Проблемно-эвристический урок как средство достижения наивысшей образовательной продуктивности
Проблемно-эвристический урок как средство достижения наивысшей образовательной продуктивности
Проблемно-эвристический урок является средством достижения наивысшей образовательной продуктивности учащихся на уроках литературы. Умелая постановка проблемного вопроса позволит учащимся глубже понять авторский замысел, расширить проблематику произведения, в результате будет дан более широкий и разносторонний анализ прочитанного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемно-эвристический урок как средство достижения наивысшей образовательной продуктивности»
Инновационная деятельность учителя-предметника
Проблемно-эвристический урок как средство достижения наивысшей образовательной продуктивности учащихся
Из опыта работы
учителя русского языка и
литературы МОУ СОШ № 3
Малкоедовой Э.В.
Опыт был представлен на городском
конкурсе педагогических проектов
ноябрь, 2012 г.
2012-2013 уч. год
Проблемно-эвристический урок как средство
достижения наивысшей образовательной продуктивности учащихся
Данный проект призван обеспечить создание системы преподавания литературы в соответствии с новыми требованиями государственных образовательных стандартов, расширить границы изучаемого материала, привлекая инновационные формы и методы преподавания.
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Поэтому мной выбрана система проблемно-эвристического обучения, ставящего главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования.
Данный инновационный проект уже второй год является логическим звеном в общей системе моей работы в школе и ставит своей целью моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- разработка системы свободного образования для наиболее полной личностной самореализации учащихся.
- создание свободы действий ученику в образовании качестве условия его творчества.
- создание условий для ученического творчества при сопоставлении с культурно-историческими достижениями.
Задача педагога - помочь каждому ученику в построении индивидуальной траектории образования, соотносящейся с общепринятыми достижениями человечества и направленной на их приращение.
Разрабатываемая концепция свободного образования стала развиваться по трём направлениям:
личностно-ориентированному,
творческо-продуктивному
и культурно-историческому, взаимосвязь которых обусловила построение теории эвристического обучения.
Гипотеза данного проекта заключалась в том, что построение образовательного процесса на эвристической основе приведёт к следующим результатам:
- учащиеся смогут создавать образовательную продукцию, разнообразие и уникальность которой будут свидетельствовать о наличии у них индивидуальных образовательных траекторий в единых общеобразовательных областях;
- качество образовательной продукции учащихся и степень развития их соответствующих личностных качеств в ходе эвристического обучения будут повышаться одновременно с достижением необходимого уровня усвоения образовательных стандартов;
- образовательные результаты эвристического обучения в целом будут характеризовать индивидуальную творческую самореализацию учащихся в процессе их общего образования.
Важной составляющей любого проекта является прогнозирование ожидаемых результатов.
Мною также предполагаются следующие образовательные и личностные результаты:
- повышение уровня читательской активности учащихся;
- высокая творческая активность личности не только на уроках. Но и во внеурочное время;
- и как обязательное условие – повышение качества знаний учащихся по литературе.
Опыт показывает, что почти любая образовательная продукция ученика имеет культурно-исторические аналоги – общечеловеческие достижения, относящиеся к той же теме или проблеме, которую изучает ученик, так что возникает множество вопросов, например:
- Собственное исследование учеником окружающего мира требует много времени, при этом он добывает лишь малую толику знаний, уже созданных человечеством. Нужно ли тратить время на открытие знаний? Что это прибавляет в образовании учащихся?
- Справедливо ли предположение о том, что ориентация школьников на творческую деятельность не ухудшит их традиционно проверяемых учебных результатов? Нужно ли тратить время на открытие знаний? Что это прибавляет в образовании учащихся?
- Сколько учащихся могут одновременно заниматься с одним педагогом по эвристической методике? Могут ли происходить эвристические занятия с классами в 30 человек? Возможна ли индивидуальная образовательная траектория всех учащихся? Во всех ли образовательных областях?
- Всё ли можно изучать эвристически? Есть фактологический учебный материал, которым школьники должны овладеть, например, географические названия, исторические даты, научные термины, правила правописания, начертания символов. Как добиться их усвоения эвристическим путем?
- Для всех ли учащихся подходит эвристическое обучение? В таком обучении предполагается высокая самостоятельность учеников, все ли школьники к этому готовы? Какое количество выполненных учащимися творческих работ может претендовать на высокий уровень?
- Все ли учителя могут применять методику эвристического обучения? Каковы профессиональные требования к таким специалистам, и какое количество педагогов удовлетворяет им? Что из теории эвристического обучения подходит для массовой школы?
- В какой мере компьютерная обучающая программа или удалённый в пространстве преподаватель, обучающий учеников через Интернет, могут заменить живое присутствие педагога и обеспечить эвристический результат?
Исходя из этого, выстраиваю процесс обучения, который представляет собой целенаправленную смену учебных задач в ходе взаимодействия с учащимися.
Современная теория процесса обучения, которой я придерживаюсь, диктует следующие правила для планирования учебного материала: выделение реальных и доступных целей обучения; осмысление и отбор содержания образования, ключевых понятий; отбор методов и форм организации обучения, обеспечивающих его усвоение; обращение внимания на мотивы, потребности и ценности учащихся; планирование ожидаемого результата обучения и способов его оценки, это неизбежно влечет за собой коррекцию учебного процесса и отражается на планировании следующего шага.
Передо мной стоит проблема формирования творческой личности учащихся. А одна из задач - сделать обучение доступным и интересным. Поэтому необходим поиск новых путей реализации учебных программ.
Наиболее успешно проходят уроки – исследования с глубоким погружением в текст художественного произведения. Проблемные уроки всегда вызывают активный отклик учащихся, т.к. тема выбирается совместно с ними. Уроки-диалоги развивают коммуникативную компетенцию учащихся, их умение логически и аргументировано вести тематический разговор.
Чтобы своевременно и со знанием дела откликаться на инновации в образовании, нужно много внимания уделять методической подготовке учителя. Необходима постоянная работа самих учителей по самообразованию именно в научно-предметном направлении.
Данный проект долгосрочный. Он рассчитан как минимум на 3 года. И, чтобы работа над ним дала свои результаты, необходимо планомерно повышать качество своей педагогической деятельности.