455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Челябинская область, г. Магнитогорск, 2016
г. Магнитогорск,
1. Формальные параметры |
1.1 Наименование педагогического опыта. | «Проблема мотивации к обучению детей с ОВЗ путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность» |
1.2. Основание для разработки проекта. | Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. №3266 – 1 с изменением от 02.02.2011г. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).. Приоритетный национальный проект «Образование». Устав, образовательная программа и программа развития МОУ «С(К)ОШИ №4»; программа развития педагога. |
1.3. Автор – разработчик педагогического опыта. | Куприянова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы |
1.4. Тип и вид представляемого образовательного учреждения. | Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Специальная коррекционная школа –интернат №4» |
1.5. Период формирования и функционирования педагогического опыта. | Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста (10-14 лет) I этап (подготовительный) – сентябрь 2016– подборка и изучение методологической и педагогической литературы; II этап (диагностический) – сентябрь-октябрь 2016года – выявление стартового уровня особенностей развития мотивации у детей с ОВЗ; III этап (основной) – октябрь 2016 – апрель 2017 – включает реализацию намеченных планов; IV этап (итоговый) – апрель-май 2017 – подведение итогов внедрения проекта, внесение поправок в случае нерешённых проблем. |
1.6. Адрес педагогического опыта. | Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Специальная коррекционная школа –интернат №4» Г. Магнитогорск, ул.Суворова 110 |
2. Содержательные параметры. |
2.1. Актуальность педагогического опыта. | В настоящее время возникают противоречия между низким уровнем мотивации и необходимостью освоения базового уровня образовательной программы, между недостаточной познавательной активностью и программой ,которая требует образовательной развивающей среды, между стандартами образования и социальным заказом. Таким образом, возникла необходимость развития мотивации к обучению и активизации познавательных способностей детей посредством вовлечения их в научно – исследовательской деятельность . Востребованностью инновационного опыта в реальной педагогической практике является то, что ограниченных возможностях здоровья, низкая мотивация к обучению - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. |
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технологи, методика) | Содержательной формой представления педагогического опыта является практико –ориентированный проект, в котором раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к повышению мотивации у детей с ОВЗ , путем вовлечения в научно- исследовательскую деятельность. Участники: Обучающиеся 2-9 классов, классные руководители, педагог- психолог, логопеды, воспитатели, родители. Возраст: 10-14 лет. Срок реализации: 1год Методическое сопровождение проекта: Технологические карты занятий, бесед; Методические рекомендации для педагогов; Консультативный материал для родителей; Методические рекомендации для обучающихся. В ходе реализации проекта используются следующие формы работы: С обучающимися ОВЗ: специально-организованная деятельность с использованием методического материала; индивидуальная работа; анкетирование; участие в городских конкурсах, мероприятиях; открытые занятия, выступления перед родителями и педагогами; С родителями: анкетирование; беседы с родителями о методах и приемах повышения мотивации у детей консультации; выступления на родительских собраниях; участие родителей в конференциях и праздниках; совместное участие в научно- исследовательской деятельности. С педагогами: выступления на педагогических советах, МО, городских мероприятиях; консультации для педагогов; мастер-класс для педагогов; совместное планирование научно- исследовательской деятельности. Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации деятельности по повышению мотивации у обучающихся всем педагогическим коллективом МОУ «С(К)ОШИ№4». |
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта) | Инновационная направленность педагогического опыта заключается в разрешении противоречия между пониманием необходимости повышения мотивации у детей с ОВЗ и неимением методических рекомендаций по организации научно- исследовательской деятельности Актуальным в инновационной направленности является: формирование у детей учебной мотивации через активное сотрудничество всех участников образовательного процесса; применение новых форм взаимодействия с семьёй по формированию учебной мотивации , включающих вопросы использования универсального методического материала не только в ОУ, но и дома. Детям с ОВЗ трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, однако в процессе проектной деятельности при решении продуктивной задачи, проблемной ситуации они могут достаточно долго оставаться вовлечёнными в эту деятельность и соответственно быть заинтересованными. Использование данных технологий позволяет поддерживать мотивацию обучающихся на достаточно высоком уровне. |
2.4. Методологическая база педагогического опыта. | Вовлечение детей в научно- исследовательскую деятельность и использование метода проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Основатель метода проектов Е. Паркхарст (США), который в 1919 г. делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах. Представителями и творцами концепции являются И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленская, Ю.А. Самарин, Е.Н. Кабанова-Меллер и др. Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием, обучению детей приемам умственной деятельности - сравнению, обобщению, абстрагированию. Основы деятельностной теории учения, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата. В отечественной психологии разработана теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Таким образом, применяя в работе с детьми деятельностный подход, поэтапное формирование умственных действий, метод проектов- происходит сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей, содействие средствами индивидуализации выполнению программы каждым учащимся, формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, развитие познавательных интересов, формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия, творчества) и повышение учебной мотивации. Работа проводилась совместно с учащимися поэтапно: подготовительный, деятельностный, аналитический, итоговый. И в соответствии с требованиями: наличие значимой проблемы, задачи; практическая и познавательная значимость полученных результатов (презентации минипроектов, совместных творческих проектов, фотовыставок, коллажей и др.); самостоятельная деятельность детей под руководством учителя; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов. Понятийно-терминологический аппарат проекта: Мотивация- побуждение к определенной деятельности и, или к работе. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение Эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах. Эмпирическое знание основывается на чувственном познании. |
2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. | Главным результатом моей работы является достижение цели по созданию условий повышения мотивации у детей с ОВЗ путем вовлечения в научно- исследовательскую деятельность. Объект: повышение мотивации у детей с ОВЗ. Предмет: организация научно- исследовательской деятельности в коррекционной школе, в процессе которой происходит развитие творческой самостоятельности и повышение уровня учебной мотивации у детей с ОВЗ. Методы работы: Формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Поставлены следующие задачи: Выявить имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся у детей с ОВЗ. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы. Использовать проектную деятельность для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности. Разработать систему педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами, направленную на повышение учебной мотивации. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач. Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий: учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребёнка; индивидуальный подход; объединение усилий и координация деятельности ОУ с семьей; динамичность результата. Решение задач деятельности обозначенной в проекте осуществляется через специально-организованную деятельность, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых используются элементы развивающего обучения , в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее развитие и формирование учебной мотивации. В основу ИПО положены следующие принципы: принцип актуальности, обусловленный эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение; принцип доступности, предполагающий оптимальный для усвоения объем информации, переход от известного к неизвестному; принцип последовательности, предусматривающий выделение основных разделов, их логическую преемственность в процессе изучения; принцип системности; принцип стимулирования сознательности и активности, направленный на повышение активности детей в вопросах культуры и истории Югорского края, что возможно только при осознании ответственности – прежде всего через уважение к народам Севера, культура которых сформировалась на территории нашего края. Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий (делается акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому поиску при выполнении заданий), что обеспечивает комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, реализацию её природных потенциалов, разностороннее, свободное и творческое развитие. |
2.6.Психологическая целесообразность педагогического опыта. | Проектно-творческая деятельность это процесс продуктивный, творящий новые знания, непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяется, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. В результате формируется психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам и стрессовым ситуациям, умение из них выходить, умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог, оперативно находить информацию и использовать ее для решения своих проблем, осознавать необходимость в формировании личностной позиции. Психологическая целесообразность вовлечения детей в проектно-творческую деятельность заключается в следующем: - Предоставление возможности осознанного преодоления трудностей психологического характера (тщательная подготовка к публичным выступлениям, психологическая и моральная поддержка). - Мотивация детей на успешность выполняемой работы, воспитание чувства уверенности в своих возможностях, самостоятельности. - Создание положительного эмоционального фона в процессе работы, комфортной психологической среды. - Направленность деятельности на сотрудничество и коммуникацию. Основными субъектами, вовлечёнными в осуществление опыта, являются дети ОВЗ в возрасте 10 – 14 лет В основе психологической целесообразности педагогического опыта лежат принципы реализации коррекционной работы по формированию внимания: учёта возрастно-психических и индивидуальных особенностей ребенка; системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; деятельностный принцип коррекции; комплексности методов психического воздействия; активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной работе; опоры на разные уровни организации психических процессов. Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта. Проект разрабатывался в русле мероприятий по развитию образовательной среды г. Магнитогорска на 2016-2017 г. и задач МОУ «С(К)ОШИ№4», в которых особое место занимает внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс на основе прогрессивных технологий. ОУ призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и сформировать комфортную для учебной деятельности среду. Повышение учебной мотивации происходит под руководством педагогов и имеет огромное значение для дальнейшего обучения в школе. Сегодня проблемы, связанные с мотивацией у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Выше обозначенная актуальность проблемы и поиски путей оказания помощи детям в процессе обучения привели к созданию данного проекта. Данный опыт реализуется в интеграции руководителя НОУ и педагогов группы. |
2.7. Социальная направленность педагогического опыта. | Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья воспитанников. Мой педагогический опыт направлен на формирование «Я» - позиции личности ученика и обеспечение паритета личностного развития, воспитание собственной точки зрения в сравнении с другой позицией, готовность к социальной деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению, самостоятельности. Создание условий для творческой и проектной деятельности ученика позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, создает здоровьесберегающие условия, обеспечивает сохранность здоровья, формирует комфортную для учебной деятельности среду. Образовательный процесс в условиях такого обучения создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, способствует формированию культуры корпоративного труда, социализации. В рамках совместных мероприятий учитель участвует в подготовке учащихся к конкурсам, выставкам, акциям, организованным на базе школьной и городской библиотеки, музея-квартиры Бориса Ручьёва, музея имени В.К. Блюхера ( на базе школы –интернат «Семья») и др. Реализация данного педагогического опыта позволяет учителю самосовершенствоваться, пополнять и систематизировать знания и умения, оттачивать педагогическое мастерство, осуществить на практике свои творческие замыслы и тем самым почувствовать себя востребованными и профессионально состоявшимися. |
2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. | Ареал воспроизведения педагогического опыта Также данный проект принимал участие в практическом семинаре на базе ПТГ «Организация внеурочной деятельности» 2017г. Защита творческих проектов на городской научно-практической конференции «Первые открытия». Представленный педагогический опыт также может быть воспроизведен в полной мере на уровне областной или федеральной образовательной системы. Эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей. Дополнительных финансовых затрат на воспроизведение педагогического опыта не требуется. С этой точки зрения происходит полная педагогическая отдача. Частично опыт используют 3 учителя города. В связи с тем, что опыт работы опубликован на интернет-сайтах, ареал воспроизведения и использования коллегами достаточно широк. |
2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. | Представленный педагогический опыт реализуется в рамках учебно-методического комплекса учителя. Нормативно-правовой ресурс: - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004г. № 1089. Кадровое обеспечение: представленный педагогический опыт организуется учителем и проводится в сотрудничестве с учителями школы, имеющими достаточную компетентность, инициативность, профессиональное мастерство, родителями детей. Материально-техническое обеспечение: Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал". www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей". www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Оборудование и приборы печатные пособия (набор репродукций и фотографий, посвященных по темам, иллюстрации, рисунки сделанные руками учителя и ученика); информационно-коммуникационные средства (мультимедийные обучающие программы); экранно-звуковые пособия (аудиозаписи, видеокассеты); традиционные ТСО (компьютер, мультимедийный проектор). Дополнительного финансового обеспечения не требуется. |
3. Результативные параметры. |
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. | Вся работа по повышению учебной мотивации детей с ОВЗ строится с учётом их возраста, индивидуальных физических возможностей. Диагностика определения уровня учебной мотивации, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребёнка и соответственно корректировать содержание коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводилась в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняли небольшими группами, другие – индивидуально. Работа проводилась на базе МОУ «С(К)ОШИ№4» , приняли участие 25 обучающихся с ОВЗ . С целью доказательства правильности проведенной работы и выявления уровня мотивации детей мною проведена диагностика______________ Если на начало работы с детьми (сентябрь 2010) результаты диагностических исследований составляли: то в конце работы (апрель – май 2012) мною были получены следующие результаты: Таким образом, позитивная динамика в результатах позволила мне сделать вывод об эффективности использования данного педагогического опыта для оптимизации процесса повышения учебной мотивации у детей с ОВЗ |
3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества. | Педагогический опыт распространялся на уровне МОУ «С(К0ОШИ№4», муниципальном, региональном и федеральных уровнях. На уровне образовательного учреждения и муниципальном уровне: На региональном уровне: На федеральном уровне: |
3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. | В результате применения данного педагогического опыта у детей повысился уровень учебной мотивации на___% Если на начало работы с детьми (сентябрь 2016) результаты диагностических исследований составляли: концентрации внимания – 23%; (низкий уровень); устойчивости – 40%; (средний уровень); объем внимания – 20% (низкий уровень); то в конце работы (апрель – май 2012) мною были получены следующие результаты: концентрации внимания – 49%; (средний уровень); устойчивости – 61%; (средний уровень); объем внимания – 63% (высокий уровень). В рамках работы также прослеживается динамика снижения уровня гиперактивности, импульсивности до 11%, 65% детей овладели приёмами психомышечной релаксации. Стабильность показателей обеспечили: Разработка и внедрение проекта по повышению учебной мотивации; совершенствование учебно-методического комплекса; разработка методических рекомендаций для педагогов, работающих с детьми и их родителей; разработка консультаций для родителей; совместное проведение родительских собраний, праздников и развлечений с активным привлечением и участием родителей. Анализ результатов тестирования родителей обучающихся показал полную удовлетворенность качеством преподаваемых занятий О неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования говорит то, что обучающиеся активно проявляли желание участвовать в различных конкурсах, конференциями и становились в них победителями и призерами. |
3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. | Количественные показатели участия педагогов и воспитанников в осуществлении педагогического опыта В реализации инновационного опыта проводится большая работа с педагогами – коллегами, воспитателями, родителями. Награждена : Благодарственное письмо участники городского конкурса «Самотлорские роднички» 9 детей, 1учитель-дефектолог; открытые занятия для педагогов и родителей ДОУ; приняли участие 15 детей, 20 педагогов, 25 родителей. Количество вовлеченных субъектов составило: 25 детей, 9 педагогов, 14 родителей. |
3.5.Публикация педагогического опыта. | Проект принимал участие в III научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и сохранения социального, психического и психологического здоровья детей» в 2010 году; в отборе на лучшую работу в рамках проекта ПНПО «Образование» в 2011 году; работа по развитию внимания у дошкольников была представлена в телевизионной передаче «Все дело в детях» в 2011 году; в 2012 году сдана в печать статья по работе с родителями детей, имеющих проблемы в развитии, для педагогического научно-методического журнала «Новое образование» http://www.nojournal.ru/content/konkursy на сайте ДОУ веду страничку «Советы дефектолога»; практические материалы данного инновационного педагогического опыта распространены в интернет сообществе: фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/; размещены на личном сайте http://nsportal.ru/kuleshova-natalya-vladimirovna/; |