Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации и качества знаний обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода»
Полякова Галина Владимировна,
преподаватель английского языка
Батыревского агропромышленного техникума
Повышение мотивации и качества знаний обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода
В своей педагогической деятельности нам приходится работать с разными студентами: со средним и низким уровнем интеллекта, с хорошо и плохо сформированными общеучебными знаниями, умениями и навыками. Но каким бы ни был студент, выбравший наш техникум, мы должны помочь им реализовать свой жизненный потенциал.
Для активности студента в учении огромную роль играет мотивация учения. Именно мотивация определяет деятельность студента, а потому каждый преподаватель должен уметь помочь ему выработать собственный уровень притязаний, определить для него индивидуальную норму оценивания деятельности, поддерживать его оптимистический настрой.
В стремлении повысить мотивацию и качество знаний обучающихся, я пришла к выводу, что личностно - ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности.
Каждый урок должен стать радостью открытия, увлекательным путешествием в мир знаний. Значительную помощь в решении этой проблемы поможет использование ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. Я считаю, что уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
В своей работе я стараюсь чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока объясняю сама, другую – используя электронного помощника. На уроках английского языка использую презентации, как основа урока. Когда правило, таблица или другой урочный материал представлен наглядно, на экране и удачно оформлен, то даже слабоуспевающие студенты работают очень хорошо.
Как и многие педагоги, на уроке я использую различный дидактический, наглядный материал, способный привлечь внимание каждого обучающегося. Для того чтобы обучающиеся лучше усвоили материал занятия, применяю большое количество средств обучения: плакаты, аудио и видеофильмы по темам. В техникуме стало традицией ежегодно проводить недели иностранного языка, где включены разные задания конкурсы, викторины, квест - игры, составление плакатов и олимпиады среди обучающихся. Благодаря подобным внеклассным мероприятиям группа сплачивается, усиливается профессиональная мотивация обучающихся.
Для повышения качества знаний на уроке английского языка применяю сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий
Основной формой обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. Такая коллективная работа обучающихся способствует поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь я каждому студенту даю возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у обучающихся познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой.
Вторая форма обучения работа в парах. Комплектую пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, обучающиеся помогают и обсуждают задания, проверяют и оценивают работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. При этом я контролирую работу в парах и отмечаю индивидуальные результаты каждого. Дифференцированные задания, применяемые на занятиях, предполагают подход к обучающимся в соответствии с их уровнем знаний (ниже среднего, средний, выше среднего). Основная сложность состоит в том, что необходимо для каждой микрогруппы найти оптимальную степень трудности материала, обеспечить условия для развития и саморазвития каждого обучающегося. Для проверки знаний и умений обучающихся использую задания разной сложности (контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные опросы). Работа в группах способствует развитию учебной мотивации, возрастает глубина понимания учебного материала, творческая самостоятельность; возрастает сплоченность группы, они начинают лучше понимать друг друга; растет самокритичность.
На уроке английского языка также использую ассоциограмму, которая позволяет развить лексический запас студентов через понимание и использование явлений синонимами, антонимами и лексической сочетаемости. Для каждой темы можно построить ассоциаграмму. Так, например, при изучении темы «Travelling»можно построить следующую ассоциаграмму. Я считаю, что использование на уроках английского языка разнообразных заданий, а именно ассоциаграмм является отличным способом улучшения навыков монологической речи.