kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Права и обязанности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представления о правах и обязанностях; показать единство прав и обязанностей; показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод; способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению; воспитывать ответственность за свое будущее; развивать логическое мышление и воображение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности детей»

Семейный час "Права и обязанности детей"

Цель: формировать представления о правах и обязанностях; показать единство прав и обязанностей; показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод; способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению; воспитывать ответственность за свое будущее; развивать логическое мышление и воображение.

Оборудование: таблица, памятки, карточки.

Ход семейного часа.

1. Сообщение темы и цели. Слово воспитателя.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершившим различные правонарушения. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

  2. Знакомство с документами по правам ребенка. Слово воспитанницы Алины.

Существуют документы, в которых прописаны наши права:

А) В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Декларация (высказывание) - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ, который защищает наши права).

Б) Другое дело – конвенция.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.


В) Конституция РК - это основной закон государства, определяющий, как установлено общество и государство, каковы права и обязанности граждан и др.

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

В вашей школе, у нас в детском доме, как и в любом учреждении, существует устав, в котором также прописаны права и обязанности.

Кроме родителей о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после второй мировой войны. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире. Был создан специальный Комитет ООН по правам ребенка. Его главная задача - защита детей.

  3. Права и обязанности детей. Слово воспитателя.

Сегодня мы с вами поговорим о ваших правах и обязанностях.

  Итак, закончите мысль «Я люблю _ _ _ _ _, и мне не нравится _ _ _ _ _.» (Воспитатель на доске записывает высказывания детей в две колонки: «Я люблю (смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, делать что хочу и т.д.), и «Мне не нравится (когда на меня кричат, когда приказывают, постоянно читают нравоучения и т.д.)».

Затем проводится обсуждение и обращается внимание детей на то, что права ребенка они в основном связывают с тем, что любят делать. А то, чем не очень охотно занимаются связывают с обязанностями. Делаем вывод.

1). Что такое право?

Это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.

2). Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?

Это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять.

3). В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

Устав школы определяет права и обязанности учеников и их родителей.

4). Перечислите некоторые права и обязанности.

Права:

- на имя, отчество и фамилию;

- на заботу и воспитание;

- на защиту и воспитание;

- выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на личное имущество.

- право на образование;

- право на бесплатное медицинское обслуживание.

Я должен, я обязан:

- добросовестно учиться;

- соблюдать правила поведения;

- бережно относиться к общественному имуществу;

- уважать старших;

- заботиться о красоте родной речи;

- быть всегда чистым и опрятным;

- не курить, не употреблять спиртные напитки.

 

Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности (раздать памятки).

Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

4. Психогимнастика «Выйти к свету». (Проводит воспитатель).

А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

Вопрос: Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответы детей). Чувства страха, одиночества, тревожности испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

Вопрос: А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей) Облегчение, радость испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

5. Разыгрывание сценок с обсуждением.

 Сценка «Игра». (Показывают дети)

1)    Ведущая Алина: После уроков ребята решили поиграть.

Дима: Давайте поиграем в войну!

Витя: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Данил, будешь милиционером. А ты, Ваня, будешь бандитом.

Ваня: А я не хочу.

Дима: Чего не хочешь?

Ваня: Играть в войну.

Витя: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Ваня: Я не хочу.

Дима: Захочешь.

Ваня: Что же вы меня заставите?

Ведущая: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(идет обсуждение ситуации)

2) Ангелина: – Алина, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Алина: Не хочу, не буду. Ангелина, а ты не имеешь права заставлять меня! Конвенцией ребенка запрещена эксплуатация детского труда.

(обсуждение)

3) Витя: Маша, я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!

Маша: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

(обсуждение)

4) Воспитатель: Ангелина, ты уже который раз не готова к английскому языку!

Ангелина: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

  (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

Сейчас в школах повсеместно распространено правило сдавать телефоны перед занятием, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушают ли ваши права? Нет. Почему?  (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваются права остальных, а ребятам лишний раз должны вспомнить о своих обязанностях).

6. Слово воспитателя.

Что хорошо усвоено ребятами?

         Вы хорошо усвоили права. Но очень плохо знаете свои обязанности.

Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Ответственность бывает административная и уголовная. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РК уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

7. Обсуждение сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.

Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Что вы можете сказать? Обсуждение.

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.

8. Работа в группе с карточками, затем обсуждение.

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека (распечатку статей и ситуаций раздать детям).

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». (Не имеешь права посягать на мою свободу)

9. Рефлексия.

О чем заставил задуматься сегодняшний семейный час?

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Что такое декларация и в чем ее особенности? (декларации имеют лишь рекомендательный характер и их нормы не обязательны для исполнения).

Чем конвенция отличается от декларации? (это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал).

Как вы понимаете высказывание: «твои права кончаются там, где начинаются права другого, твои права кончаются там, где начинаются обязанности»?

Какие вы знаете права?

Какие обязанности?

Мы сегодня узнали, что права есть не только у взрослых, но и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Права и обязанности тесно связаны.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!


Памятка.


Во-первых, ты должен знать главный документ школы, детского дома – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты не один, вокруг тебя твои друзья, одноклассники, учителя, воспитатели, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, береги общественное имущество. Береги все, что здесь находится: мебель, книги, инвентарь. За порчу имущества может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, ответственно относись к учебному процессу.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям, учителям. Они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Права и обязанности детей

Автор: Варлыгина Валерия Валентиновна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(30) "prava-i-obiazannosti-dietiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "154279"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421143554"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Права и обязанности детей. "
    ["seo_title"] => string(28) "prava-i-obiazannosti-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "122378"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414231601"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Классный час в 5 классе "Права и обязанности детей" "
    ["seo_title"] => string(54) "klassnyi-chas-v-5-klassie-prava-i-obiazannosti-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "162105"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422302294"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Классный час "Права и обязанности детей первого класса""
    ["seo_title"] => string(59) "klassnyi_chas_prava_i_obiazannosti_dietiei_piervogho_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "368803"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481551094"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Права и обязанности детей в семье»"
    ["seo_title"] => string(38) "prava_i_obiazannosti_dietiei_v_siem_ie"
    ["file_id"] => string(6) "392013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487146431"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства