kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применении методов арт-терапии в работе с хореографическим коллективом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества – привлекает к себе в последнее время все больше внимания во всем мире. В современной психотерапии нет такого направления, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и их групп, но и для "социального врачевания". Весьма показательно то, что появление первых форм арт-терапии способствовало глубоким изменениям в культурном "климате" многих развитых стран Запада, а ее развитие в дальнейшем было тесно связано с движением за реализацию прогрессивного общественного предназначения искусства, которое могло бы являться фактором оздоровления общества во всем мире.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применении методов арт-терапии в работе с хореографическим коллективом»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

НОВОСПАССКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ









Применении методов арт-терапии в работе с хореографическим коллективом












Автор:

Вершинина Татьяна Вениаминовна, руководитель хореографического коллектива







Содержание:

1. Введение

2. Характеристика арт – терапии

3. Виды арт – терапии

4. Танцевально - двигательная терапия

5. Арт - терапия в хореографии

6. Ожидаемые результаты

7. Выводы

8. Методическая литература

 

       1.Введение

Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества – привлекает к себе в последнее время все больше внимания во всем мире. В современной психотерапии нет такого направления, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и их групп, но и для "социального врачевания". Весьма показательно то, что появление первых форм арт-терапии способствовало глубоким изменениям в культурном "климате" многих развитых стран Запада, а ее развитие в дальнейшем было тесно связано с движением за реализацию прогрессивного общественного предназначения искусства, которое могло бы являться фактором оздоровления общества во всем мире.

Несомненной привлекательностью арт-терапии в глазах современного человека, использующего в основном вербальные каналы коммуникации, является то, что она использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны. С развитием арт-терапии появляются надежды на создание такой новой, гуманной методики, которая в равной мере учитывала бы достижения науки и искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

И, конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.

Целью работы является характеристика арт-терапии как оригинального направления, и хореографии как одного из ее проявлений.

 

     2. Характеристика арт – терапии

Арт-терапия – метод психотерапии, использующий творческую активность клиента для решения его психологических проблем.

В арт-терапии широко применяется рисование, хореография, музыка, фотография, кино, литературное творчество, актерское мастерство. С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются внутриличностные и межличностные конфликты, кризисные состояния, депрессии, проводится работа с травмами, потерями, тревогами, а также развивается креативность, повышается целостность и гармоничность личности.  

Арт-терапия также помогает обнаружению личностных смыслов через творчество.

Термин «арт-терапия» был введен А. Хиллом в 1938 при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество. На современном этапе развития для арт-терапии характерно осознание многообразия форм человеческого мышления, возможностей и способов их отражения в различных моделях культурного и профессионального аспектов. Данная методика основана на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, то есть, не задумываясь о том, что именно и каким образом должно быть создано, рисует, пишет картину, лепит. Арт-терапия может использоваться как основной метод терапии, и как вспомогательный. Основное преимущество арт-терапевтических методик в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество – является одной из определяющих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом.

     

     3. Виды арт – терапии

 

1) В большинстве источников под творческой терапией подразумевается:

- танцевальная терапия,

- изобразительное искусство,

- драматерапия,

- музыкотерапия

2) Под арт-терапией исторически подразумевалось использование в терапевтических целях именно искусств визуального ряда, таких как:

- хореография,

- живопись,

- лепка,

- пластика,

- грим и боди-арт.

Если говорить о классической арттерапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография и лепка. Но современная арттерапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также танцетерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

4.Танцевально – двигательная терапия

Современный человек, к сожалению, сдержан в проявлении своих эмоций. Зачастую из-за того, что не может найти возможности их выражения, нет такого занятия или действия, с помощью которого можно выразить весь свой негатив, «выплеснуть» все, что «накипело». Одним из способов выражения своих чувств, эмоций и энергии является танец. Он помогает раскрепоститься, проявить чувственность, избавляет от внутреннего беспокойства и тревоги, способствует выражению негатива через движения, через «язык тела» . С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим. «Тело никогда не лжет», поэтому танцевально – двигательная терапия признана одним из самых действенных способов показать то, что чувствует человек на самом деле. В движении ничего не скроешь, есть только свобода самовыражения, и распоряжаться этой свободой должен сам человек, выяснив, что для него важно, необходимо, какие эмоции он испытывает в той или иной ситуации.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Танец — это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных, неосознанных движениях все то, что внутри человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни, избавиться от «масок» и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Ещё Вильгельм Райх, основоположник телесной терапии, считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а "застревают" в мышцах в виде мышечных блоков. Танец помогает освободиться от этих преград, в движении наши мышцы высвобождают то, что мешает им. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.

Тело помогает раскрыть себя во всей полноте, показать себя таким, какой есть. Не важно, как ты двигаешься, какой стиль танца или музыки, важно, что ты ощущаешь, что чувствуешь, что ты выражаешь своим танцем. Не нужно бояться давать волю чувствам, нужно просто открыться в самовыражении, вызвать поток чувств и эмоций в теле. В процессе ТДТ раскрывается информация, лежащая в основе различных болей и человек научается конструктивно взаимодействовать со своими чувствами. ТДТ основана на принципе, что движение отражает структуру индивида мыслить и чувствовать.

5.Арт – терапия в хореографии

Лукиан (II век), которому приписывают авторство первого в истории трактата о танце, писал так: "Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной... Танцору необходимо знать все!" Платон проповедовал идеи гармоничности душевной и телесной развития. По его мнению, музыка и танец – сильнейшее воспитательное средство: "оно всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека". 

Сущность личностного развития обучающихся в сфере дополнительного образования средствами хореографического искусства подразумевает интегративный характер реализации образовательного процесса, способствующего разностороннему развитию детей.
Регулярная танцевальная практика формирует у обучающихся взаимосвязанный комплекс эстетических, познавательных и мотивационных направленностей: развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, определяет новые мотивы поведения, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Происходят структурные преобразования поведенческих характеристик как взрослых, так и детей, их новое содержательное наполнение (коммуникативных способностей, нравственно-этических норм, межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе и т.д.). Все это позволяет рассматривать хореографию как актуальное средство гармоничного развития личности.

Хореография является одним из наиболее эффективных методов арт - терапии. Желательно начать занятия хореографией еще в детстве, так как именно в детском и юношеском возрасте детям необходимо развивать в себе гибкость, музыкальность, грацию и пластику. Получив основные навыки, овладев необоходимой грацией и узнав о возможностях своего тела, в дальнейшей жизни человек сможеть успешно проявлять полученные навыки на практике, в движениях появиться легкость и грациозность. Тело "учится" правильно мыслить. Развитие музыкального слуха, чувства ритма и мысленных образов раскроют творческий потенциал ребенка. Методом музыкальных ассоциаций ребенок научиться различать стиль и жанр музыки, двигаться в соответствии с тактом и ритмом, выражать те или иные эмоции. Полученные навыки останутся у детей навсегда! Хореография-это здоровье и развитие. Главные достижения детей от занятий хореографией - правильная осанка, уравновешенность, улучшение способности концентрироваться, укрепление здоровья, формирование сильного и гибкого тела. Изучив все это, дети начинают чувствовать себя более уверенно, могут свободно владеть своим телом, предавать эмоции через движения, свободно и легко двигаться, приобщаются к искусству.

Танцами могут начать заниматься как подростки, так и люди среднего возраста. Они помогают:

1)Укрепить сердце. Изящные и стремительные движения - отличная профилактика сердечно - сосудистых заболеваний. Ученые выяснили: регулярные занятия танцами снижают риск ишемической болезни сердца и помогают нормализовать давление. Они могут стать легкой и приятной альтернативой умеренным спортивным тренировкам. Физическая активность тренирует сердечно-сосудистую систему. Нагрузки расширяют кровеносные сосуды, что приводит к снижению артериального давления. Изменение давления крови при регулярных занятиях развивает эндотелий – внутреннюю поверхность сосудов. В результате сосуды, склонные к отмиранию, работают лучше и дольше. К тому же увеличивается способность капилляров к росту. Рост капилляров улучшает кровоснабжение мышц. В ХХ в. самым распространенным заболеванием стала гиподинамия – недостаточность движения. Очень уж обездвиженной стала наша жизнь. Ребенок десять-одиннадцать лет сидит за школьной партой, затем еще пять-шесть лет учится в ВУЗе. Дальнейшая жизнь и работа тоже не требуют движения. От движенческих нагрузок освобождают человека различные механизмы и машины. Однако человеческий организм рассчитан на движение. Медики говорят, что эластичность и крепость стенок кровеносных сосудов формируется только при физических нагрузках. Если таковых нет, то нечего удивляться ранним инфарктам и другим заболеваниям кровеносной системы. Танец, безусловно, способен спасти, и спасает многих от этой чумы ХХI века

2)Улучшить осанку. Высоко поднятая голова, расправленные плечи, ровная спина – все это дарят нам танцы. И обеспечивают тем самым защиту позвоночнику. Регулярные занятия танцами способствуют обретению красивой осанки и уверенной походки. Для коррекции осанки наиболее подходящими считаются танцы испанского направления, такие как фламенко, а также классические бальные танцы и элементы классической хореографии. При регулярных занятиях можно приобрести и упругость мышечной ткани. Даже при минимальной степени физической нагрузки, предъявляемой организму бальными танцами, улучшается кровообращение, а мышцы теряют свою дряблость. Конечно, танцы делают осанку ровной и красивой, но для этого нужно постараться все элементы и движения выполнять с ровной спиной, разогнув плечи. Тогда эффект от занятий танцев не замедлит сказаться положительно на здоровье

3)Справиться с плохим настроением. Ритмичные движения под музыку усиливают мозговое кровообращение и способствуют выработке гормонов удовольствия. Кроме того, они позволяют выплескивать негативную энергию, снимают скованность и зажатость – как внешнюю, так и внутреннюю. Стрессы, неуважительное отношение общества и ближайшего окружения— все это и многое другое зажимает внутреннюю красоту человека. Он становится неуверенным в своем совершенстве, жестким по отношению к окружающим, пугливым и стеснительным в выражении эмоций и желаний. Но после регулярных занятий танцами скрытая уверенность в себе, которая была подавлена разными жизненными обстоятельствами, постепенно появляется снова. Английские ученые считают, что танцы полезны при так называемом синдроме эмоционального выгорания. Движения под музыку влияют на общее самочувствие человека, у него появляется румянец и блеск в глазах. Вспомните известных танцоров: несмотря на преклонные годы, они сохранили прекрасную форму и продолжают радовать своих поклонников. Женщина, умеющая танцевать, смотрит на мир вокруг себя совершенно иначе, чем обычная женщина. Кроме того, что танец укрепляет физическое здоровье, он оказывает совершенно уникальное воздействие на психологическое состояние танцовщицы, изменяя ее внутренне и внешне. Мышечная радость, свойственная активным аэробным упражнениям, дополняется в танце гармоничным ощущением собственного тела как бесконечно женственного и прекрасного во всех проявлениях. Чувство тела и его уникальных возможностей создает ощущение собственной внутренней свободы, легкости и очарования.

Различные виды танцев по – разному влияют на организм человека:

Латиноамерикнские – укрепляют пресс, мышцы бедер, повышают выносливость

Латина – это танцы со стилем для людей с темпераментом

Латиноамериканские танцы представляют собой коктейль из множества направлений и школ, потрясая воображение своей красотой. Участники танца получают эмоциональную разрядку при исполнении латиноамериканского стиля в духе свободы и демократии. Латина придает уверенность, исправляет осанку, делает походку грациозной, освобождает от скованности.

Латиноамериканские танцы имеют историческое наследие. Пластичные движения людей, занимающихся латиной, создают отличную рекламу для широкого распространения этого вида танцев. Комплекс программы состоит из серий латиноамериканских танцев: меренге, сальсы, румбы, самбы, ча-ча-ча, свинга и буги-вуги, мамбы, пасодобль.

Самба сформировалась примерно в середине двадцатого века. Самба – это стиль со смешанными корнями в культуре африканских негров и американских индейцев, поэтому данный стиль включает в себя оригинальные танцевальные фигуры и круговые движения,способствующие поддержанию мышц всего тела в постоянном тонусе. Румба родилась на острове Куба. Изначально с помощью румбы складывались театральные сюжеты. Классический вариант румбы был разработан намного позднее. Плавные и медленные движения придают женственности, дают возможность показать себя во всей красоте. Название танца ча-ча-ча предположительно происходит от копирования звука маракасов. Ча-ча-ча в отличие от румбы исполняется в быстром темпе со своей спецификой. Танец мамба основан на сочетании джаза и кубинской музыки. Этот рожденный человеческим воображением танец позволяет дать волю эмоциям, раствориться в зажигательной музыке и двигаться в удовольствие.

Джаз – модерн – эффективен для развития пластики и гибкости.Это уникальное по своей сути танцевальное направление, которое появилось в 70-х годах прошлого века как протест. Протест против классических балетных постановок, которые загоняют в рамки и не позволяют импровизировать. 

Modern Jazz – это оригинальный танец, который основан на противоположностях: джазовая школа со своими африканскими мотивами уникальным образом соединилась с модерным течением. Свобода и эмоциональный накал соединились с безграничной импровизацией и ломаными движениями. В результате получился удивительный микс, который таит в себе невиданную свободу движений и мыслей, огромный потенциал и возможности для выражения своих эмоций. Джаз-модерн - это, в первую очередь, пластичность. Именно поэтому любое занятие начинается с разминки и растяжки всех групп мышц. Как правило, в идеале все танцоры должны рано или поздно сесть на шпагат. Джаз-модерн - это один из самых активных видов танца, который предполагает высокую физическую нагрузку и в котором задействованы практически все группы мышц.

Если относиться к занятиям джаз-модерном так же серьезно, как и к любому другому виду спорта, тогда этот вид танца поможет:

Похудеть;

Улучшить растяжку;

Развить гибкость и пластичность;

Исправить осанку;

Укрепить мышцы ног, талии, пресса, спины;

Развить музыкальность, чувство ритма;

Улучшить координацию;

Развить умение владеть своим телом.

Этот танец - это не просто спорт, это стиль жизни. Танцуя джаз-модерн, танцоры вкладывают в него свою душу!

Фламенко – полезен для мышц спины, вырабатывает великолепную осанку, развивает пластику рук. Танец фламенко - само название передает всю суть этого танца! Танец страсти. Танец испанской обольстительницы Кармен. Фламенко наиболее полно выражает свободолюбие и темперамент, уверенность и чувственность, в сочетании со сдержанной внутренней экспрессией. Этот танец подарит гордость посадки головы, величавость и женственность, но одновременно сдержанность и элегантность поз и движений.

Фламенко полон неожиданностей: плавные и грациозные движения сочетаются с резкими поворотами, четкими дробными выстукиваниями и красивыми позами. Фламенко – танец, который завораживает и раскрепощает. Современные любители фламенко объясняют свое пристрастие к этому танцу очень просто. Он дает им такие возможности самовыражения, которых не способна дать ни одна из других доступных им форм нынешней культуры. Банковские служащие и работники юридических фирм, бизнесмены и сотрудники правоохранительных органов, закованные в повседневной жизни в множество дисциплинирующих правил, наконец-то получают возможность высвободить, выговорить в движении свой внутренний избыток. Беспокойство. Тревогу. Тоску. Страсть.

Танец живота – делает связки эластичными, талию стройной, а кожу упругой, уменьшает тревожность. Танец живота — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Raqs Sharqi, на турецком — как Oryantal dansi, то есть"Восточный танец".

Танец живота — древнейший танец Земли. Многие народы мира влияли и влияют на развитие этого танца. Поэтому у него множество направлений, стилей, видов. Сегодня известно более 50 стилей арабского танца.Существует 8 основных школ танца живота — турецкая, египетская, пакистанская, ботсванская, таиландская, бутанская, аденская, иорданская, — а также множество мелких. 

Опытные танцовщицы часто варьируют, смешивают различные танцевальные элементы — от этого выступление становится ярче, красивее, эмоциональнее. Конечно, при этом они руководствуются не какими-то логическими расчетами, а прислушиваются к себе, выбирая из многообразия стилей и направлений те, которые наиболее полно выражают их образ мыслей и чувств. Ведь танец — это не просто механическое заучивание каких-то па, это, прежде всего, настроение, душа, способ самовыражения. Однако, чтобы выбирать, разумеется, нужно знать, из чего выбирать. Чем больше стилей и направлений в танце животавы освоите, тем шире будет поле деятельности для вашей интерпретации, фантазии, творчества. Восточные танцы с их плавными движениями бедрами благотворно сказываются на пищеварении, нормализуют обмен веществ.

Хип – хоп – подарит заряд бодрости и улучшит координацию

Сегодня хип-хоп – это самый модный и популярный тренд молодежной культуры. Этот стиль впитал в себя уличную философию афроамериканцев, элементы фанка, попа, брейка, джаза. Хип-хоп – это символ современной молодежной культуры, который всегда будет оставаться актуальным. Танцевальный стиль hip hop возник в конце прошлого века как танец для бедных американских кварталов. Но экспрессия и креатив этого танца вышел далеко за пределы американских улиц, покорив танцполы всех мировых клубов. Энергия, эмоции, страсть, вдохновение и свобода – вот что ценит молодежь третьего тысячелетия. Все это дает хип-хоп! Hip hop– это возможность выразить свои эмоции, чувства и стремления.В танце главное – свободная работа корпуса и ног, на которые ложится наибольшая нагрузка. Отсутствие резких прыжков, толчков и падений отличает hip hop от джаз модерна. Расслабленность танца возможна благодаря полусогнутым ногам и корпусу, а также мягким плавным поворотам и прыжкам. Но эта расслабленность – всего лишь иллюзия. На самом деле в танце hip hop активно работают все группы мышц, так что хорошая физическая нагрузка Вам гарантирована.

Hip hop дает много возможностей для импровизации и самовыражения. Иногда легкий и плавный, иногда жесткий и агрессивный – этот танец всегда найдет своих истинных поклонников. Хип-хопперы всего мира отличаются пристрастием к брейкдансу, граффити, спортивной просторной одежде и обуви. Это яркое поколение современной молодежи, которая свободно выражает свои эмоции с помощью уличных танцев. Хип-хоп полезен и для людей более старшего возраста, они смогут почувствовать себя моложе, получат заряд бодрости, легкости и позитива.

6. Ожидаемые результаты

Хореография, как один из видов арт-терапии способствует достижению следующих положительных результатов:

1.Обеспечение эффективного эмоционального реагирования

2. Облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение людей.

3. Возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии),преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создание благоприятных условий для развития и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счёт того, что творческая деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Дополнительное влияние на осознание человеком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенное повышение личной ценности, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного в процессе терапии.

7. Улучшение самочувствия и физической формы

7. Выводы

Возможность применения арт-терапии как оригинального направления в культурной, педагогической, психологической деятельности говорит о неисчерпаемом творческом и духовном потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими. Занимаясь арт-терапией, человек открывает «нового себя», изучает скрытые черты своей личности, учится их рациональному применению, приобщается к культуре и искусству. Арт-терапия наиболее приятный метод избавления от душевных невзгод, позволяющий расслабиться, уйти от серости будней просто занимаясь любимым делом, творчеством, способствующим духовному обогащению человека.

Опыт написания работы по данной теме предоставил возможность повысить свою осведомленность об этом все еще достаточно "экзотическом" методе, принять определенные организационные решения, касающиеся деятельности социально-культурных учреждений, задуматься о применении некоторых методов арт-терапии в своей работе, сделать свой выбор как руководителя творческого хореографического коллектива в пользу более серьезного профессионального освоения танцевально-двигательной арт-терапии, цветотерапии и костюмотерапии. Обратить большее внимание на психологическое и эмоциональное воспитание детей на своих занятиях, использовать индивидуальный подход и уникальные методы для каждого ребенка, подчеркивая его индивидуальность и неповторимость. Дать ребенку наиболее полное представление о его деятельности с помощью тематических бесед, раскрывающих суть движения, музыки и танца и дающих ребенку понять самого себя, свои чувства, свои ощущения, дать возможность проявить их.

8. Методическая литература

1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с

2. Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст]: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ.М. Папуш. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000

3.Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст] / А.И.Копытин. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – С. 7

4.Киселев М.Ю. Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М., 1990 .

5.Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии

6. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать.- М.: Владос, 2004.

7. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.

8. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях.- Киев: Музична Украина, 1985

9.Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в педагогике». – Москва. – 1988.

10.Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применении методов арт-терапии в работе с хореографическим коллективом

Автор: Вершинина Татьяна Вениаминовна

Дата: 05.03.2016

Номер свидетельства: 302426


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства