Просмотр содержимого документа
«Проблемы воспитания современных школьников»
Проблемы воспитания в современной школе.
В настоящее время, рассуждения о том, должна ли школа заниматься воспитанием или нет, являются лишь следствием неверно поставленного вопроса. Исходя из того, что воспитание - лишь одна из форм социализации ребёнка, мы понимаем, что школа может выбирать либо её активную форму в своих стенах (в виде воспитания), либо, заняв пассивную позицию, так же оказывать влияние на личность, социализировать её, но уже спонтанно, анархически и без предсказуемого итога.
Мы можем выделить три наиболее важных сферы, оказывающих влияние на становление индивидуума. Это семья, школа и круг его общения, причём в современном обществе, это не только люди, с которыми ребёнок находится в непосредственном физическом контакте, но и виртуальные друзья и собеседники. Соприкасаясь с каждой из них, личность получает определённое воздействие, результатом которого является окончательно сложившееся мировоззрение человека.
Анализируя жалобы родителей и педагогов, можно прийти к интересному выводу. Родители жалуются на школу, обвиняя в том, что из наставника она превратилась в конвейер по решению контрольных, школа - на родителей, ставя в укор пренебрежительное отношение к своим родительским обязанностям в плане воспитания. И те и другие, при этом выделяют негативную роль СМИ в становлении личности. Их мы можем отнести к нашей третьей «молчаливой» сфере социализации, которая ни на кого не жалуется, а судя по словам родителей и педагогов, полностью в ответе за общий уровень культуры современного россиянина.
Но не наивно ли выглядит такое представление? Скорее это напоминает попытку оправдать собственное бессилие или, точнее, пассивность сторон занятую в процессе социализации ребёнка?
Представим, каким образом выглядит воспитание внутри семьи? Родители не планируют педагогические мероприятия, не готовят конспекты речей за общим столом (хотя возможно есть и такие семьи). Так каким образом в семье происходит этот процесс? Как правило, родительское воздействие имеет двоякую природу: ситуационную, когда родитель стимулирует или напротив, пытается скорректировать, результат деятельности ребёнка, и каждодневную, а потому незаметную для родителя, но постоянно сканируемую самим ребёнком. Ситуационные воздействия всегда уступят по воздействию каждодневным. Макаренко так писал об этом: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома1.» Воспитание опытом, своими поступками или бездействием всегда результативнее и имеет преобладающее положение над словами родителя.
Во многом, проблемы семейного воспитания (расхождение опыта со словами) перекликается с теми же проблемами в школе. «Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит, прежде всего, от качества обучения», - высказывает своё мнение автор учебных пособий Алексей Нелькин2. Кто в школе отвечает за воспитание? Директор, замдиректора по воспитательной части, социальный педагог, классный руководитель. С этой целью создаётся целый перечень мероприятий, направленных на достижение… Цели можно перечислять долго. В одной школе их окажется больше, в другой – меньше, но, положа руку на сердце, значительная их часть- это те самые назидания и поучения… Странно, а где в списке ответственных за воспитание учителя-предметники? А ведь именно с ними ученик в течения дня проводит большее количество времени! Здесь ему прививают отношение к обучению, здесь ему дают понять насколько важна его личность школе, насколько важно понимание им предмета его наставнику. К примеру, начинается новый предмет. Зачастую его сложность подчёркивается педагогом рядом двоек в журнале. Порою большая часть класса получает по 5-6 «двоек» к ряду. Это тоже воспитание делом! К сожалению результат такого воспитания оказывается не столь позитивным. Отсутствие индивидуальной работы с отстающими, выделение незаинтересованности в итоге обучения ученика с ссылкой на необходимость услуг репетитора. Именно такой непрофессионализм учителей-предметников служит основой развития негативного восприятия учеником школы. И выработки ответной реакции, которую мы зачастую пытаемся исправить через воспитательную беседу. Хочется ещё раз вспомнить слова Макаренко: «Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некоторой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли». Конечно, никакая педагогическая соль не найдёт места в душе ребёнка.
Итак, мы начинали свой разговор о трёх сферах, которые и осуществляют воздействие на социализацию человека. К сожалению, нам представляется, что школа в настоящее время не справляется должным образом с поставленными перед ней воспитательными задачами, что во многом объясняется неверным представлением сущности процесса воспитания самими педагогами. Противостояние семьи и школы представляет собой лишь попытку перенести вину каждой из сторон друг на друга, в то время как актуален уже не вопрос «Кто виноват?», а «Что делать?» И, главное, не стоит преувеличивать значение негативной сферы в процессе социализации. Она оказывает серьёзное влияние только тогда, когда учитель и родитель своим примером подтверждает её правоту.
1А.С. Макаренко о семейном воспитании http://www.e-reading.club/chapter.php/1044602/10/Glavnoe_o_vospitanii_detey.html
2 Е. Куценко Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания?\\ Первое сентября, № 23, 2008, http://ps.1september.ru/article.php?ID=200802311