kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта по теме " Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства". Материал предназначен для педагогов дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства»»


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «Искорка»










Обобщение педагогического опыта по теме


«Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства»



педагога дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Менгалиевой Елены Николаевны
















г. Чайковский, 2016



Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства».

Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что "дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество и общественные явления не исказили их судьбу". Основным предназначением дополнительного образования, как социального института, является создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Считаю, что моя задача, как педагога заключается в том, чтобы выявить и развить способности в доступной и интересной детям деятельности. Такая деятельность может быть связана с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.

Поэтому мною была разработана образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир творчества» по декоративно-прикладному творчеству.  

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.


Считаю, что воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом - самостоятельно.

«Именно самостоятельность…является итогом и основным эффектом правильного обучения» по Б.Д. Эльконину, что является девизом нашего конкурса.

Самостоятельность - как важнейшая характеристика личности, касающаяся почти всех сторон ее жизни и деятельности, изучалась многими педагогами и психологами (Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, Г.Н. Година, Ф.И. Изотова, О.В. Зимонина, ВС. Мухина и другие).

Раскрывая сущность самостоятельности, разные авторы рассматривают зависимость ее формирования от определенного вида деятельности, от отношения ребенка к этой деятельности, от возраста детей. До сих пор не существует единого определения понятия «самостоятельность», что лежит в его основе и в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое поведение можно считать самостоятельным. Одни исследователи (А.А. Люблинская, Л.А. Порембская, Ф.И. Изотова и др.) определяют самостоятельность как способность ребенка проявлять некоторую независимость от взрослых в узкой сфере его практической деятельности, в пределах его небольших возможностей.

Другие (А.Т. Ковалев, ЮН. Дмитриева) рассматривают самостоятельность как составную часть деятельности, характеризующуюся тем, что ребенок не просто воспроизводит данный педагогом образец, но и вносит в свою работу что-то новое, оригинальное (ЗА. Михайлова, О.В. Зимонина). Ребенку ставится внешняя задача, предлагается условие и те вопросы, на которые следует ответить, а уже непосредственные действия ребенка сводятся лишь к поиску ответа. При этом важен не только сам ответ, сколько пути и способы его нахождения, т.е. это своего рода самостоятельность в поиске, которая диктуется заинтересованностью ребенка

Ряд авторов, признавая самостоятельность стержневым качеством личности, рассматривают ее как потребность и умение самостоятельно мыслить, как способность ориентироваться в новой ситуации, самому выделять вопрос, задачу и находить пути решения, справляясь с решением без посторонней помощи (Л.А. Понаморева, В.А. Сыркина). Такой подход к определению самостоятельности подразумевает более высокий уровень развития ребенка.

На развитие самостоятельности ребенка влияют не только его личные качества, но также и внешние элементы, т.е. характеристика самой дея­тельности, в которую включен ребенок, условия, которые созданы для деятельности, самочувствие, эмоциональный настрой и заинтересованность в деятельности самого ребенка.


В своей педагогической практике применяю педагогические технологии, которые способствуют формированию самостоятельности обучающихся средствами декоративно – прикладного творчества:

  • Личностно-ориентированное обучение

  • Технология сотрудничества

  • Технология свободного воспитания

  • Метод проектов

  • Технология адаптивной системы обучения

  • Технология игрового обучения

Эти педагогические технологии, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

С  учетом разной подготовки  и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям. 
На занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям  интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант.  При этом  обучающий  и развивающий смысл работы для каждого учащегося сохраняется. Например, при изучении темы «Мягкая игрушка» используется 2 комплекта выкроек (сложной и простой игрушки). Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии.

Самостоятельность и творческая активность, обучающихся на занятии развивается на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индивидуальный подход к обучающимся способствует развитию и становлению личности, повышению уровня обучения.
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. 

Так использую технологию сотрудничества, которая реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология свободного воспитания делает акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Поэтому ребенку нужна помощь и поддержка со стороны педагога.

Чтобы лучше раскрыть творческие способности и природный дар ребенка, применяю метод проектирования, который вызывает у ребят живой интерес, так как помогает им проявить самостоятельность и творческую инициативу.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль обучающихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность педагога и обучающихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Использование этого метода для детей младшего школьного возраста имеет свою специфику. Дети учатся основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с педагогом. Например, детям предлагаю материал по теме. Дети вместе с педагогом формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяем состав групп, распределяем обязанности между её членами, планируем ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется обучающими самостоятельно, но обязательно под руководством педагога, а отчет о проделанной работе представляется на занятии.

На мой взгляд, более цена в проекте конкретный результат, а формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике.


Технология адаптивной системы обучения.

Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика. Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся.

Сущность технологии заключается в том, что на занятии педагог…

- управляет самостоятельной работой всех учащихся;

- работает с каждым учеником индивидуально;

- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;

- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение;

  • например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными педагог ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее. Центральное место в данной технологии занимает работа в парах сменного состава, которая  рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.
    Большое количество занятий проводятся в игровой форме, применяя технологию игрового обучения. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, например загадывание загадок,

введение элементов соревнований, создание игровой ситуации.

Игровые приёмы выступают, как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Активно использую дидактические игры: игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-поручения, игры-загадки.
Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
Чтобы эффективно использовать творческую деятельность в

образовательном процессе, необходимо соблюдение ряда условий.

Главное из них – это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи нестандартных приемов. По средствам таких приемов вырабатывается, прежде всего, особый стиль отношений между детьми и взрослыми. Он требует от педагога определенных личностных качеств: доброжелательного отношения к детям, умения вызывать в себе ощущение внутренней свободы, способности перевоплощения, мгновенного перестраивания в новые образы, переключения в новые ситуации, гуманизации взаимоотношений с детьми.

Применение выше описанных педагогических технологий позволяют

развивать познавательные навыки детей, их критическое и творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных обучающими. Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода.

Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных

лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря детям мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной.

Результатами можно считать (метапредметные результаты):


1)  освоение учащимися способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.(Приложение)

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;

• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.

Формой подведения итогов становятся выставки детских работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Считаю, что данные педагогические технологии способствуют формированию самостоятельности обучающихся на занятиях средствами декоративно – прикладного творчества.




















Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

  1. Организационно-волевые качества:

1 Терпение

2.Воля

3. Само-

контроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Способность активно

побуждать себя к

практическим действиям

Умение контролиро-

вать свои поступки

(приводить к должному

свои действия)

- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие;

— волевые усилия ребенка побуждаются извне;

— иногда — самим ребенком;

— всегда — самим ребенком

— ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

— периодически контролирует себя сам;

— постоянно контролирует себя сам

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II. Ориентационные качества:

1. Самооценка

2. Интерес к занятиям вдетском объединении

Способность оценивать себя адекватнореальным достижениям

Осознанное участиеребенка в освоении образовательной программы

— завышенная;

— заниженная;

— нормальная

— интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

— интерес периодически поддерживается самим ребенком;

— интерес постоянно

поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

1

5

10

Анкетирование

Тестирование








Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося


Дорогой друг!

Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5







2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5







3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5







4

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5







5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5







6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5







7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5







8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5







9

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5







10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5










Методики изучения умений и навыков, приобретённых учащимися


Самооценка

Программа

Я знаю

Я могу

Не знаю

Немного

Уверенно

Самостоятельно

С подсказкой педагога

С помощью педагога

Практические

навыки

1.

2.

3.

4.







Теоретические

навыки

1.

2.

3.

4.



































Критерии результативности образовательного процесса


Параметры результативности

Критерии

I.Опыт освоения теоретической информации

(теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологией. Объем, прочность, глубина.

II. Опыт практической деятельности

(практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана; навыки соблюдения правил безопасности

Степень освоения способов деятельности. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям

III. Опыт эмоционально-ценностных отношений

Приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося. Полноценность, разнообразность приобретенного опыта, адекватность содержанию программы

IV. Опыт творчества


Приобретён опыт творческой деятельности. Проявление креативности в процессе освоения программы. Оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата.

V. Опыт общения


Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся». Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе.

Доминируют субъект-субъектные отношения

VI. Опыт самостоятельной деятельности


Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности. Инициативность. Самостоятельность. Целеустремленность. Доведение до конца начатого дела

VII. Опыт социально-значимой деятельности


Приобретён опыт социально-значимой деятельности.

Устремленность к участию в различных мероприятиях.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Менгалиева Елена Николаевна

Дата: 05.05.2016

Номер свидетельства: 324324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства