Просмотр содержимого документа
«Представление опыты работы классного руководителя Плотниковой Оксаны Анатольевны»
Представление опыта работы классного руководителя Плотниковой Оксаны Анатольевны
Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе...
Антон Семенович Макаренко
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка. Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 60-70-е гг. XX в., привлек педагогов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательным процессом.
Главная цель воспитания - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между педагогом и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
Технология воспитания имеет следующие специфические черты:
постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;
возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения; предварительная оценка уровня обученности или воспитанности; обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.
Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно - ориентированная (Г. К. Селевко).
В своей воспитательной работе я использую технологию коллективного творческого воспитания (И.П. Иванова) и технологию индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимова и П.Г.Щедровицкого).
Цель коллективного творческого воспитания —это формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности.
Технология и методика коллективного воспитания реализуются через коллективные творческие дела. Основными формами, в которых используется данная методика, являются классные собрания, на которых планируется коллективная жизнь класса, внеурочныезанятия,служащие для подготовки того или иного дела, и само дело или по традиции мы называемего воспитательным мероприятием.
Распределение «зон ответственности» между членами коллектива
Обсуждение и принятие решения на основе принципов участия всех и согласия
Контроль(регулирование)
Подготовка коллективного дела: репетиции, оформление, тренировки , практическая деятельность.
Мотивация деятельности детей через внимание, заботу, взаимопомощь
Мониторинг(анализ)
Проведение воспитательного мероприятия (реализация цели деятельности)
Рефлексия. Самоанализ. Постоянное наблюдение за изменениями в поведении детей.
По плану, по сценарию
Классный час
Если технология и методика коллективного творческого воспитания И.П. Иванова помогают готовить человека к социальной жизни, к социальному поведению, то технология индивидуального рефлексивного самовоспитания рассчитана на развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции.
Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания применяется ситуационный классный час (Н.П. Капустин).
Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:
-осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
-наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
-внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;
-определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;
-внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;
-рефлексия всего события;
-свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
-обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальным нормам;
-мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.
Данная методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.
Применение технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания на классном часе по теме «О поведении на перемене»
Технология
Методика
Цель
Самоанализ поведения
Информация
Информация о поведении на перемене
«Я-позиция». Причина «Я-позиции»
Учащиеся по очереди отвечают на вопросы
1. Что вы считаете хорошим, а что плохим в своем поведении на перемене?
2. Почему происходит нарушение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка?
«Я-позиция» и общественно-значимая норма
Работа в группах
1. В каких видах нарушений вы принимаете участие и почему?
2. Как лучше отдыхать на перемене?
Дискуссия
Дети отвечают по очереди
Учащиеся высказывают свои точки зрения
Рефлексия
Группы, а затем отдельные учащиеся высказывают свои мнения, точки зрения, позицию.
Можно ли надеяться, что после нашего обсуждения ситуация изменится к лучшему или нет и почему?
Свободный выбор
Советы учащимся
Слово классного руководителя
Мотивация
Внимание к учащимся, пожелавшим изменить свое поведение
Отслеживание результатов
Необходимо 1 раз в месяц возвращаться к информации о том , что изменилось в жизни учащихся и класса после принятия решения
Особенностью воспитательного процесса должна быть его системность.
Системность задается определенной целостностью компонентов: целями,задачами, содержанием, формами, методами, организацией (созданием условий), диагностикой процесса и его результатов.
К основным воспитательным формам я отношу классное собрание и классный час.
Основное отличие классного собрания от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения. Я выделяю два вида собраний: по планированию и организации жизнедеятельности; по подведению итогов жизнедеятельности и ее анализу.
Классные часы я подразделяю на тематические и ситуационные классные часы. Задачи у них разные. Первый отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребенка, его интересам, природному самовыражению. Второй служит социально-нравственной адаптации личности.
На собраниях используются первые три компонента технологии и методики коллективного воспитания. На ситуационных классных часах - технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. На тематических классных часах - специальные сценарии.
Кроме основных воспитательных форм я использую игры, дискуссии, походы и экскурсии.
Система воспитательной работы с использованием основных форм
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Классное собрание.
Планирование коллективных дел
Ситуационный классный час.
Обсуждение ситуации
Тематический классный час.
Классное собрание.
Подведение итогов
Технология:
1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
2. Выбор цели деятельности.
3. Планирование деятельности.
4.Обсуждение.
5. Выбор ответственных за подготовку и проведение выбранного дела.
6. Распределение времени для подготовки.
7. Рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовке и проведении запланированного мероприятия.
Технология:
1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
2. Информация по теме ситуации.
3. Обсуждение ситуации по алгоритму:
«Я-позиция», причина «Я-позиции»; «Я-позиция» и общественно значимая норма; дискуссия; рефлексия; свободный выбор.
Технология:
1. Информация об интересных и значимых событиях за прошедшую неделю.
2. Проведение мероприятия по сценарию.
3. Рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведенного мероприятия?
Технология:
1. Информация о событиях прошедшей недели.
2. Обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. Все учащиеся по очереди вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?
3. Рефлексия.
Надо распределить эти формы по времени в течение одного месяца. На 1-й неделе проводится классное собрание по планированию коллективной деятельности на предстоящий месяц. На 2-й - ситуационный классный час с обсуждением какой-либо поведенческой ситуации. На 3-й - тематический классный час с целью расширения сознания той области знания, которая отвечает потребностям и интересам детей. На 4-й неделе – классное собрание по подведению итогов и анализу деятельности учащихся.
В случае необходимости в конце или в начале классного часа можно проводить игры-тренинги для формирования умений или навыков поведения (такие тренинги есть в психологической литературе).
В заключении хочется процитировать слова Антона Семеновича Макаренко:
Надо воспитать человека так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом общества, но и чтобы он стал активным деятелем.