Просмотр содержимого документа
«Приобретение социально-значимого опыта безопасного поведения на дорогах в рамках кружка «Друзья дорожного движения»»
Слайд 1
Те6ма: Приобретение социально-значимого опыта безопасного поведения на дорогах в рамках кружка «Друзья дорожного движения»
Слайд 2
«Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, которой определено место и время в учебном процессе.
Слайд 3
Внеурочная деятельность в нашей школе ведется по следующим направлениям:
-спортивно – оздоровительное
-духовно – нравственное
-социальное
-общеинтеллектуальное
-общекультурное
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «я». Главное, что ребенок сам делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.
Набирая первоклассников в 2011 году мне нужно было решить в каком направлении организовать внеурочную деятельность.
Из бесед с моими будущими учениками и их родителями выяснила, что знания правил дорожного движения находятся не на должном уровне.
Так появился кружок «Друзья дорожного движения» на основе примерной программы начального и среднего образования «Юные инспектора дорожного движения» под редакцией В. А. Горского, Москва, «Просвещение», 2011 год
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. По вине водителей и беспечности пешеходов на дорогах нашей страны ежегодно совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий в том числе с участием детей и подростков. Гибель детей по причине экстремальных ситуаций на дорогах значительно превосходит другие источники опасности: водоемы, пожары, природные стихийные бедствия.
Слайды :
По статистике ребенок участник каждого десятого ДТП в России.
-4 Дорожно-транспортные происшествия с участием детей по Амурской области растут год от года. Число погибших детей уменьшилось, а число травм наоборот увеличилось.
-5 По России динамика ДТП с участием детей снизилась за последние 5 лет с 20,5 тыс. до 19 тыс. Уменьшилось число погибших с 878 в 2014г до 757 в 2015г, а травмы в основном на том же уровне более 20 тыс.
-6 Наибольшее количество ДТП с участием детей до 7-ми лет, с 7-ми до 10-ти лет количество ДТП с участием детей также не уменьшается более 2 тыс. за полугодие.
-7 Если посмотреть по регионам, то Амурская область в первой десятке по увеличению ДТП с детьми-пассажирами, пешеходами, водителями «облегчённых» транспортных средств мопеды, велосипеды. Дети садятся за руль, не зная правил дорожного движения тем самым провоцируют ДТП.
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения современные требования к образованию предусматривают необходимость соблюдения правил дорожного движения и культуру личной безопасности.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «обратить свое внимание на неукоснительное соблюдение ПДД, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека.
Считаю, что уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
-Максимально сконцентрировать внимание детей на соблюдении ПДД.
-Воспитание культуры личной безопасности на дорогах, и на транспорте.
-Учить детей прогнозировать, то есть предвидеть опасность и действовать по обстановке.
Слайды :
-8 Основная цель кружка «Друзья дорожного движения»: охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно – транспортных происшествий.
-9 Задачи: 1.Повышение уровня знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации.
2.Формирование умения ориентироваться в различных дорожно-транспортных ситуациях.
3.Формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения на улице и транспорте.
4.Формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа кружка «Друзья дорожного движения» построена на нарастании объема изучаемого материала:
-увеличении количества терминов
-дорожных знаков
-дорожных разметок и т. д.
Отличительной особенностью данной программы является непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальных классах, взаимодействие с социальной средой, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программа рассчитана на 4 года:
– 33ч. - в первом классе
- 34ч. - во 2-4 классах
- итого 135ч.
Слайд 10
Общее количество часов распределено по основным разделам и классам.
№
Содержание разделов
Кол. часов
1 класс
Кол. часов
2 класс
Кол. часов
3 класс
Кол. часов
4 класс
1.
Дорожная грамота
10
10
10
10
2.
Транспортные средства
3
3
3
6
3.
Здравствуй, дорога!
Общие правила.
3
3
3
6
4.
Наш друг - светофор
3
3
3
3
5.
Правила дорожного
Движения.
10
10
10
4
6.
Дорожные знаки.
4
5
5
5
Итого
33
34
34
34
Отдельные темы содержат как теоретическую так и практическую части. Теория – это беседы, рассказы, тематические занятия, привлечение сотрудников ГИБДД.
Практика – работа с дидактическими материалами, игровые ситуации, кроссворды, тестирование, прогулки, экскурсии по городу.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у них ориентировки в пространстве. Если я хочу воспитать дисциплинированных пешеходов, то с первых занятий прививаю детям такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств и становится причиной дорожных происшествий.
Слайд 11-12
Провожу такие упражнения для тренировки наблюдательности, памяти, развития глазомера.
-показываю плакат, рисунок - посмотрите внимательно, кто где находиться, далее убираю плакат, а дети рассказывают;
-найди отличия;
-показываю портрет человека, а дети должны по памяти описать внешность;
-сколько шагов надо сделать, чтобы встретиться с пешеходом, велосипедистом;
-сколь секунд потребуется, чтобы дойти до дороги, чтобы перейти улицу;
Занятия стараюсь проводить в увлекательной, непринужденной обстановке. Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, с привлечением родителей и инспекторов ГИБДД, при закреплении полученных знаний, а также во время практических занятий.
Слайды:
13 На занятиях кружка использую нетрадиционные формы и приемы работы:
14 -игры на внимание: «Вопросное лото», «Третий лишний», «Найди нарушителя», «Подбери дорожные знаки для пешехода или для водителя» собери из пазлов картинку, дорожный знак;
-детям нравятся ролевые игры, где они в роли инспектора ГИБДД, пешехода, пассажира, водителя и т.д.;
-азбуке пешехода, дорожной азбуке уделяю особое внимание, чтобы дети знали дорожные термины и умело пользовались ими;
- провожу викторины;
15 - с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, анаграммы, загадки;
16 - нравится ребятам работать с тестами, где нужно подумать, посоветоваться друг с другом и найти правильный ответ;
17 -ситуативные задачи развивают мышление, воображение детей, здесь также лучше работать в паре, группе - это сплачивает детей, приучает слушать собеседника, договариваться, приходить к общему решению;
-дети талантливый народ и поэтому с огромной радостью участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, мастерят дорожные знаки, светофоры, изготавливают календари, составляют кроссворды и т.д.;
-читаем, обсуждаем, инсценируем - сказки, рассказы, стихи по ПДД - нередко дети сами находят подобные произведения, приносят на занятия кружка;
-выпускаем стенгазету «Светофорчик»;
-использую интернет ресурсы - видео-уроки, мультфильмы;
-игру-путешествие «Знатоки ПДД» провожу в конце учебного года, как закрепление знаний полученных за год. Дети придумывают название команды, девиз, выбирают капитана, используя маршрутные листы, передвигаются от станции к станции, выполняют задания по ПДД и получают баллы. Все команды награждаются грамотами.
-участвовали во Всероссийском конкурсе «Светофорик» в 2015г. - победители, лауреаты получили дипломы;
18 -привлекаю пятиклассников для проведения кружковых занятий, родителей во время экскурсий по городу, нередкий гость инспектор ГИБДД ;
19 -в дневнике, портфолио у каждого ребенка маршрутный лист, где намечен короткий и безопасный путь от дома до школы;
За эти годы мною накоплен некоторый наглядно – раздаточный и демонстрационный материал: таблицы, схемы, дорожные знаки, плакаты, настольные игры, книги, но нужно продолжать работу в этом направлении.
Для оценивания деятельности детей - в конце года провожу диагностику. Каждый заполняет бланк самооценки своей деятельности, где особое место отводится работе в группе. Анализируя таблицы вижу, где у ребят есть успехи и над чем еще предстоит работать.
Слайд 20
Посещая кружок «Друзья дорожного движения», у младших школьников формируются следующие универсальные учебные действия:
-уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения
-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям в кружке
Метапредметные
-навыки контроля и самооценки своей деятельности
-умение ставить и формулировать проблемы
-установление причинно-следственных связей
Регулятивные
-использование речи для регуляции своего действия
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи
Коммуникативные
-работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных
-слушать собеседника
-предлагать помощь и сотрудничество
-договариваться и приходить к общему решению
-осуществлять взаимный контроль
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Слайд 21
Ожидаемые результаты в конце курса «Друзья дорожного движения»:
уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
знать историю возникновения ПДД; безопасный путь от дома до школы; дорожные знаки; сигналы светофора; виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.
Слайд 22 Спасибо всем!
Нормативно – правовое и научно – методическое обеспечение программы:
-Конституция РФ
-Конвенция «О правах ребенка»
-Правила дорожного движения
-Устав образовательного учреждения
-Положение об отряде юных инспекторов движения
-Федеральный государственный образовательный стандарт
-Учебный план и рабочие программы школы
-Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения занятий по ПДД
Используемая литература и интернет ресурсы
1.Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М:Просвещение, 1998.