Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Ниже приведены характеристики познавательной деятельности одаренных детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательная деятельность одаренных детей»
Познавательная деятельность одаренных детей
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Характеристики познавательной деятельности одаренных детей
Высокий уровень познавательных потребностей (любознательность, стойкий ярко выраженный интерес к определенным занятиям и видам деятельности),
высокая познавательная активность личности, увлеченность и погруженность в предмет, упорство и трудолюбие,
удивительная способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость,
готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности,
самоотдача, заинтересованность в деле, а не в своем успехе.
Проявление интереса к парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации,
особая умственная самостоятельность, повышенная критичность мышления, способность самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем,
способность преодолевать штампы и стереотипы в отношении получаемой информации и опыта, новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать новые приемы и закономерности.
Стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса.
Познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более высокой чувствительности к новизне стимула или ситуации, обнаружении нового в уже известном. Такая исследовательская активность обеспечивает непроизвольное открытие мира и завершается приобретением знания, первичным пониманием.
Умственные способности, мотивационная сферы и система ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности, интегрированы в целостность, что обеспечивает высокий уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний, умение ими произвольно пользоваться, востребованность знаний в деятельности.
Знания отличаются избирательностью (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интересам информацию) и большим объемом метакогнитивных знаний.
Наряду со способностью мгновенно схватывать существо дела, одаренному ребенку часто присущ рефлексивный способ переработки информации. Это при уровне развития селективности памяти, способности привлекать нужную информацию, уровне осознания способа своего действия и самостоятельного планирования.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость и их достижении, стремление к совершенству.
Наличие специфических стратегий деятельности обеспечивают особую, качественно своеобразную продуктивность соответственно трем основным уровням:
1) быстрое освоение и высокая успешность выполнения деятельности;
2) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях заданной ситуации;
3) выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, которое ведет к новому видению ситуации, что объясняет появление, казалось, неожиданных идей.
Такие основополагающие свойства субъекта, как инициативность, самостоятельность, ответственность, являются сущностными атрибутами одаренной личности.
В настоящее время вопросу становления субъектной позиции у современных школьников отводится одно из центральных мест при разработке стратегий общего образования. Ее наличие является важнейшим критерием компетентностно обученного выпускника.
Под этим, как правило, понимается способность школьника не только глубоко усваивать знания, но и самостоятельно выстраивать образовательную траекторию, «самостоятельно создавать средства и способы достижения своих целей», максимально реализуя свой творческий потенциал.
Фактически речь идет о процессе становления субъекта жизнедеятельности в образовательном пространстве.