ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
На На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА»
ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по равнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одарённые дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надо её разобрать. Они буквально забрасывают взрослых вопросами, и не всегда просто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают - важнейшая характеристика одарённости.
Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса. В раннем возрасте они очень мало спят. Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи.
Важно выдержать баланс в отношении к тем способностям, которые проявляет ребёнок. Слишком высокая концентрация на теме способностей, высоких достижений при игнорировании других сторон личности ребёнка часто превращается в «гонку за достижениями»:ребёнок может решить , что его любить и ценят только за это. Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Ребёнок может обладать высоким IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы будут его перспективы, зависит от взрослых.
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни расценивали роль природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.
Опыт наблюдений за семьей одаренных детей позволяет выделить следующие особенности, имеющие принципиальное значение для развития одаренности.
В семьях одаренных родителей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является весьма благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка.
Главная, практически обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка — повышенное, значительно увеличенное сравнительно с обычными семьями, внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание к ребенку впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.
Очень часто у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.
Определенная детоцентричность семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить способности ребенка имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков.
НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.
Вопросы. Не отмалчивайтесь под шквалом бесчисленных вопросов, поскольку в поиске ответов дети очень настойчивы. Здесь важно проявить терпение и честность. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка необходимо воспринимать всерьёз.
Интерес. Не бойтесь позволять ребёнку играть со всяким хламом. Разрабатывайте практические эксперименты, чтобы помочь ему побольше узнать, побуждайте фантазировать и придумывать всякие истории, снабжайте книгами и материалами для любимых занятий. Помогайте находить привлекающие его внимание телепрограммы. Берите в поездки по интересным местам.
Самостоятельность. Верьте в здравый смысл ребёнка и максимально ему доверяйте. Поощряйте любые проявления самостоятельности. Установите для ребёнка разумные поведенческие правила и наблюдайте за тем, как он их выполняет. Позволяйте принимать участие в планировании семейных дел и занятий. Помогайте строить собственные планы, побуждайте стремление находить проблемы и попытки самому решить их. Помогайте ребёнку стать личностью.
Забота. Демонстрируйте ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть, а не за его успехи. Никогда не говорите, что он хуже других. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребёнком наедине. Регулярно читайте ему книги и обсуждайте их содержание, приучайте его к чтению с малых лет. Никогда не наказывайте ребенка унижением и не дразните за ошибки. Напротив, почаще хвалите за выученные стихи, рассказ или песню, поощряйте любое его достижение, но вместе с тем не хвалите беспредельно и неискренне. Развивайте позитивное восприятие им своих способностей.
Общение. Приучайте ребёнка свободно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоёв, со взрослыми любого возраста. Приучайте его искать информацию не только в литературе, но и в общении с другими людьми. Знайте, если ребёнок слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашёл себе равных среди сверстников. Помогите ему в этом.
Деятельность. Предоставьте ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. Оформите специальное место, на котором он может демонстрировать свои работы. Не ругайте за беспорядок в его комнате или на его столе – может, он ещё не закончил воплощение своих фантазий. Побуждайте ребёнка заниматься всем тем, что способствует обогащению его опыта.
Чтение. Большинство одарённых детей очень много читают. Для них не является таким уж необычным одновременное чтение нескольких книг. Однако множество интересующих их тем иногда мешает им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые в данный момент хватит времени и сил. Конечно, энергия и степень интереса у одарённых детей гораздо выше, чем у их обычных сверстников, но им не стоит замахиваться на то, что пока не под силу, чтобы избежать разочарования. Следите за последовательностью и избирате6льностью выбора книг ребёнком, помогайте ему постепенно накапливать знания по какой-то теме или интересующей проблеме.
Эмоции. Очень важно сохранять в ребёнке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах. Постарайтесь создать безопасную прочную психологическую базу в его творческих полётах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривайте, если он вдруг загрустил или потерял веру в свои возможности. Находите слова в поддержки в его новых творческих начинаниях, избегайте критиковать первые опыты ,какими бы неудачными они не были. Отнеситесь к ним с вниманием - ведь он делает это не только для себя, но и для себя. Помните, что теплота и ласка, которым окружён ребёнок, лежат в основе привязанности к вам, поэтому не скупитесь на чувства.
Развивайте эмоциональную чувствительность ребёнка, побуждая его отвечать на следующие вопросы:
-«Что ты сейчас чувствуешь?»
-«Как ты себе это представляешь?»
-«Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку (событию)?»
Упражнения для работы с одаренными детьми
Упражнение «Оформление стенда»
Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает почтовый конверт. В подгруппе выбирается какая-то область проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети и их родители (например, проблемы общения со сверстниками, взаимодействия с учителями, родителями, и т.д. Тренер следит, чтобы выбранные области не повторялись в подгруппах. С помощью маркеров, журналов и клея конверты оформляются в соответствие с выбранной областью проблем (название области пишется). На лист ватмана подгруппы приклеивают свой конверт. В течение всего тренинга любой участник может написать какой-то вопрос и положить в конверт, соответствующий области проблемы. Позже будет проведена работа с заданными вопросами. Упражнение направлено на определение и уточнение проблем одаренных детей и их воспитания, сложностей взаимодействия их с родителями.
Упражнение «Портрет одаренного ребенка»
Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает карточку «Портрет одаренного ребенка» (см. Приложение 1), на которой перечислены индивидуальные особенности такого ребенка, а так же качества, на присущие одаренным детям. Участники подгрупп совместно выбирают те черты, которые, по их мнению, действительно свойственны одаренным детям. Они могут дополнить этот список другими чертами. Таким образом, составляется портрет одаренного ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение и «рисуется» общий портрет одаренного ребенка. Упражнение направлено на уточнение и обобщение особенностей одаренного ребенка. 40 мин.: 20 мин. – составление портрета в подгруппах; 10 мин. – обсуждение; 10 мин. – составление общего портрета. Различное поведение. Тренер просит группу разделиться на пары. Один человек из пары выходит за дверь. Он – «ребенок». Тренер дает ему инструкцию: «Вы должны подойти к «родителю» (человеку из пары, оставшемуся в аудитории) и показать ему что-то очень интересное для вас, например какого-нибудь жука, красивый камешек или что-то еще. Надо просить его посмотреть на это». Инструкция для «родителя» следующая: «Вы должны изображать человека, очень занятого своими делами, отказаться смотреть на ту ерунду, которую вам будет показывать ребенок». После того, как эта часть упражнения будет проведена, тренер просит «детей» снова выйти за дверь. Инструкция для них та же самая. А для «родителей» инструкция меняется: «Когда к вам подойдет ребенок, вы должны отложить все свои дела и посмотреть на то, что он будет вам показывать. Отнеситесь к нему с вниманием». После этого, упражнение следует обсудить, выяснить, какие чувства испытывали те и другие участники, как бы им хотелось повести себя в этой ситуации на самом деле, какие они испытали сложности, какие сделали выводы. Упражнение направлено на демонстрацию правильного и неправильного поведения по отношению к ребенку (причем, не только одаренному, но и любому), осознание его потребностей.
Упражнение «Билль о правах»
Группа делится да две подгруппы – «детей» и «родителей» (желательно поменять участников предыдущего упражнения местами – те, кто были «детьми», станут «родителями», а бывшие «родители» – «детьми»). Каждая подгруппа составляет список своих прав в течение 15 мин. После этого подгруппы начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно окончательно принято другой стороной. Каждая сторона может отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Обсуждение каждого не должно быть дольше 3 – 5 мин. Принятые права обеих сторон записываются и выносятся на видное место. Упражнение направлено на осознание потребностей и проблем как детей, так и родителей, демонстрацию возможности для сотрудничества и компромисса между детьми и родителями.
Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка»
Группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых составляет обращение от имени одаренных детей к родителям. Все 4 письма зачитываются и обсуждаются. Упражнение направлено на осознание потребностей, проблем, страхов, желаний одаренного ребенка, а так же на осознание отличия такого ребенка от других.