Просмотр содержимого документа
«Преемственность поколений, как воспитательный процесс»
Преемственность поколений, как воспитательный процесс.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни-это важнейшая задача общества и государства. Проводником этих важнейших задач является школа, где дети с начальных классов начинают усваивать жизненные ориентиры и приоритеты.
Стратегические ориентиры усилий государства в области образования и воспитания определены в основополагающих государственных документах в Конституции РФ и Национальной Доктрине образования в РФ. Эти документы закладывают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, устойчивости в череде поколений ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной культуры. С этих позиций выявление ценностных ориентиров образования в их культурно-историческом измерении представляется актуальным и необходимым. Сложные и противоречивые процессы развития российской государственности и определения ее места и роли в условиях сегодняшнего мира, построения гражданского общества настойчиво требуют поиска новых подходов к анализу сущности и содержанию всех без исключения социальных явлений. Данное требование со всей очевидностью касается и образования, основная задача которого - формирование социально значимой личности, способной профессионально и продуктивно решать на всех уровнях задачи общественного развития. Решением этой весьма актуальной задачи выступает обеспечение качества образования, приведение его состояния и определения перспектив в соответствие с современными международными и российскими реалиями. И сейчас очень важно признавать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое, согласно п. 2 ст. 14 Закона «Об образовании», ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Национальная Доктрина образования до 2025 года документ стратегического планирования указывает долгосрочную перспективу развития образования. Доктрина обсуждалась и была принята на Всероссийском съезде работников образования, состоявшемся в Москве 15 января 2000 года, Советом ректоров вузов России было организовано ее всероссийское интернет-обсуждение. Доктрина образования четко и подробно определяет цели образования. Приоритетная цель обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание уважения к истории и культуре родной страны. Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.
Определяя понятие «высокое качество образования», доктрина раскрывает его в категориях единства и преемственности историко-культурной жизни народа, который хочет и может оставаться среди лидеров мирового развития. Именно поэтому на первые позиции поставлено развитие нравственного самосознания человека, забота о сохранении родной культуры и уважительное отношение к культурам других народов. По этой причине развитие способностей личности связывается с целостностью мировоззрения, а динамика содержания образования с реальной динамикой развития наук и технологий в контексте непрерывного образования в течение всей жизни. Доктрина объявляет сферой ответственности государства именно такое образование; образование, нацеленное на преодоление духовного и экономического кризиса общества, на восстановление исторической преемственности поколений, на воспитание нравственных людей и граждан, которые любят свое Отечество и готовы служить ему. Его «равную доступность всем категориям граждан» государство и обязано обеспечить.
Среди основных целей и задач образования важнейшее место занимает историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Любой народ с развитым патриотическим сознанием, любящий свое Отечество и заботящийся о его благе и процветании, прежде всего, заботится о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Именно педагогика выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Главным, принципиальным в историко-педагогическом осмыслении нашей культуры является приоритет воспитания над знаниями в сфере образования. Сегодняшний мировой кризис, не кризис знаний или технологий, а кризис нравственности.
В настоящее время в России фиксируется духовный кризис — об этом прямо говорит Национальная Доктрина образования, призывая сосредоточить силы на его преодолении. Кризис состоит в том, что в России утрачено здоровое чувство национального и культурного самосохранения. Основополагающие ценности сегодня почти не передаются, более того, происходит их подмена — и в этом болезнь нашего образования. Воспитание нравственности на основе отечественных духовных ориентиров. Воспитание нравственности — это не одна из многих составных частей воспитания, это основа воспитания. Сегодня идея воспитания зачастую сужается до чисто социального механизма адаптации и социализации. Напротив, в классической педагогической традиции воспитание связывается с идеями «внутреннего человека», внутреннего мира человека. Нравственный человек — тот, кто свободно признает личность в другом человеке, считается с ней, строит жизнь на началах взаимодействия свободных и разумных людей. Таким человек не рождается: он должен стать таким посредством воспитания, представляющего собой процесс целенаправленно организованного взаимодействия с людьми на началах разума и свободы. В этом заключается основная идея воспитания. Так устроен человек, что значительная часть его характера, его особенностей предопределена его предками, его родом и народом. Каждый является в первую очередь носителем семейного и родового характера, и уже потом — характера индивидуального. Семья не является делом частной прихоти отдельного лица. В семье человек учится жить общей жизнью, сопрягать в единстве любви разные характеры, разные судьбы, разные жизненны. Процесс передачи смыслового мира и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно трансмиссия обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате трансмиссии молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным. Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. С одной стороны, традиции — это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. Они могут быть письменными или устными, быть закодированными в образцах поведения взрослых, в функционировании социальных институтов и пр. С другой стороны, традиция — это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации. Традиции сохраняются, но к их соблюдению нет уже прежней жёсткой требовательности. В соперничество с традициями приходят государственные законы, отражающие новую социальную реальность. На традиции начинают смотреть как на нечто рутинное. Возникает снисходительность к частным нарушениям традиций, а тем самым возникает ниша, в которой могут зарождаться и вызревать традиции, альтернативные прежним.
В настоящее время значительно возрастает интерес к истории семьи и своего рода. Выявляются новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции, предпринимательства. Знание истории семьи — основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот, забвение предков неизбежно ведёт к безнравственности, унижению достоинства, варварскому отношению к историческим и духовно — нравственным ценностям. Очень важно в школе педагогам вести работу с каждой семьей, вести родительский всеобуч, по разъяснению важности семейных традиций. Преемственность поколений должна быть не только в широком общественном смысле, но и в каждой семье, чтобы родители ответственно относились к воспитанию детей, а дети в свою очередь не забывали своих родителей.