Просмотр содержимого документа
«Преданья глубокой старины»
Преданья глубокой старины.
Фольклор -основное средство народной педагогики. Без опыта народа, мудрости старших поколений нельзя воспитать полноценную личность. У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, прекрасному. Самым эффективным средством воздействия на детей является устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, легенды, предания, народные игры.
Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что учащиеся уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных и готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. «Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему» – такова основная мысль чувашской народной сказки «Иван–простак», заботливому и чуткому отношению к матери учит чувашская сказка «Дети ветра».
В народе говорят если хочешь защитить отечество- воспитывай мальчиков, хочешь воспитать нацию – воспитывай девочек. Мать для каждого из нас является первым наставником, именно она закладывает и культивирует нравственные и этические начала у своего ребенка. В семье, где унижена мать великодушных детей не бывает.
В чувашском эпосе «Улып» отводится образу матери важную роль. Герою Улыпу многое открывается из рассказов матери и белобородых старцев.
В Улыпе выражается мудрость, сознание, способности, жизнедеятельность, радость и горе, толерантность, мужество, порядочность чувашского народа, воспринятые им с материнским молоком.
Симон Федорович Федоров (Сюин) 60 с лишним лет работал над эпосом «Улып».
После того как познакомимся с содержанием эпоса детям рассказываю о оформителе – художнике данной книги. В данном случае о Викторе Глебовиче Бритвине. Таким образом мы рассматриваем других художников оформителей, н-р: Немцева Татьяна, Агеев и т.д..
Так книга становится любимой. Тогда говорю детям , что у любимой книги должна быть своя оригинальная закладка. Сначала изучаем чувашскую вышивку, сходим на выставки, познакомимся с национальными мастерами. После этого на бумаге рисуем свои будущие закладки. Показываю детям некоторые виды швов, закрепляется это все на практике и только тогда приступаем к вышиванию изделий, это закладки, салфетки, футляр для телефонов.
Пословицы
Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память. В них обобщен и житейско–бытовой опыт народа, формулируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви и дружбы. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство. А восхваляются ум, трудолюбие, скромность. По чувашским народным пословицам участники занятий написали сочинения на тему «Друзья познаются в беде». Народные педагоги выработали убеждение в том, что настоящими гуманистами являются люди, видевшие нужду. «Человек, который не видел беды, не сочувствует человеку в беде» - в беседах с учащимися особо подчеркивается, что трудовой человек при любых условиях может придти на помощь, что трудящиеся ничего не пожалеют для человека, оказавшегося в беде.