В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования родителей к школе, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности работы с родителями»
«Повышение эффективности работы с родителями»
Залогом успешной работы учителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношения с ними должны быть построены на доверии.
В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования родителей к школе, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Для эффективной совместной работы учителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащиеся достаточно много времени проводят в школе, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к учителю.
Для каждого педагога общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависит эффективность всей его деятельности.
Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Приходит класс из начальной школы, и слышишь: «Ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают…» А бывает и наоборот: «У, там такие родители, слово сказать не успеешь – бегут жаловаться…» Как же сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит уже взрослый человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.
Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают, несправедливы к детям, нервничают и кричат, Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.
У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.
Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений, Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
Во взаимодействии с родителями важно также хорошо представлять себе, в чем, собственно, цель нашего общения. Если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то вероятно, наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких-то решений. Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы встретились. В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, ее решение. В противном случае есть вероятность того, что столь дорогое для нас время будет потрачено на обсуждение того, что именно было сделано не так, как от этого трудно было школе и как трудно родителям, а решение проблемы так и не найдено, т.е. разговор не будет продуктивным.
Важно правильно организовать индивидуальную встречу. Прежде всего, и мы, учителя, и родители должны быть уверены, что будет достаточно времени для разговора. Значит, о встрече следует договориться заранее. Не секрет, что запись в дневнике типа «прошу родителей срочно зайти в школу» крайне редко оборачивается чем-то конструктивным. Родители подойдут в школу в удобное для них время, которое может совпасть со временем урока (в этом случае учитель должен разрываться между родителем и учениками в классе) или во время перемены, когда у учителя масса других дел. Толку от такого разговора будет мало. Во избежание вышеперечисленных ситуаций следует созвониться с родителями ученика. Подходящие формулировки для начала разговора могут быть такими:
-Я хотела бы с вами поговорить, Я думаю, что ваш ребенок мог учиться лучше, Давайте вместе подумаем, что можно сделать.
-Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить учебу вашего ребенка и посоветоваться, вместе подумаем, как ему помочь.
Не следует начинать разговор со следующих фраз:
-У вашего ребенка совсем плохи дела.
-Ваш ребенок совсем перестал заниматься, ничего не делает.
Если проблема несущественна, и вы считаете, что ее можно решить по телефону, - хорошо. Если вы убеждены, что пятиминутным разговором не обойтись, лучше не втягиваться в телефонное обсуждение проблемы, повторив просьбу встретиться лично.
Представьте себе, в каком настроении приходят родители в школу по вызову учителя, что они чувствуют. Естественно, и стыдно за ребенка, и чувствуют свою ответственность, и, конечно, в глубине души есть понимание своих ошибок. Родитель уже заранее готовиться выслушать нечто неприятное и невольно пытается защититься. А защищаться можно по-разному. Кто-то заранее готов согласиться со всем, что скажет учитель, кивать, поддакивать, обещать принять меры. Кто-то выслушивает учителя почти безучастно, подчас, как провинившийся ученик. А кто-то готов, защищая себя и ребенка, пойти в наступление и выдвигает многочисленные претензии в адрес школы…
Как бы то ни было, когда перед нами собеседник в таком защищающемся состоянии, наладить сотрудничество и решить какую-либо проблему едва ли удастся. Следовательно, первая наша задача – сделать так, чтобы родители видели в учителе не источник неприятных эмоций, а человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка и найти решения.
Как же правильно построить беседу с родителями?
Поблагодарите родителя за то, что он пришел. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.
Расскажите о текущей ситуации ребенка. Не стоит фиксироваться сразу только на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти, и начните с них. Родитель должен видеть, что учитель объективно оценивает его ребенка, что ребенок не совсем пропащий, что-то у него, получается, есть перспективы.
А вот потом уже излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Изложив ситуацию, обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника, т.е. какой видится ситуация родителю, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?»
Если вопрос обсуждался трудный, проблема серьезная, настройте родителей на долгую работу, на то, что результат их изменившегося отношения в общении с ребенком будет виден не раньше чем через 2-3 недели, а то и через месяц-два.
Приглашать самого учащегося на беседу с родителями имеет смысл только в том случае, если вы хотите ребенка в присутствии мамы или папы подбодрить, выразить уверенность, что все наладится.
В противном случае обвинение ребенка во всех его грехах в присутствии близкого ему человека может усугубить ситуацию, став унижением и для ученика, и для родителя. Дети и так всегда очень сильно переживают при любом визите родителей в школу. Им так важно, чтобы взрослые видели не только их недостатки, но и достижения тоже. Унизив ребенка, сыграв на чувстве стыда или уязвленном самолюбии, невозможно добиться в работе с ним серьезного прогресса. Это будет лишь формальным исполнением обязанностей учителя – беседа проведена, а результат нулевой…
Нередко, но весьма метко выбивают из колеи ситуации, связанные с непредвиденными конфликтами, когда в школу приходят родители, возмущенные той или иной несправедливостью, проявленной к их ребенку. Что же в этом случае делать? При обсуждении конфликтной ситуации следует помнить, что, как бы не был возмущен родитель, речь идет о нашей работе и именно, рабочими реалиями объясняем все, что мы делаем. Поэтому желательно избегать аргументов личных, а опираться на аргументы деловые. Не стоит говорить: «Я лучше знаю, что мне делать и как учить детей» Лучше сказать: «Я обязательно все выясню и сообщу вам о результатах» Когда собеседник понимает, что лично от нас ничего не зависит, что и учитель, и родитель вынуждены приспосабливаться к некой третьей силе, его возмущение, как правило, стихает, и появляется возможность конструктивно решить проблему.
Для успешного взаимодействия с родителями в индивидуальных встречах и беседах необходимо:
исходить их принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей
фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения
убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени
вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать.
Отношения учителя с родителями не должны сводиться только к проведению родительских собраний и индивидуальных бесед. В современной педагогике существует множество различных форм работы с родителями.
Так, например, с привлечением психолога необходимо проводить круглые столы для родителей с целью формирования мотивации совместной деятельности, особенно когда дети подросли и многие родители чувствуют усталость или даже беспомощность при общении со своими детьми. Роль учителя здесь велика, т.к. родители ждут помощи от педагога, опытного знающего, от того, кому они доверяли и доверяют. Проведение круглых столов помогает выявить наиболее активных родителей и создать инициативные родительские группы. Важно при каждой встрече на собраниях проводить опрос: что получилось, а что нет в совместной деятельности; какая помощь нужна. Многим родителям интересно было прослушать лекции психолога.
Классному руководителю необходимо постоянно проводить мини-лекции для родителей по безопасности жизнедеятельности детей, индивидуальные беседы по разбору трудных ситуаций, по обсуждению конфликтов или в том случае, если учитель просто почувствовал угрозу психологическому состоянию ребенка.
Интересная и новая форма работы с учениками подросткового возраста – брифинги, проводимые раз в четверть с участием родителей и педагога. Брифинг – краткая встреча, на которой задаются короткие вопросы, требующие точного ответа. На вопросы детей отвечает учитель и родители. Организация данной работы не требует много времени. Из числа родителей выбирается инициативная группа, которая вместе с учителем входит в президиум. Детям засчитываются правила:
вопросы должны быть поставлены корректно, без упоминания конкретных имен
задающие вопросы не должны перебивать друг друга и спокойно выслушивать ответы
ответы должны быть краткими, но точными, члены президиума помогают друг другу в ответе на вопросы, тем самым, показывая сотрудничество учителя и родителей, их общее мнение по данному вопросу.
К новым формам работы учителя с родителями относится ведение «Папки класса». Есть разные способы оформления таких папок: портфолио класса или личная папка классного руководителя, куда помещается информация об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и т.д. Наиболее интересным представляется ведение данного документа совместно с родителями. Основные рубрики предназначены для диагностирования каждого ученика. Информацию об ученике заполняет один раз в четверть только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т.д. Учитель может пользоваться такой папкой, для того чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями. Наличие таких папок облегчит работу классного руководителя, т.к. в них содержится необходимая информация о семье ученика. Учитель может отслеживать изменения, происходящие с ребенком в семье, и своевременно отреагировать, если ученику или семье нужна педагогическая помощь.