Проблема изменчивости личности в подростковом возрасте
Проблема изменчивости личности в подростковом возрасте
В статье рассмотрен опыт ученых, изучавших проблему изменчивости в подростковом возрасте, таких, как: С.Л. Рубинштейн, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия и, наоборот – внутреннее, психическое опосредуется, реализуется внешним, материальным; И.В. Боев и О.А. Ахвердова (1990-1999) сформулировали концепцию пограничной аномальной личности; Н.Н. Волосковой (2001), концепция которой позволила сформулировать, что конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности способствует формированию совокупности психотипологических признаков, свойственных диапазону пограничной аномальной личности. Также рассматривается отыт таких ученых, как Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.М. Братусь, Б.А. Сосновский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема изменчивости личности в подростковом возрасте »
Проблема изменчивости личности в подростковом возрасте.
Человеческая индивидуальность представляет собой продукт конкретных социальных и биологических влияний. Кардинальное отличие между этими влияниями (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.М. Братусь, Б.А. Сосновскйи) в том, что социальные факторы обусловливают содержательный аспект человеческой психики (интересы, убеждения, знания). Доминирующая роль среди биологических факторов в определении признаков человеческой индивидуальности принадлежит типологии. Согласно Е.В. Шороховой, социальное действует на биологическое через психическое, при этом связующим звеном между социальной средой и биологической основой организма выступает личность. Именно через личность человеческий организм испытывает влияние истории, общественного, социального.
Биологическая основа каждого индивида создает особый психотипический набор характеристик, представляющих неповторимый личностный облик. Одним из факторов, который позволяет дифференцировать личность подростка, является взаимосочетание личностно-характерологических качеств, вступающих в сложные взаимоотношения с социально-экологической средой.
Как поведенческая проекция личности характер, являясь внутренним условием, обусловливает выражение отношений человека как субъекта деятельности к миру вообще, определенным образом модифицирует позитивные и негативные воздействия окружающей социально-психологической среды.
Структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности поведения комплексов органических свойств. Комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционально-биохимических) входит в структуру личности, объединяясь с ней, составляя основу ее способностей. Следовательно, свойства индивида и свойства личности объединяются и формируют индивидуально-типологический психотип.
Для обозначения совокупности устойчивых, врожденных или приобретенных признаков используют понятие конституции (Б.Д. Никитюк). Конституция – совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов.
Характеризуя стабильность и/или устойчивость индивидуально-личностных, индивидуально-типологических свойств на протяжении подросткового периода, мы имеем в виду, прежде всего фенотипическое постоянство - последовательность и преемственность стереотипа поведения индивида; генотипическую устойчивость – наличие неизменных стойких глубинных качеств, проявляющихся по-разному, но стабильно сохраняющихся и детерминирующих стереотип поведения. Диалектика постоянства и/или изменчивости имеет свою количественную и качественную стороны.
Индивидуальная изменчивость свойств человека как личности определяется взаимодействием и взаимопроникновением основных компонентов социального и биологического статуса, социальной детерминации психофизиологических механизмов развития человека в его психической эволюции.
Преемственность между биологическим и социальным может быть восстановлена и раскрыта на основе методологического принципа детерминизма, провозглашенного в психологии С.Л. Рубинштейном, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия и, наоборот – внутреннее, психическое опосредуется, реализуется внешним, материальным, поэтому любая стадия психического может сформироваться лишь в том случае, если ей предшествовало в качестве внутреннего исходного условия другое, даже менее сложное психическое явление.
Среди биологических факторов доминирующая роль принадлежит уровню и времени развития центральной нервной системы, опосредующей динамические качества и свойства личности – скорость, интенсивность, темп, длительность и т.п. Именно психодинамические качества испытывают на себе непосредственное и постоянное воздействие со стороны биологической организации человека.
В настоящем исследовании речь идет о психобиосоциальном развитии индивидов, имеющих изначально конституционально неполноценную биологическую (органическую) основу в сравнении с нормальной биологической основой.
Органическая недостаточность центральной нервной системы приводит к конституциональной недостаточности высшей нервной деятельности и/или личности, проявляющейся в дисгармоническом течении онтогенеза, в дизонтогенезе возрастного развития, различными нервно-психическими рассройствами, в большинстве своем не резко выраженными (легкими), и относительно более обратимыми нарушениями пограничного нервно-психического уровня в виде церебрастенических, неврозоподобных и психопатоподобных состояний (А.А. Волхова, 1965;, В.В. Ковалев, 1995; И.В. Боев, Н.Н. Волоскова, 2001).
Вместе с тем органическая недостаточность центральной нервной системы является «почвой», которая обусловливает дизонтогенез возрастного развития. При определенных условиях дизонтогенез возрастного развития может стать фактором коморбидности «патологически измененной почвы» и аномальной личностной изменчивости.
Конституционально-генетическая концепция А.В. Брушлинского (1977-1996), являющаяся продолжением и развитием понимания психического как процесса, позволила И.В. Боеву и О.А. Ахвердовой (1998) сформулировать представление о личностно-характерологическом континууме подростков, подчеркивающем идею непрерывности и преемственности, формирования и развития психического облика личности. Это представление заполняет известный разрыв, промежуток качественных градаций личностной изменчивости между всегда условной относительной психической нормой и психопатиями как узаконенной (статистически, вероятностно) патологической конституцией личности (П.Б. Ганнушкин, 1933; О.В. Кербиков, 1961; Г.К. Ушаков, 1987; А.Е. Личко, 1985).
И.В. Боев и О.А. Ахвердова (1990-1999) сформулировали концепцию пограничной аномальной личности (ПАЛ), выделив статистически вероятностный диапазон, располагающийся между психологической нормой – акцентуированными личностями (диапазон крайних вариантов психологической нормы), и различной степенью выраженности патологическими психическими конституциями (диапазон психопатий). С точки зрения авторов, диапазон пограничной аномальной личности является связующим промежуточным континуальным звеном между психологической, психической нормой и патологической личностной конституцией (психопатией). Следовательно, вероятностный диапазон аномальной личностной изменчивости наиболее полно представлен характеристиками пограничной аномальной личности.
С точки зрения И.В. Боева (1999), акцентуанты обладают достаточныи адаптационными, компенсаторными, резервными возможностями, поэтому функционирование индивидуального барьера адаптации в рамках психической и психологической нормы достаточно надежно и прочно, Природа позаботилась об акцентуантах, наградив их различными способностями, которые расширяют и укрепляют индивидуальный барьер психической и психологической адаптации. Кроме того, акцентуанты обладают достаточной толерантностью к внешним средовым факторам – экологическим, социальным, стрессовым. Требуются достаточно интенсивные патогенные усилия, чтобы добиться прорыва индивидуального барьера психической и психологической адаптации. У акцентуантов, особенно у скрытых, по мнению И.В. Боева, достаточно гармоничные взаимоотношения внутри многоуровневой системы модели человека, что позволяет им сохранять более или менее постоянный общий и локальный гомеостаз биохимической, нейрохимической, нейроэндокринной, психофизиологической, психологической и других систем. Именно благодаря относительной гармоничности акцентуанты, как вариант психологической нормы, отличаются надежной и стабильной социально-психологической адаптацией, а широкий диапазон «нормы-реакций» обеспечивает необходимый уровень компенсаторных возможностей, когда резервные затраты оптимальны и соответствуют силе и индивидуальной значимости внешних патогенных факторов.
Если же наблюдается дрейф личностно-типологической конституциональной изменчивости за пределы границ нормы, то мы вправе предположить, что именно следующий континуальный диапазон отражает природное неблагополучие и увеличивает риск дезадаптивного патологического поведенческого и личностного реагирования, соответствующий проявлениям пограничной аномальной личности.
Концепция аномальной личностной изменчивости органического происхождения Н.Н. Волосковой (2001) позволила сформулировать, что конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности способствует формированию совокупности психотипологических признаков, свойственных диапазону пограничной аномальной личности органического происхождения в структуре конституционально-типологического континуума.
Представители пограничной аномальной личности, имеющие совокупность признаков конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности, оцениваются как представители пограничной аномальной личности (ПАЛ) органического происхождения. В этом случае представители ПАЛ олицетворяют собой «патологически измененную почву», являющуюся основой формирующейся личностной предиспозиции и экзогенно-органической недостаточности мозга.
Таким образом, в основе личностно-харктерологического конституционального континуума подростков лежит изменчивость личностных, характерологических, психологических и психических свойств от средней полосы психологической подростковой нормы к крайним вариантам личностно-характерологической нормы (акцентуаций) подростков, далее к диапазону пограничной аномальной личности и лишь затем к патологичесим конституциональным личностным структурам в виде психопатии
Представители подросткового возраста с признаками конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности, соответствующей диапазону ПАЛ, отличаются низкой толерантностью к банальным стрессорам, ограниченными компенсаторными возможностями, невысоким уровнем барьера индивидуальной психической, психологической и психофизической адаптации.
В конституционально-континуальном пространстве аномальная личностная изменчивость у обследуемых регистрируется, объективизируется психологическими, психофизиологическими, антропометрическими и клиническими методами. Психическое здоровье и психологическая гармоничность в рамках нормы обеспечивается и подддерживается адекватной взаимосвязью и взаимодействием личности, конституции и внешней среды (духовной, социальной, экологической). На уровне пограничной аномальной личности эта взаимосвязь проявляется в виде морфогенофенотипической дисгармонической изменчивости от слабовыраженных девиаций до грубых аномалий, как в поведенческих стереотипах, так и во всем психическом, личностном функционировании, придавая неповторимое своеобразие, присущее конкретному личностному психотипу, или же сглаживая, обедняя личностный рельеф (О.А. Ахвердова, 1998).
Таким образом, в основе личностно-характерологического конституционального континуума подростков лежит изменчивость личностных, характерологических, психологических и психических свойств от средней полосы психологической подростковой нормы к крайним вариантам личностно-характерологической нормы (акцентуаций) подростков, далее к диапазону пограничной аномальной личности и лишь затем к патологическим конституциональным личностным структурам в виде психопатии. В этом отношении индивидуальный подход к изменчивости личностных, психологических и психических свойств, личностной структуры составляет теоретическую основу дифференциальной психологии. Задача психологического изучения подростка состоит в том, чтобы соотносить между собой природное и общественное, “изучать это бытие одновременно” со стороны как его общественной сущности, так и возможностей и потенций индивида.