kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРАКТИКУМ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение дисциплины имеет большое значение в профессиональной подготовке специалистов юридического профиля. Семейное право характеризуется своим публичным характером. Каждый юрист должен знать общие понятия семейного законодательства, порядок, условия заключения и расторжения брака, возникновение, изменение, прекращение семейных правоотношений, алиментных отношений, отношений по воспитанию детей не только по российскому законодательству, но и в соответствии с международными нормами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИКУМ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Практикум составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по предмету «Семейное право».

Практикум содержит тематический план учебной дисциплины, содержание учебной дисциплины, перечень литературы.

Учебный материал сгруппирован в разделы, что поможет студентам в подготовке к зачетам и экзаменам.

Изучение дисциплины имеет большое значение в профессиональной подготовке специалистов юридического профиля. Семейное право характеризуется своим публичным характером. Каждый юрист должен знать общие понятия семейного законодательства, порядок, условия заключения и расторжения брака, возникновение, изменение, прекращение семейных правоотношений, алиментных отношений, отношений по воспитанию детей не только по российскому законодательству, но и в соответствии с международными нормами.

Практикум может быть использован в коллеждах и лицеях в родственных специальностях.





































Содержание


Тема 1. Семейное законодательство, акты, содержащие нормы семейного права

2.  Тема 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством, их субъекты

4. Тема 3. Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения, порядок заключения брака, брачный контракт

5. Тема 4. Личные и имущественные правоотношения между супругами, родителями и детьми и другими членами семьи

6. Тема 5.Алиментные обязательства членов семьи.

7. Тема 6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Список литературы

Тема 1.

Понятие, предмет, метод, принципы, система и источники семейного права

Основные вопросы

1.  Понятие и предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

2.  Основные принципы семейного права.

3.  Структура и источники семейного права.

Контрольные вопросы

1.  Дайте определение семейного права. Какие отношения регулируются семейным правом и в чем их особенность?

2.  В чем состоит специфика метода регулирования семейно-правовых отношений?

3.  Дайте понятие семьи в социологическом и юридическом смысле.

4.  Назовите принципы семейного права и раскройте их содержание.

5.  Назовите формы государственной поддержки семьи в РФ.

6.  Каковы цель, основные направления и принципы государственной семейной политики в РФ?

7.  Какова структура семейного права?

8.  Перечислите источники семейного права.

Задачи

Задача 1.

Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества.

Нормы какой отрасли права могут быть применены судом при решении этого спора?

Задача 2. В марте 2008г. граждане Гордеев и Машкова решили пожениться и по настоянию родителей через месяц они венчались в церкви. После венчания они посчитали, что государственной регистрации брака не требуется.

Через год вследствие ссор с мужем Машкова решила брак расторгнуть. Однако, поданное заявление в органе загса не приняли, потребовав представить свидетельство о заключении брака.

Дайте оценку действиям должностных лиц органа загса. Соответствуют ли действия Гордеева и Машковой нормам семейного законодательства?

Задача 3.

Гражданка Ковалева обратилась в суд с иском о расторжении брака с Ковалевым, указав, что с мужем проживает более 15 лет, от брака имеют сына 14 лет. Последние 2 года Ковалев злоупотребляет спиртным, не дает денег на нужды семьи, скандалит, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и взыскать алименты на содержание сына.

В суде Ковалев иск не признал, просил брак не расторгать, обещав изменить свое поведение и отношение к жене и сыну.

Суд назначил срок на примирение 3 месяца, по истечении которого Ковалева снова настаивала на расторжении брака, так как семья не восстановилась и Ковалев не исправился. Ковалев же вновь иск не признал.

На основании какого принципа семейного права суду следует разрешить дело?

Тема 2.

Семейные правоотношения

Основные вопросы

1.  Семейные правоотношения: понятие, виды, субъекты и объекты.

2.  Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

3.  Осуществление и защита семейных прав. Исполнение семейных обязанностей. Ответственность в семейном праве.

4.  Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве.

Контрольные вопросы

1.  Дайте понятие семейных правоотношений и охарактеризуйте их структуру.

2.  Какие юридические факты вызывают возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений?

3.  Какие отношения между членами семьи находятся вне сферы воздействия семейного законодательства?

4.  Кто может являться субъектами семейных правоотношений?

5.  Что такое родство и свойство? В чем заключается их юридическое значение?

6.  Назовите санкции, применяемые к участникам семейных правоотношений за несоблюдение семейно-правовых норм?

7.  К каким отношениям между членами семьи может применяться гражданское законодательство?

8.  В чем заключается принцип свободного распоряжения гражданам РФ принадлежащими им семейными правами?

9.  Какими способами осуществляется защита семейных прав?

10.  В каких случаях на требования, вытекающие из семейных отношений, распространяется исковая давность?

Задачи

Задача 1. В сентябре 2007 года в юридическую консультацию обратилась гражданка Лескина и пояснила, что вступила в брак с Петровым в 2004 году. В начале семейной жизни супруг был к ней внимателен, дарил цветы, они часто посещали кинотеатры, музей, ходили в гости. Но затем, по ее мнению, муж стал уделять ей меньше внимания, предпочитая проводить свободное время с друзьями, без нее.

Лескина просила пояснить ей, может ли она правовыми средствами заставить мужа относиться к ней по-прежнему. В остальном у нее к мужу претензий нет, расторгать брак не желает.

Какой ответ в данной ситуации можно было бы дать Лескиной?

Задача 2. в течение длительного времени Кораблева предполагала, что ей неправильно начисляется сумма ежемесячного пособия на 2 несовершеннолетних детей. Бухгалтерия и администрация по месту ее работы объяснений не дала. Кораблева решила, что ее законные интересы ущемляются. Сначала она решила обратиться к прокурору, но засомневалась и решила сначала проконсультироваться в юридической консультации.

Как следует поступить Кораблевой? Какими государственными органами осуществляется защита семейных прав? Входит ли это в компетенцию прокуратуры?

Задача 3. В августе 2007г. Воблин по возвращении из длительной зарубежной командировки узнал, что более года назад (в апреле 2006г.) его жена продала без его согласия загородный дом, принадлежащий им на праве общей собственности. Воблин потребовал расторжения договора купли-продажи, но жена отказала, пояснив, что была вынуждена продать дом из-за покупки новой автомашины. Согласовать с ним этот вопрос не могла вследствие его длительного отсутствия, а вырученные деньги давно потрачены.

Воблин в октябре 2007г. подготовил исковое заявление в суд о признании договора купли-продажи недействительным. Проконсультировавшись у юриста жена пояснила Вобину, что его обращение в с уд бессмысленно, так как пропущен срок исковой давности. Решив выяснить обоснованность такой позиции, Воблин обратился в юридическую консультацию.

Какие нормы семейного и гражданского права должны быть применены в этой ситуации? Какое разъяснение дадут Воблину в юридической консультации?

Задача 4. Журкина неоднократно высказывала претензии своему мужу по поводу отношения к семье, считая, что он недостаточно заботится о жене и детях: у мужа невысокий доход, он не хочет заниматься предпринимательской деятельностью. Журки считал ее упреки несерьезными и не желал уходить с любимой работы, не приносящей большого дохода. Ссоры в семье не выходили за рамки словесных перепалок, в семье Журов вел себя достойно, занимался домашней работой.

Убедившись, что муж не склонен поддаваться на ее уговоры, Журкина подала заявление в комитет мэрии по делам семьи, в котором просила оказать необходимое воздействие на ее мужа в целях сохранения семьи.

Каков, по вашему мнению, будет результат обращения Журкиной в мэрию?

Тема 3.

Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения, порядок заключения брака

Основные вопросы

1.  Понятие брака по семейному праву.

2.  Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака.

3.  Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.

4.  Недействительность брака.

5.  Прекращение брака.

Контрольные вопросы

1.  Различаются ли понятия «заключение брака» и «государственная регистрация заключения брака»?

2.  В чем заключается юридическое и практическое значение государственной регистрации брака?

3.  Имеет ли юридическую силу брак, заключенный по религиозным обрядам?

4.  Допускается ли заключение брака через представителей, заочно?

5.  Какой брачный возраст установлен законодательством? Каковы основания и юридические последствия его снижения.

6.  Допустимо ли заключение брака между братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными?

7.  Имеют ли юридическое значение фактические супружеские отношения?

8.  Может ли быть сокращен или увеличен установленный законом срок заключения брака после подачи заявления в орган загса лицами, желающими вступить в брак?

9.  Каковы основания для признания брака недействительным?

10.  Что следует понимать под фиктивным браком?

11.  Каковы правовые последствия при признании судом брака недействительным?

12.  Каковы обстоятельства, устраняющие недействительность брака?

13.  В чем различие прекращения брака от расторжения брака?

14.  Кто может быть инициатором развода?

15.  Определите момент прекращения брака вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов.

16.  Имеются ли особенности расторжения брака с безвестно отсутствующим, недееспособным и осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет?

17.  В каких случаях применяется судебный порядок расторжения брака?

18.  В каком случае суд вправе принимать меры к примирению супругов? Каков срок для примирения?

19.  С какого момента считается прекращенным брак в судебном порядке и в органах загса?

20.  Какие правоотношения могут сохраняться между супругами при разводе?

Задачи

Задача 1. В один из органов загса г. Рязани обратились с заявлением о вступлении в брак Денисов и Карпова, указав, что фактически они проживают одной семьей в течение 3 лет и имеют общего ребенка, хотя Денисов и не записан его отцом.

Орган загса принял заявление и через 2 недели брак зарегистрировал, причем Денисов, будучи военнообязанным, измени свою фамилию на фамилию жены.

Какие действия обязан совершить орган загса при принятии заявления о вступлении в брак? Вправе ли загс зарегистрировать брак через 2 недели после подачи заявления? Должен ли орган загса сообщить в военкомат об изменении фамилии военнообязанным?

Задача 2. Стариков и Бокова подали в орган загса заявление от вступлении в брак. Через несколько дней к зав. отделом загса обратилась гр. Мишина. Она просила ни в коем случае не регистировать брак, так как она, Мишина, уже несколько лет живет со Стариковым. У них дружная семья, есть общая трехлетняя дочь, хотя брак и не зарегистрирован. Стариков в отношении дочери установил отцовство.

Какие разъяснения должен дать заведующий отделом загса Мишиной? Вправе ли загс отказать Старикову и Боковой в регистрации брака?

Задача 3. Органом загса был назначен день государственной регистрации брака Прокофьева и Вольской. Через неделю в этот же орган загса поступило заявление без подписи о том, что Прокофьев женат, брак между ним и Никитиной был зарегистрирован в 2002 году в г. Саратове и до сих пор не расторгнут. Считая сообщение анонимным, орган загса регистрацию брака не отложил. Однако, через некоторое время заведующий отделом загса направил в загс г. Саратова запрос, по результатам которого выяснил, что обстоятельства, указанные в анонимке являются правдой. Заведующий провел проверку по своей инициативе, в ходе которой выяснил, что Прокофьев развелся и Никитиной через суд, а в загс за свидетельством о расторжении брака не пошел, равно как и Никитина. Через некоторое время в связи с утратой паспорта Прокофьеву по его просьбе на основании представленного решения суда выдали новый паспорт, в котором отсутствовал штамп о регистрации брака с Никитиной.

Как следовало действовать заведующему загса в данных обстоятельствах?

Задача 4. Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Волошиной не состояла в браке с отцом Смирнова, но при рождении Раисы было установлено отцовство, то есть отец Анатолия признал Раису своей родной дочерью, о чем была произведена запись в книгу регистрацию рождений.

Со ссылкой на правовые нормы поясните, возможно ли заключение брака между А. Смирновым и Р. Волошиной?

Задача 5. С. М. Мелов, состоявший во втором браке с Н. А. Шатровой, расторг и этот брак. После этого Шатрова узнала, что Мелов до женитьбы с ней состоял в зарегистрированном браке с Е. В.Федоровой и не расторгал его. Шатрова обратилась в юридическую консультацию с просьбой разъяснить ей, что может измениться в результате установления этого факта.

Какой ответ вы можете дать Шатровой?

Задача 6. Гр. Корнеев подал в суд заявление о расторжении брака с гр. Игнатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекращены. Ипатова родила сына, который умер, не прожив и трех месяцев.

Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака не согласна, отказал Корнееву в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться в суд через 10 месяцев.

Правильно ли поступил судья?

Тема 4.

Личные и имущественные правоотношения между супругами, родителями и детьми и другими членами семьи

Основные вопросы

1.  Установление происхождения детей. Добровольное установление отцовства.

2.  Установление отцовства в судебном порядке.

3.  Оспаривание отцовства (материнства).

4.  Права несовершеннолетних детей.

5.  Права и обязанности родителей.

6.  Споры между родителями о воспитании детей.

7.  Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах.

8.  Ограничение родительских прав.

Контрольные вопросы.

1.  Назовите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей.

2.  Расскажите о порядке установления происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке; не состоящих в браке.

3.  В каких случаях возможно установлении отцовства по заявлению только отца ребенка?

4.  Назовите правовые последствия добровольного признания отцовства.

5.  В каких случаях происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке?

6.  Кем может быть предъявлен иск об установлении отцовства в судебном порядке?

7.  С какой целью и в каких случаях суд при рассмотрении спора об установлении отцовства назначает судебно-медицинскую экспертизу?

8.  Может ли судом быть установлен факт признания отцовства при наличии спора о праве (например, по поводу наследства)?

9.  Кто записывается родителями ребенка при применении искусственных методов репродукции человека?

10.  Раскройте содержание права ребенка на защиту.

11.  Что является местом жительства несовершеннолетних детей?

12.  Что включает в себя право ребенка жить и воспитываться в семье?

13.  Определен ли законом исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком?

14.  Раскройте содержание права ребенка выражать свое мнение.

15.  Назовите имущественные права ребенка и раскройте их содержание.

16.  Какие требования установлены законом в отношении порядка и способов осуществления родителями родительских прав?

17.  В чем заключаются мероприятия государственного характера по оказанию помощи семье в воспитании детей?

18.  Расскажите о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

19.  Вправе ли родитель, с которым проживает ребенок, препятствовать общению ребенка с другим родителем?

20.  В каких случаях проживающий отдельно от ребенка родитель может требовать в судебном порядке передачи ребенка ему на воспитание?

21.  Перечислите основания лишения родителей родительских прав. В каком порядке оно производится?

22.  При каких обстоятельствах возможно восстановление в родительских правах?

23.  Назовите правовые последствия ограничения родительских прав.

24.  С какой целью закон обязывает орган опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей?

Задачи.

Задача 1. После рождения дочери Николаева была помещена в больничный стационар и не могла самостоятельно сделать заявление о рождении ребенка в орган загса. Спустя две недели после начала лечения знакомая Николаевой по ее просьбе подала в загс заявление о регистрации рождения ребенка, предоставив справку о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность родителей. Заявление в загсе не приняли, потребовав личного прибытия Николаевой после окончания лечения.

Дайте правовую оценку действиям работников загса.

Задача 2. Проживающие в г. Москве супруги Мягковы решили назвать родившегося у них мальчика Бураном в честь космического корабля, мечтая, чтобы их сын стал космонавтом. Выбранное имя было опровергнуто работниками загса при регистрации рождения ребенка. В обосновании этого родителям объяснили, что мальчика могут дразнить сверстники, и этого имени нет в справочнике личных имен. Родители согласились и переписали заявление, указав в нем другое имя – Петр.

Обоснованы ли требования работников загса? Как следовало поступить родителям в такой ситуации?

Задача 3. Между супругами Токаревыми возник спор об обучении семилетней дочери Ольги. Отец настаивал на обучении дочери в гимназии с преподаванием ряда предметов на английском языке. Мать возражала, считая, что у дочери слабое здоровье, учебную нагрузку она не выдержит. Бабушка и дедушка поддержали зятя.

Какой выход предлагает закон при отсутствии согласия по вопросам, относящихся к воспитанию детей?

Задача 4. Не состоящая в браке Жильцова родила мальчика, отцом которого являлся Волков. При государственной регистрации рождения ребенка Волков устно признал свое отцовство и прочил его записать отцом ребенка, к его просьбе присоединилась и Жильцова, подтвердив правдивость заявления Волкова. Однако, заведующий загса, убедившись, что брак не зарегистрирован, отказался сделать такую запись, потребовав решение суда в качестве основания внесения сведений об отце.

Правильно ли поступил заведующий загса?

Задача 5. После развода Борисовых их сын остался проживать с матерью. К согласию об участии Борисова в воспитании ребенка родители не пришли, в связи с чем Борисов обратился в суд с заявлением, в котором просил суд установить порядок осуществления родительских прав. Суд отказал в принятии заявления, указав, что этот вопрос относится к компетенции органов опеки и попечительства и суду неподведомственно.

Правильно ли поступил суд?

Задача 6. Родив от случайной связи девочку, Ильина отдала ее в дом ребенка. Спустя три года она забрала девочку к себе, а еще через год соседи Ильиной обратились в местную администрацию. С требованием лишить ее родительских прав. В заявлении указывалось, что Ильина ведет аморальный образ жизни, за дочерью не следит. Девочка всегда голодная, запущенная, предоставлена самой себе, одежды у нее почти нет. Когда у матери собирается очередная компания друзей, ей приходится спать в коридоре.

Имеются ли основания для лишения Ильиной родительских прав?

Тема 5.

Алиментные обязательства членов семьи.

Основные вопросы.

1.  Алиментные обязательства родителей и детей.

2.  Алиментные обязательства супругов (бывших супругов).

3.  Алиментные обязательства других членов семьи.

4.  Соглашения об уплате алиментов.

5.  Порядок уплаты и взыскания алиментов.

Контрольные вопросы.

1.  Дайте понятие алиментов и алиментных обязательств.

2.  Вправе ли лицо, обязанное уплачивать алименты, передать исполнение этой обязанности другому лицу?

3.  Обязаны ли содержать своего ребенка родители, лишенные родительских прав; ограниченные в родительских правах?

4.  Каким может быть размер взыскиваемых алиментов на 1,2 и более детей с их родителей?

5.  С учетом каких обстоятельств суд может уменьшить или увеличить размер алиментов на несовершеннолетних детей?

6.  С каких видов заработка и (или) иного дохода производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей?

7.  Как определяется судом размер алиментов в том случае, если с каждым из родителей остался ребенок?

8.  Как определяется порядок участия родителей в несении дополнительных расходов на несовершеннолетних детей и размер этих расходов?

9.  При наличии каких оснований суд обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих родителей?

10.  Когда суд может освободить совершеннолетних трудоспособных детей от обязанности по содержанию родителей?

11.  Кто из супругов и при каких обстоятельствах имеет право требовать предоставления в судебном порядке алиментов от другого супруга?

12.  Определите круг лиц, относящихся к другим членам семьи и имеющих право на взыскание алиментов в судебном порядке.

13.  Раскройте содержание соглашения об уплате алиментов на других членов семьи.

14.  В каком случае и по чьему требованию взыскание алиментов производится по решению суда?

15.  С какого времени присуждаются алименты судом при заявлении управомоченного лица о взыскании алиментов?

16.  Кем и как определяется и взыскивается задолженность по алиментам?

17.  По каким основаниям прекращается выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке?

Задачи.

Задача 1. Соколов по решению суда выплачивал алименты в размере ¼ заработной платы ежемесячно на содержание сына до совершеннолетия последнего. В связи с тяжелой болезнью сын был помещен в больницу, где находился в течение 6 месяцев. Мать мальчика обратилась в суд с иском о взыскании с Соколова 5000 рублей, поскольку он нуждается в усиленном питании и специальном уходе. Кроме этого, для него необходимо приобрести путевку в санаторий для продолжения лечения.

Подлежат ли удовлетворению требования истицы?

Задача 2. Смолин, выплачивающий по решению суда алименты на содержание сына Николая от первого брака, обратился в суд с иском об освобождении его от уплаты алиментов. При этом истец привел доводы: сыну 17 лет, он учится на 1 курсе института, получает стипендию 1000 рублей, сам Смолин – инвалид 2 группы, не работает, пенсия 4500 рублей, на иждивении находится жена.

Может ли суд освободить Смолина от уплаты алиментов?

Задача 3. Воронцов предъявил иск к Воронцовой о снижении размера алиментов, так как с него по двум решениям суда взыскиваются алименты в размере большем, чем установленный ст.81 СК РФ на содержание 2 детей. Воронцова иск не признала, хотя и не отрицала, что с истца по решению суда взыскиваются алименты на ее дочь Марию в размере ¼ его заработка и по решению другого суда с него же взыскиваются алименты на дочь Ирину от первого брака, также в размере ¼ заработка истца.

Правомерно ли требование Воронцова об уменьшении размера алиментов? Какое решение вынесет суд по иску Воронцова?

Задача 4. Андронов оставил жену с 2 детьми, на содержание которых по исполнительному листу выплачивал 1/3 заработка. По второму исполнительному листу с него производилось удержание 2400 рублей на содержание родителей. В связи с тем, что по двум исполнительным листам удерживалось более 50% зарплаты, он обратился за разъяснением в юридическую консультацию. Какой ответ вы могли бы дать Андронову?

Задача 5. Ларин выплачивал алименты в размере 1/3 заработной платы на содержание двоих детей. В связи с тем, что он в качестве специалиста был направлен на работу за границу, Ларин обратился к судебному исполнителю с вопросом, в каком размере и в какой валюте будут с него взыскиваться алименты.Какие разъяснения должны быть даны Ларину судебным исполнителем?

Задача 6. Прокопьев решением суда от 23.05.2003г. был обязан к уплате алиментов на сына Сергея. Через год ответчик скрылся, в связи с чем алименты не удерживались. В 2008г. место жительства Прокопьева было установлено милицией, ответчику предъявили исполнительный лист ко взысканию. Прокопьев обратился к судебному исполнителю с просьбой освободить его от уплаты образовавшейся задолженности, так как сын Сергей достиг совершеннолетия, да и ранее он материально не нуждался; в настоящее время Прокопьев выплачивает алименты на дочь от второго брака, состояние здоровья у него плохое, поэтому он не может работать постоянно.

За какое время может быть произведено взыскание алиментов по исполнительному листу? Будет ли Прокопьев освобожден от уплаты образовавшейся задолженности по алиментам?

Задача 7. Ефремова обратилась в суд с иском к Ефремову о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка. Кроме этого, Ефремова просила суд взыскать с ответчика средства на ее содержание в размере 1/6 части заработка Ефремова до достижения ребенком трех лет. Соглашение об уплате алиментов между сторонами не достигнуто.

Какое решение должен вынести суд по иску Ефремовой?

Задача 8. Супруги Романовы состояли в браке с 1975 г. по июль 2007г. В сентябре 2008г. Романова обратилась в суд с иском о взыскании с бывшего супруга средств на свое содержание (в размере 4 минимальных размеров оплаты труда), поскольку она стала нетрудоспособной (инвалид второй группы), а пенсии по инвалидности ей не хватает. В заявлении истица указала, что у ответчика высокооплачиваемая работа и он в состоянии предоставить ей содержание. Инвалидность у Романовой была определена в июне 2007г. в установленном порядке по результатам медико-социальной экспертизы. Подлежит ли иск Романовой удовлетворению? Если да, то как долго будут взыскиваться алименты в пользу Романовой?

Тема 6.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Основные вопросы.

1.  Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

2.  Усыновление (удочерение) детей:

а) понятие, порядок, условия усыновления. Лица, имеющие право быть усыновителями;

б) правовые последствия усыновления. Тайна усыновления;

в) отмена усыновления, ее правовые последствия.

3.  Опека и попечительство над детьми.

4.  Приемная семья.

Контрольные вопросы.

1.  Перечислите основания признания детей оставшихся без попечения родителей.

2.  На кого возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?

3.  На какие виды подразделяется учет детей, оставшихся без родителей?

4.  Назовите основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?

5.  Дайте понятие усыновления (удочерения). В чем состоит значение института усыновления?

6.  В отношении каких детей допускается усыновление?

7.  Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами? Могут ли быть усыновлены лица, достигшие совершеннолетия?

8.  Какие условия совершеннолетия предусмотрены законом? Что следует понимать под интересами детей при усыновлении?

9.  Раскройте содержание заявления в суд об усыновлении ребенка. Какие документы должны быть приложены к заявлению усыновителями?

10.  В каких целях при усыновлении производится обследование состояния здоровья, физического и умственного развития ребенка? Предусмотрены ли законом ограничения по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием?

11.  В каком порядке, по каким правилам и с чьим участием производится рассмотрение судом дела об усыновлении ребенка?

12.  Какое заключение должен представить орган опеки и попечительства по делу об усыновлении ребенка? Какие документы прилагаются к этому заключению?

13.  Какие требования предъявляются законом к личности усыновителя? Кто не может быть усыновителем?

14.  Перечислите заболевания, при наличии которых лицо не может быть усыновителем.

15.  Допускает ли СК РФ усыновление ребенка без согласия его родителей? Если да, то в каких случаях?

16.  Назовите правовые последствия усыновления.

17.  Какие меры по охране тайны усыновления предусмотрены нормами семейного права?

18.  Над какими детьми устанавливается опека или попечительство?

19.  Охарактеризуйте права и обязанности опекунов (попечителей) по воспитанию, образованию несовершеннолетних подопечных, защите их прав и интересов.

20.  Перечислите права детей, находящихся под опекой (попечительством), раскройте их содержание.

21.  В силу каких оснований возможно прекращение опеки (попечительства)?

22.  Дайте понятие приемной семьи. Раскройте основания и порядок образования приемной семьи.

23.  Какое максимальное количество детей (включая родных и усыновленных) может быть в приемной семье?

24.  Какие требования предъявляются законом к приемным родителям?

25.  Возможно ли досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью?

Задачи.

Задача 1. После расторжения брака родителей пятилетний Саша Иванов остался проживать с матерью в г. Самаре. Его отец служил по контракту и перечислял алименты на сына. Мать Саши через год тяжело заболела и умерла. Мальчик временно проживал у дальних родственников, которые считали, что ребенка должен воспитывать отец. На запрос органов опеки командир воинской части сообщил, что отец Саши убыл для прохождения службы в район вооруженного конфликта. Последующие запросы результата не дали. Через месяц после направления последнего запроса орган опеки и попечительства принял меры по постановке Саши на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей, а еще через три месяца Саша был усыновлен супругами Сидоровыми.

Через 6 месяцев после усыновления в г. Самару прибыл отец Саши и пояснил, что попал в плен, посчитал действия органа опеки и попечительства незаконными, потребовал предоставить сведения о сыне и обратился в суд за отменой усыновления, заявив, что имеет преимущественное право на воспитание ребенка.

Обоснованно ли действовал орган опеки и попечительства? Какое решение, по вашему мнению, должен принять суд?

Задача 2. В марте 1995г. родители Вити Маслова,1989г. рождения, уехали на заработки в район Крайнего Севера, оставив ребенка с бабушкой. Первоначально они эпизодически присылали деньги и сообщали о своем местонахождении, но с середины 1997г. сообщений от них не поступало. Бабушка умерла в ноябре 1997г., Витя остался проживать один в квартире. Он питался у соседей, которые пытались выяснить местонахождение его родителей, но им это не удалось. В январе 1998г. на основании сообщения соседей орган опеки и попечительства направил соответствующие сведения в областной департамент образования, который включил Витю в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Попытки устроить Витю на воспитание в семью на протяжении января-марта 1998г. результата не дали. В апреле данные о Вите переслали в федеральный банк данных для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве на воспитание в семью граждан РФ.

Дайте оценку действиям органа опеки и попечительства и областного департамента образования в этой ситуации.

Задача 3. После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. Большинство родственников решили, что его должен усыновить дядя по матери Волчков В. С., как наиболее близкий родственник. Но дядя отказался, так как его жена была против этого усыновления. Тогда бабушка мальчика, Дубовикова Н. А. (мать отца), сама подала заявление в суд об усыновлении мальчика его дядей, сочтя доводы Волчкова В. С. неубедительными.

Правомерно ли поступила Дубовикова? Примет ли суд это заявление?

Задача 4. Кольцова после смерти сестры взяла к себе ее двухлетнюю дочь Таню. Отец девочки не возражал. Когда Тане исполнилось 5 лет, Кольцова обратилась в органы опеки и попечительства за советом. Она очень привязалась к девочке, та зовет ее мамой. Отец Тани все это время внимания ей не уделял, материально не помогал, уехал в другой город и женился. У Кольцовой есть муж, с которым она состоит в зарегистрированном браке, но не проживает совместно уже 4 года. Кольцова спрашивала, может ли она удочерить девочку без согласования с мужем, что для этого необходимо, кто этот вопрос должен решать?

Какой ответ вы бы могли дать Кольцовой?

Задача 5. Ира Ермолина, рожденная в незарегистрированном браке, была передана матерью в детский дом, когда девочке было 8 месяцев. Мать оставила письменное согласие на возможное в последующем удочерение Иры, а сама из города уехала. Через 2 года Иру в законном порядке удочерили супруги Ивановы. Спустя год после этого от матери Иры в детдом пришло по почте заявление об отмене согласия на удочерение. А еще через год Ермолина вернулась в город и предъявила иск в суд об отмене удочерения, указав, что сама желает воспитывать дочь.

В какой форме дается согласие на усыновление ребенка и может ли оно быть отозвано? Имеются ли основания для удовлетворения требований Ермолиной?

Задача 6. Прокурор района предъявил иск супругам Сафоновым об отмене удочерения ими племянницы Оли. Судом было установлено, что единственной причиной удочерения ответчиками племянницы было стремление получить большую жилплощадь в связи со сносом дома, в котором они проживают. Усыновители в свою семью Олю не брали, она продолжала проживать с матерью. Суд вынес решение об отмене удочерения, указав, что оно противоречит интересам ребенка.

Дайте правовую оценку решения суда.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРАКТИКУМ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ

Автор: Мазлоева Эмма Хамидовна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "110599"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406286054"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Семинар-практикум "Защита прав ребенка-обязанность взрослых""
    ["seo_title"] => string(65) "sieminar_praktikum_zashchita_prav_riebienka_obiazannost_vzroslykh"
    ["file_id"] => string(6) "393962"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487602841"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Родительский клуб в «семейной гостиной» как эффективная форма взаимодействия с семьей"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskii_klub_v_semeinoi_gostinoi_kak_effektivnaia_forma_vzaimodeistviia_s_se"
    ["file_id"] => string(6) "491703"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545240915"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) ""Семейное воспитание в социализации воспитанников Дома юношества""
    ["seo_title"] => string(72) "siemieinoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-vospitannikov-doma-iunoshiestva"
    ["file_id"] => string(6) "301316"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456905822"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "психологический практикум "Идеальная профессия" "
    ["seo_title"] => string(53) "psikhologhichieskii-praktikum-idieal-naia-profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "197450"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428245753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства