Применение краеведческого материала во внеурочной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий
Применение краеведческого материала во внеурочной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий
Педагогическая значимость краеведческой деятельностивелика, так как использование ее материалов позволяет учителю сделать свои занятия более живыми, конкретно-наглядными, содержательными, а это открывает новые возможности для творческой, исследовательской работы учителя и учащихся. Велика роль презентации, видеоролика при проведении такого мероприятия, т.к. дети наглядно могут увидеть и ощутить связь времён и поколений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение краеведческого материала во внеурочной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий»
УДК 373.51
Название секции: Этнокультурные бренды России
ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.Е.Петухова1 E.E. Petuhova1
1 учитель марийского государственного языка, русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елембаевская основная общеобразовательная школа», Новоторъяльский район, д. Елембаево, РМЭ
Аннотация. Педагогическая значимость краеведческой деятельностивелика, так как использование ее материалов позволяет учителю сделать свои занятия более живыми, конкретно-наглядными, содержательными, а это открывает новые возможности для творческой, исследовательской работы учителя и учащихся. Велика роль презентации, видеоролика при проведении такого мероприятия, т.к. дети наглядно могут увидеть и ощутить связь времён и поколений.
Ключевые слова: классный час, малая Родина, краеведение, информационно-коммуникационные умения.
Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности является основным направлением в моей работе на сегодняшний день.
Цель использования краеведческого материала во внеурочной деятельности – это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
На кружке по марийскому языку «Юные исследователи» мы с ребятами работаем над творчеством марийских писателей. Знакомимся с писателями-земляками, читаем их произведения, рассматриваем, как описывают мастера слова природу в своих повестях, рассказах. Также собираем фото, рисунки для оформления презентаций. Дети сами составляют презентации.
На таких занятиях развиваются учебно-интеллектуальные, учебно-познавательные, поисково-информативные, информационно-коммуникационные умения учащихся.
Эта образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого материала.
Особый интерес представляют уроки поэзии. Некоторые ученики пробуют себя в сочинении стихов о своей родной Новоторъяльской земле, публикуются в сети Интернет.
Подобного рода задания увлекают моих воспитанников, затрагивают струны их сердец, разжигают огонек любви к родному краю, помогают приобщиться к его истории, духовной культуре.
Методическая разработка классного часа
«Моя малая Родина»
Классный час разработан для учащихся 5 – 6 классов. На занятии дети будут оперировать понятиями «Родина» и «малая родина», получат возможность лучше познакомиться со своей малой родиной.
Цель: способствовать развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы школьников; создать условия для воспитания интереса к родному краю. Воспитание чувства любви и гордости за свою «малую Родину».
Задачи:
Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
Ход занятия I Вступление Мероприятие начинается с видеоролика.
Учитель: Ребята, что такое Родина? У каждого из нас есть свой родной уголок. У кого-то – это небольшая деревенька, у кого-то – это село или поселок, а у кого-то – это большой город, но у каждого она своя. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми
Ученик читает стихотворение «Малая Родина»
Учитель:Республика Марий Эл, марийский край – это живописный уголок России, в котором много озер, лесов, рек. Приятно осознавать, что мы родились на земле, славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками старины. А какие памятники старины вам известны? (ответы учащихся)
Новоторъяльский район, где мы родились и выросли – это кладезь таланта. Можно отметить марийских писателей, наших земляков Валентина Косоротова, Вениамина Иванова, Заслуженного учителя РФ, ученого, писателя, автора марийского букваря Василия Федоровича Сапаева,; деятелей культуры – Георгия Пушкина, Майю Романову, Ивана Смирнова, Василия Домрачева и многих других.
Об истории Новоторъяльского района нас познакомят учащиеся 8 класса:
II История района - как все начиналось... (презентация детей)
Ученик 1.Историческая судьба жителей Новоторъяльского района тесно связана с историей вятского края. Основная масса марийцев поселилась на землях новоторъяльской стороны в период XIII - XVIII веков. Ученик 2. В XVII - XIX веках в край, богатый лесами и дичью, чистыми полноводными реками, с севера, с Вятской стороны, переселились русские. Переселенческое движение в марийский край продолжалось до 20-х годов XX века.
Ученик3.До 1920 года территория Новоторъяльского района входила в состав Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии. С образованием Марийской автономной области большинство населенных пунктов нынешнего Новоторъяльского района вошло в состав Сернурского кантона.В 1924 году образован Торъяльский кантон (с 1935 года - Новоторъяльский кантон).
Ученик 4. 20 июня 1932 г. исключено наименование кантон и заменено на район.
А какой же сейчас наш Новоторъяльский район? Наш Торъял славится своими достопримечательностями, своей необыкновенной природой.
III Творческое задание. Написать небольшое мини-сочинение о «малой Родине». Ответы учащихся:
Я очень люблю природу. В моем родном поселке Новый Торъял, в его окрестностях, удивительная природа: обширные луга, березняки, перемежевавшиеся сосново-еловыми посадками, наши удивительные реки с чистой водой, родники, овраги, балки. Я полностью согласна с выражением, что Родина – это то место, где ты родился, это тропинка, поросшая мягкой травой от отчего дома, это старый колодец, это отблеск костра, отражающийся в воде.
IV Учитель: А теперь послушайте стихотворение нашей ученицы на марийском языке «Марий Элем – шочмо верем». (Автор читает стихотворение)
V Заключение
Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории нашего района. С заданием вы справились достойно.
А сейчас для вас небольшая викторина о нашем родном Новом Торъяле.
VII Викторина для учащихся (Вопросы на слайде)
Наш классный час подходит к концу и каждый из вас принимал участие в подготовке нашего классного часа. Поэтому, рядом с пословицами вам нужно оценить свою работу на уроке.
Литература
Аникин, В.П. Фольклор как коллективное творчество народа / В.П. Аникин. – М.: Наука, 1969
Бакланова, Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская художественная культура»/ Т.И. Бакланова //Начальное образование России: инновации и практика. М.: Школа, 1994