым относятся: отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни»
Подготовка воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни
В нашей школе-интернате обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, которым помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений, характерны и специфические, к которым относятся: отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Потеря семьи приводит ребенка, развивающегося в условиях общественного воспитания, к искажению взаимодействия со взрослым. Нарушение с самого раннего возраста условий, необходимых для полноценного психического и социального развития ребенка, препятствует формированию у него способностей, обеспечивающих достижение им подлинной взрослости, приводит к ряду "социальных вывихов", которые проявляются в невладении навыками продуктивного общения, моральном и материальном иждивенчестве, конфликтности системы требований к мужественности и женственности, слабой ориентированности на будущее, особой нормативности. Современная образовательная практика не обеспечивает предупреждение таких "социальных вывихов" у детей-сирот, что приводит к неуспешности их попыток самостоятельного жизнеустройства. Таким образом, очевидна необходимость обеспечения для детей-сирот специально организованного процесса подготовки их к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения.
Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения. При этом традиционно основную функцию поддержки по отношению к молодому человеку выполняет его семья. Молодые люди, лишенные помощи семьи, зачастую оказываются в сложных житейских, бытовых, социальных обстоятельствах.
Мой многолетний опыт работы в системе интернатных учреждений (27 лет) и анализ подготовки выпускников коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни позволил сделать вывод о том, что воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что приводит к неуспешности выпускников в решении задач независимого жизнеустройства.
По данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Недостатки физического или психического здоровья еще более затрудняют процесс вхождения в социум выпускников-сирот. Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовки к самостоятельной жизни. Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида труден. Зачастую выпускники не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. При этом, выпускники вспомогательных школ-интернатов не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.
В ходе работы по данной теме выявлено, что создания целостной программы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида не ставилась, что делает тему весьма актуальной и значимой для современной педагогической теории и практики. Исходя изактуальности, с целью обобщения опыта была разработана программа подготовки воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения. Программа не является дополнением к традиционной учебной и воспитательной работе, ее задача - объединить их в единый образовательный процесс.
В психолого-педагогической литературе понятие подготовка к самостоятельной жизни не имеет строгого научного определения. Процессы, обеспечивающие успешность вхождения молодых людей в самостоятельную жизнь и обозначающиеся как взросление, социализация, социальная адаптация, рассматриваются в разных научных парадигмах. Отечественная практика и исследования (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, В.В. Коркунов, А.А. Гнатюк и др.) показывают, что определенная часть выпускников коррекционных учреждений успешно осваивают различные профессии, справляются с бытом, взаимодействуют с социумом. Эти процессы описываются в терминах социально-трудовая адаптация (В.В. Коркунов и др.), социальная адаптация конформного типа (И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова). В то же время указанные авторы отмечают необходимость проявлений активности, самостоятельности в освоении реалий независимой жизни со стороны выпускников с интеллектуальными нарушениями, что обозначает проблему путей формирования таких качеств. Среди выделенных отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Барская, С.А. Беличева, Н.Ф. Дементьева, И.С. Кон, О.Г. Фоменко, А. Гезелл, Р. Хавигурст и др.) параметров успешного жизнеустройства указываются профессиональное самоопределение, стабильная трудовая занятость, создание семьи, житейская компетентность, возможность установления разнообразных контактов в социуме, соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.
С целью конкретизации характера самостоятельного жизнеустройства выпускников было проведено катамнестическое исследование, в ходе которого были проанализированы данные о судьбах 88 выпускников за пять лет, с опорой на выделенные параметры, характеризующие успешность вхождения в самостоятельную жизнь молодых людей (трудоустройство, семейное положение, жилищные условия, взаимоотношения с законодательством).
Трудоустройство: нам известно о том, что постоянно работают 39 (26,5 %) человек, учитывая, что основная часть выпускников последних трех лет в настоящее время обучается в ПТУ. Семейное положение: число молодых людей, вступивших в брак, невелико: 5 человек, из них лишь 2 оформили бракосочетание официально. При этом известно, что подавляющая часть молодых людей сожительствует, постоянно меняя партнеров. Жилищные условия: малая часть выпускников интересуется благоустройством жилища и своего быта в целом. Отмечается равнодушие к своему быту у большей части молодых людей, в некоторых случаях проявления вандализма по отношению к собственному жилью. Принятие норм и ценностей общества: у 29 (19,7%) из всего количества выпущенных за рассматриваемый период учащихся наблюдаются выраженные нарушения норм общества: противоправное и асоциальное поведение, алкоголизм, наркомания. Большинство обследованных воспитанников не подошло к построению замысла жизни. Образ желаемого будущего у воспитанников интерната - учащихся выпускных классов - недетализирован, в ответах преобладают эмоциональные, незрелые характеристики его; временные условия достижения цели не являются программными пунктами жизненного плана подростков-сирот. Значительная часть учащихся выпускных классов не готовы к уходу от зависимости взрослых. Склонность к материальному иждивенчеству проявляется в равнодушии к таким необходимым условиям полноценной самостоятельной жизни, как наличие жилья, достаточное количество средств. При этом у воспитанников интерната - учащихся выпускных классов - обнаруживается феномен психологического отчуждения от окружающих, проявляющийся, в частности, в том, что они не настроены на продуктивное общение со взрослыми для получения помощи, а скорее стремятся к отталкиванию от них.
Преодоление неготовности к самостоятельной жизни воспитанников коррекционной школы-интерната возможно в ходе целенаправленной педагогической работы в следующих направлениях:
- становление жизненной перспективы;
- формирование положительного отношения к труду;
- обеспечение продуктивности социальных контактов.
На основе анализа проведенной работы, а также собственного практического опыта сделан вывод, что сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (корреционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, самостоятельность, а также необходимость ценностных ориентаций, прежде всего, жизненной перспективы. Для достижения поставленных целей была разработана и апробирована программа подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к независимому жизнеустройству, которая проводилось с опорой на показатели готовности к самостоятельной жизни, соответствующие особенностям и возможностям таких детей.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Целостности, реализующейся в охвате всех составляющих образовательного процесса в школе-интернате единой целью.
2. Многоаспектности, предполагающей использование разнообразных форм и методов работы.
3. Достаточности, состоящей в выделении из всего объема учебного материала того, который необходим и достаточен для осуществления самостоятельной жизнедеятельности.
4. Единства требований, означающих вовлечение в программу всего педколлектива и специалистов .
5. Создания условий, соответствующих задачам подготовки к самостоятельной жизни.
Содержание программы структурируется в направлениях специальной работы по формированию качеств личности и умений: самостоятельности, жизненной перспективы, готовности к самообеспечению на основе труда, продуктивности социальных контактов. Наличие жизненной перспективы подразумевает конкретную содержательность и временную определенность жизненных планов. Достижение такого результата предполагает преодоление характерной для ребенка-сироты размытости жизненной перспективы. Готовность к самообеспечению на основе труда включает в себя положительную мотивацию к труду; выбор профессии, соответствующей возможностям и интересам; умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда; чувство хозяина. Приобретение таких качеств и умений подразумевает уход от иждивенчества, как негативной склонности ребенка, воспитанного в условиях государственного обеспечения. Такая характеристика коммуникативной деятельности, как продуктивность социальных контактов, опосредует правильное, общественно приемлемое поведение, умение получить необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации. Этот результат возникает как итог нормализации, искаженной вследствие депривации потребности ребенка-сироты в общении, а также развития его коммуникативных возможностей в специально организованных условиях расширения социального опыта. Интегративной характеристикой личности, формирующейся в ходе реализации всех представленных направлений работы, является самостоятельность.
Направление «Становление жизненной перспективы» имеет целью конкретизацию и уточнение жизненных планов. При этом ставятся следующие задачи: моделирование образа прошлого; моделирование образа будущего; организация жизнедеятельности воспитанников с опорой на целесообразность и периодичность выполнения жизненных функций; формирование образа избранника/ избранницы. Эта работа проводилась с учетом необходимости развития и совершенствования чувства времени у ребенка с интеллектуальными нарушениями. Поставленные задачи реализовались в таких формах работы: ведение дневников, составление альбомов фотографий, выполнение творческих письменных работ, посвященных актуализации прошлого опыта и составлению планов на ближайшее и отдаленное будущее. Начиная с дошкольной группы в интернате проводится работа по формированию психологического пола. Достижение целей и задач требует обеспечения таких условий как конструирование микросоциальной среды, способствующей индивидуализации личности ребенка, организации видеотеки, работы фотокружка, разработка и соблюдение режима, мерой которого является ребенок с учетом его возрастных возможностей и ведущего вида деятельности.
Работа в направлении "Формирование положительного отношения к труду" имеет целью формирование у воспитанников готовности к самообеспечению на основе труда. Поставленная цель конкретизируется в решении следующих задач: формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда; расширение перечня трудовых профилей; включение воспитанников в посильную трудовую деятельность; обеспечение адекватного профессионального самоопределения на основе профориентации. Данные задачи охватывали все сферы трудовой деятельности: самообслуживание, обслуживающий труд, прикладной труд, учебный труд, производственный труд и решались в следующих формах работы: приучение воспитанников к самообслуживанию начиная с первых дней пребывания их в интернате; трудовое обучение и воспитание в сфере обслуживающего труда (начиная с пятого класса); работа домашнего клуба, организация в учреждении ремонтной бригады из воспитанников; включение старших воспитанников в работу с младшими; приобщение воспитанников к посильной трудовой деятельности через трудоустройство воспитанников в интернате.
Реализация направления «Обеспечение продуктивности социальных контактов» имеет целью формирование у воспитанника необходимых для осуществления таких контактов коммуникативных навыков. Проведение работы в направлении формирования продуктивности социальных контактов требует обязательного условия в виде организации защищенной и безопасной среды, что способствует решению первоочередной задачи - преодоления базового недоверия к миру как основы нарушения коммуникативной деятельности ребенка-сироты. Особое значение для формирования чувства защищенности у детей-сирот имеет организация ночного времени. Решаются также следующие задачи: преодоление отчуждения от окружающих как специфической личностной черты детей-сирот; привитие моральных и правовых норм общества; обеспечение возможности функционирования в различных социальных ролях; расширение социальных контактов. Обозначенные задачи решаются в таких формах работы как утверждение традиций, организация разновозрастного общения, организация занятий детей в секциях, клубах, студиях вне стен интерната; психолого-педагогические тренинги; деловые игры (самоуправление); драматическая студия; проведение встреч с интересными людьми и коллективами; передача воспитанников на временное проживание в семьи родственников.