Очень часто неудачи ребенка в учебе учителя и родители объясняют несобранностью, неорганизованностью, ленью и массой весенних соблазнов “улицы”. Однако замечено и другое: как только наступает весна, дети начинают болеть. Сильнее обычного устают в школе, все время вялые, полусонные какие-то. Врачи называют это состояние “весенней усталостью” организма. Оно связано прежде всего с недостатком аскорбиновой кислоты, одного из основных веществ, повышающих иммунитет. Ну, а то, что физическое здоровье является важным в общем комплексе причин, вызывающих трудности в учебе, никому, наверное, доказывать не нужно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Последняя четверть. Если мозг устал" »
ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ
Очень часто неудачи ребенка в учебе учителя и родители объясняют несобранностью, неорганизованностью, ленью и массой весенних соблазнов “улицы”. Однако замечено и другое: как только наступает весна, дети начинают болеть. Сильнее обычного устают в школе, все время вялые, полусонные какие-то. Врачи называют это состояние “весенней усталостью” организма. Оно связано прежде всего с недостатком аскорбиновой кислоты, одного из основных веществ, повышающих иммунитет. Ну, а то, что физическое здоровье является важным в общем комплексе причин, вызывающих трудности в учебе, никому, наверное, доказывать не нужно.
Прежде всего, позаботьтесь о достаточном количестве аскорбиновой кислоты. Если есть возможность, дайте детям апельсиновый или грейпфрутовый сок натощак, немного разбавив водой, чтобы не раздражать слизистую желудка. Хорошо бы в течение дня почаще есть лимоны. Они полезны в любом виде — с чаем, в виде сока. Можно мелко нарезать очищенный от цедры лимон (цедра раздражает желудок), посыпать сахаром, положить в баночку, поставить в холодильник и несколько раз в день есть на десерт после еды. Кстати, детям это кажется лакомством, и они с удовольствием поглощают “живые” витамины.
Однако у некоторых детей на цитрусовые аллергия, и им эти советы не годятся. Не беда, витамина С очень много в квашеной капусте, даже больше, чем в апельсинах. Главное, чтобы он ежедневно поступал в организм (ведь витамином С невозможно запастись впрок), и тогда неизбежные весенние простуды если и не сойдут на нет, то по крайней мере будут более редкими и легкими.
В это время детям не хватает и остальных витаминов, например, группы В, регулирующих деятельность мозга и нервной системы; ретинола, влияющего на зрение; витамина Д, улучшающего рост костей. Все эти “дефициты” не могут пройти бесследно для организма. Поэтому необходимо ему помочь. В марте-апреле желательно попить поливитаминные комплексы, обязательно те, которые содержат микроэлементы.
Кроме нехватки витаминов, весенняя усталость провоцируется еще и долгим отсутствием солнечного света. Этим вызывается сезонная депрессия. Обычно начало весны не балует нас солнечной погодой, поэтому поспешите воспользоваться самыми погожими деньками для прогулки с детьми за городом, где промышленный и транспортный смог не задерживает дефицитный ультрафиолет. Весной целесообразно также пораньше укладывать детей спать, поскольку сон — лучшее лекарство от истощения нервной системы.
Постарайтесь найти возможность заглянуть к офтальмологу. Даже если полгода назад на профосмотре у вашего ребенка диагностировали твердую “единицу”, за это время – зимнее, темное, напряженное – его зрение могло сильно ухудшиться. Ухудшение зрения — одна из наиболее вероятных скрытых проблем со здоровьем (о которых порой не подозревают ни учителя, ни родители), приводящих к отставанию в обучении. Сам ребенок часто стесняется сказать о своей проблеме.
Не секрет, что к весне учеба порядком надоедает ребенку, и он не просто начинает мечтать о каникулах, но и постепенно переключает на них все свое внимание, становясь равнодушным к окончанию и итогам учебного года.
Не отказывайтесь в конце учебного года от новой школьной покупки взамен износившейся (мы поступаем обычно наоборот: доходит, дескать, и так, а к сентябрю купим) – новенький яркий рюкзачок, “крутые” кроссовки, калькулятор и прочие школьные “прибамбасы”. На восемьдесят процентов именно эти обновки делают начало учебного года желанным. Этот же трюк эффективен для того, чтобы подстегнуть вашего обленившегося школьника на последнем этапе.
Если мозг устал
Бывает и так. Рано или поздно с этим сталкиваются почти все родители школьников. Невозможно усадить ребенка за уроки. А если и удается, то ненадолго. В дневнике появляются записи "Вертелся на уроке, мешал товарищам" и непривычный разброс оценок: семерки вперемежку с тройками и даже двойками. А пытаешься призвать чадо к сознательности или выяснить, в чем же дело, - так оно тебя просто не слышит… Оценки учителя: "витает в облаках", "может, но не хочет", "умный, но рассеянный".
А дело скорее всего в том, что его растущий мозг… устал. Истощился.
Как проявляются нейродинамические трудности?
Ребенок чаще чем обычно забывает дома тетрадку, учебник, дневник. Забывает (не успевает) записать домашнее задание.
Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить. Могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы. Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.
Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаще пропускает буквы, не дописывает слова.
Если на уроке дается самостоятельное задание, начинает его выполнять не сразу, иногда - только к концу урока.
Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь… Учителя это нервирует. А на самом деле ребенок бессознательно хочет поменять позу - чтобы подпитать мозг. Иногда мы просим учителей дать ребенку возможность чуть-чуть подвигаться на уроке (попросить намочить тряпку, стереть с доски), чтобы сохранить работоспособность.
Жалобы на головную боль, на боль в животе, тошноту. Опущенные плечи, шаркающая походка.
Обилие необдуманных движений и действий.
Агрессивность или заторможенность.
Неоттормаживаемый смех или плач.
Что поможет избежать перегрузки в последние недели учебы:
правильный режим (девятичасовой сон, время для игры, своих дел, прогулок);
выбор дополнительных занятий по желанию самого ребенка (возможен временный отказ от посещения кружков, секций и т.п., а также некоторое временное послабление в домашних обязанностях);
спокойная, уравновешенная атмосфера в семье;
доверительные отношения с родителями (интересуйтесь его здоровьем, побалуйте любимыми лакомствами, предложите самому составить программу развлечений на летние каникулы);
право ребенка сказать: “Я больше не могу”. В конце концов, лишние пара баллов в проходном классе не стоят нервного срыва, посаженного зрения и отвращения к учебе на всю оставшуюся жизнь.
Как делать домашниезадания?
Организовать пространство. Помимо общих гигиенических требований к рабочему месту, оно должно быть структурировано: пусть на столе, под столом, на полке, в шкафу будет побольше коробочек, ящичков, всевозможных разделителей и т.п., помогающих раскладывать вещи по местам. Детям необходима пространственная структура, чтобы и в голове тоже был порядок.
Следить за временем. Выделять короткие промежутки времени (10, 15 минут) на выполнение отдельного задания. Предлагать ребенку самому себя контролировать: по часам со стрелкой; с помощью будильника. Полезно, чтобы будильник оповещал об окончании длительного периода (большое домашнее задание; игра + уборка игрушек). Первый звонок: пора начать заканчивать. Второй звонок: конец деятельности.
Выдерживать ритм. При проблемах с работоспособностью у младших школьников он должен быть таким: 20 минут активности, 10 минут перерыва.
Работать только на положительных эмоциях. Отмечать даже самые маленькие успехи. В перерыве ребенка должно ждать что-то хорошее (он может не знать, что именно).
Для перерыва подходит:
перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты). Не годится выпечка, сдоба, бутерброды;
гимнастика (например, одно или несколько упражнений), просто беготня;
помощь по хозяйству;
игра. Это основа для формирования мозга. Если ребенок тянется играть, значит, ему это необходимо для развития.
Для перерыва не подходит:
компьютер. Чередование уроков с компьютером не дает мозгу восстановиться. Нормы работы за компьютером для младшего школьника - до 20 минут в день;
телевизор.
Мозг любит:
световой день, белый снег
бег на лыжах, катание на коньках, плавание
хорошо проветриваемые помещения
смену деятельности
ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев
Мозг не любит: курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.
Тонизирующие процедуры
Контрастный душ - температура по выбору, комфортная. Без головы.
Массаж воротниковой зоны - растирание массажной рукавичкой, сильной струей душа.
50 шагов по холодной воде. На дно ванны наливаем воду комнатной температуры, стелим массажный коврик. Ребенок залезает в ванну и топает по воде. Можно считать шаги или петь ритмичную песенку.
Массажные стельки в ботинки на непродолжительное время (дойти до школы и обратно), массажные домашние тапочки (чередовать с другими).
Два сеанса массажа в год.
Дыхательные упражнения
Кто дольше продержит воздушный шарик в воздухе, поддувая его снизу. Соревнуемся с кем-то из родителей или с другом.
Мини-футбол. На столе обозначить двое "ворот". Дуть на шарики от пинг-понга, стараясь попасть в ворота противника.
Задувать свечку, заставить колыхаться подвешенный листок бумаги. Сначала с маленького расстояния, постепенно его увеличивая.
Сделать хороший вдох, на выдохе произносить скороговорку: "Сидели на пригорке 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка…" Сколько Егорок вам удастся сосчитать?