Преимущества системы дополнительного образования детей в формировании российской гражданско-культурной идентичности.
Преимущества системы дополнительного образования детей в формировании российской гражданско-культурной идентичности.
Истории дополнительного образования детей в России более 100 лет. Его началом является внешкольное образование как практика добровольной деятельности русской интеллигенции по просвещению, воспитанию взрослых и детей в конце XIX - начале XX вв. Именно эта просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, искренне стремящихся дать простому народу «общечеловеческое образование» (Н.И. Пирогов), получила наименование «внешкольное образование». Его теоретическое обоснование в своих работах осуществили: П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.П. Яновский и другие. Для истории дополнительного образования детей в России огромное значение имели педагогические концепции создателей первых экспериментальных внешкольных учреждений – С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, В.Н. Сороки-Радзинского.
С 1992 года начался процесс преобразования внешкольного образования в систему дополнительного образования детей. Как показала практика, в новых экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального и творческого развития детей, формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преимущества системы дополнительного образования детей в формировании российской гражданско-культурной идентичности. »
Преимущества системы дополнительного образования детей в формировании российской гражданско-культурной идентичности.
Я ничему вас не научу, я лишь держу фонарь,
чтобы вам было лучше видно,
а захотите ли вы увидеть – ваше дело.
Джидду Кришнамурти
Формирование национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма – одна из проблем современного российского общества. Российская Федерация – национальное государство, имеющее многообразный этнический и религиозный состав населения, отличающееся большой региональной спецификой.
Вопрос: Что могло бы стать системообразующим компонентом в постоянном поиске путей, методов и средств формирования российской гражданско-культурной идентичности, определении новых концептуальных подходов к реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации?
Ответ: Феномен дополнительного образования детей как уникального «пространства Детства».
Истории дополнительного образования детей в России более 100 лет. Его началом является внешкольное образование как практика добровольной деятельности русской интеллигенции по просвещению, воспитанию взрослых и детей в конце XIX - начале XX вв. Именно эта просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, искренне стремящихся дать простому народу «общечеловеческое образование» (Н.И. Пирогов), получила наименование «внешкольное образование». Его теоретическое обоснование в своих работах осуществили: П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.П. Яновский и другие. Для истории дополнительного образования детей в России огромное значение имели педагогические концепции создателей первых экспериментальных внешкольных учреждений – С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, В.Н. Сороки-Радзинского.
С 1992 года начался процесс преобразования внешкольного образования в систему дополнительного образования детей. Как показала практика, в новых экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального и творческого развития детей, формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Система дополнительного образования детей в Российской Федерации в её новом качественном состоянии - важная составляющая непрерывного образования. Она имеет свои специфические особенности: это многомерное пространство – информационное, культурное, правовое, способствующее становлению и развитию личности ребёнка. Это возможность решения жизненно важных для него проблем образования, организации досуга, выбора круга общения, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, профессионального и личностного самоопределения, саморазвития и самореализации.
Дополнительное образование осуществляется в комфортных условиях для формирования личности ребёнка, обусловленных добровольностью выбора вида деятельности, педагога и детского объединения практически круглогодично («образование без каникул»).
Усиливая вариативную составляющую общего образования, дополнительное образование способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
Возможности дополнительного образования детей в формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности многомерны, потому что дети любого возраста (как правило 4 – 18 лет), любой национальности и религиозного объединения, имеют возможность развивать свои потенциальные способности в различных объединениях по интересам, достойно обеспечивая себе в современных рыночных условиях конкурентные преимущества на долгую перспективу.
Приоритеты системы дополнительного образования детей, такие как:
* демократизация образовательного процесса на основе признания и уважения культурных различий граждан страны;
* поддержка и развитие детского творчества;
* духовно-нравственное развитие и воспитание;
* создание условий для педагогического роста;
* открытость системы;
* создание дополнительных образовательных программ нового поколения;
* научно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей;
* системное развитие на основе информационных технологий;
положены в основу проектной деятельности, целевых долговременных программ развития и деятельности учреждений дополнительного образования детей.
В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определены тенденции дополнительного образования:учреждения дополнительного образования детей были и остаются важнейшим ресурсомкачественногообразования, средой для проявления и развития каждого ребенка, стимулирования и выявления его способностей.
Педагогическая ценностьдополнительного образования в личностно-ориентированных подходах, положенных в основу деятельности и позволяющих удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей (социально незащищённых, детей с ограниченными физическими возможностями, детей с отклонениями в развитии, одарённых, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.), используя потенциал учебных занятий, досуговых мероприятий, экскурсий, походов, соревнований, фестивалей, выставок.
Являясь воспитательными центрами, учреждения системы дополнительного образования детей призваны:
выполнить координирующую роль в развитии единого культурного и образовательного пространства;
осуществить сетевое взаимодействие образовательных учреждений дополнительного образования детей, различных социальных институтов;
обеспечить полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации;
реализовать функции организационно-методических центров для образовательных учреждений всех типов и видов;
организовать работу по повышению профессионального уровня педагогических кадров;
предупредить асоциальные проявления в детской среде;
формировать культуру взаимопонимания, межконфессионального диалога и толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны.
Дополнительного образования детей осуществляется как в учреждениях дополнительного образования, так и на базе образовательных школ, дошкольных учреждений через освоение дополнительных образовательных программ.
В соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16) содержание образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, туристско-краеведческой, культурологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономической и др.);
- современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей), средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Разработка дополнительных образовательных программ осуществляется педагогом дополнительного образования самостоятельно с учетом ряда принципов:
ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
формирование у детей целостного и эмоционально-образного мира;
обращение к проблемам, темам, образовательным областям личностно значимым для детей данного возраста;
развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического, научного компонентов;
реализация единства образовательного процесса.
На их основе выстраивается образовательная деятельность, с учетом социально-культурных особенностей того или иного региона, традиций и условий конкретного учреждения, социального запроса, возможностей и интересов различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.
Сегодня существуют:
- сеть учреждений дополнительного образования детей (в Российской Федерации насчитывается более 18 тысяч таких учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе более 9 тысяч учреждений системы образования);
- занятые дополнительным образованием дети (более 12 миллионов детей);
- работающие специалисты (более 300 тысяч педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, тренеров - преподавателей, социальных педагогов, методистов, воспитателей, педагогов - психологов).
Любое учреждение дополнительного образования является результатом сложного процесса саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретного социума. Это объясняет уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей, его отличие от других, как по содержанию, так и по организационной структуре.
В последние годы в области дополнительного образования наметились определённые положительные тенденции:
- активизировалось межведомственное взаимодействие в интересах более полного удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества;
- повысилась роль дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений всех типов и видов по развитию мотивации ребёнка к самообразованию, духовно-нравственному воспитанию и гражданскому становлению личности, формированию толерантного сознания. Это, безусловно, находит отражение в деятельности учреждений дополнительного образования детей, которые не просто функционируют, а находятся в зоне постоянного развития и совершенствования, что приводит к позитивным, качественным изменениям образовательного процесса, воспитательной системы учреждения.
Система дополнительного образования детей как возможность целенаправленной деятельности по формированию российской гражданско-культурной идентичности не имеет аналогов, она оптимальна и вариативна, стратегически активна и конкурентоспособна, что дает ей возможность не только противостоять вызовам современного общества, но и успешно решать глобальные проблемы.
Расширяя сеть учреждений дополнительного образования, а, не сокращая их из-за недофинансирования, укрепляя материально-техническую базу, совершенствуя нормативно-правовую, программно-методическую составляющие образовательной деятельности, давая возможность мастерам своего дела (художникам, музыкантам, спортсменам, ученым, литераторам) прийти в эту систему и передать свои знания и умения, приумножая интеллектуальный, творческий потенциал современного поколения, способного оценивать и сознательно выстраивать отношения на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов к себе, другим людям, государству, Отечеству, миру в целом.