Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе
Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе
Учеба в школе – переломный момент в жизни ребенка. Он связан со строительством нового типа отношений (сверстниками и взрослыми), усвоением нового вида основной деятельности (учебной, а не игровой).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе»
Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе
Учеба в школе – переломный момент в жизни ребенка. Он связан со строительством нового типа отношений (сверстниками и взрослыми), усвоением нового вида основной деятельности (учебной, а не игровой). Меняется все: обязанности, окружение, режим дня. это «кризисный период» в жизни ребенка, и этот «кризис» проявляется в том, что свою потребность в игре он должен удовлетворить учебными способами. Процесс адаптации к школьной жизни длится по-разному – от двух недель до 2-3 месяцев (в зависимости от уровня подготовки к школе, психофизиологических особенностей и состояния здоровья). Главную роль здесь играет сформированный в дошкольном возрасте уровень готовности к школе, или «школьная зрелость».
К ребенку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые друзья, новые отношения со взрослыми, которые требуют от ребенка определенных моральных усилий и опыта. Ребенок оказывается в новой социальной позиции, получает право на обучение. Но готов ли он к этому?
Готовность к обучению в школе можно констатировать как интегративную характеристику развития ребенка, которая обусловливает успешную адаптацию к требованиям школьной жизни.
Основными компонентами общей готовности ребенка к школе являются:
мотивационная готовность;
умственная готовность;
эмоционально-волевая готовность;
психологическая готовность к общению и совместной деятельности.
Одной из проблем, которая чаще всего возникают во время перехода от дошкольного звена к начальному, является сложность адаптации учеников первых классов. Переход от дошкольного возраста к школьному требует овладения ребенком нового образа жизнедеятельности. Успешная адаптация к начальной школе является необходимым условием развития каждого ребенка, личности, его индивидуальности, продуктивной активной деятельности, творчества.
Адаптацию можно рассматривать в различных аспектах. Но хотелось бы остановится на основных признаках адаптации ребенка:
пребывание в спокойном, уравновешенном состоянии,
сдержанность, внимание на уроках;
активность и подвижность на переменах;
проявление интереса к новым людям, взрослым, детям;
заинтересованность в осмотре интерьера классной комнаты, школьных помещений;
наблюдательность, интерес к старшеклассникам;
легкая ориентация в пространстве школы, демонстрация родителям своей опознанности;
легкое понимание и готовность выполнять требования учителя;
позитивная оценка ребенком своих действий, результатов собственных усилий;
адекватное восприятие негативной оценки взрослого;
инициативный характер общения в период учебной деятельности;
активность на уроках;
коммуникативнность в общении с учащимися не только своего класса;
успешное овладение учебным материалом.
Если ребенок физиологически не готов к учебе, то адаптационный период в таком случае обратный процесс.
Высокий уровень напряженности сердечно-сосудистой системы
Низкий уровень взаимодействия физиологической системы
Низкий уровень и нестойкость работоспособности
СТРЕСС
Изменения функционального состояния нервной системы
Экстремальные перегрузки
Основные причины трудностей адаптации:
психологические особенности:
слабый тип нервной системы;
повышенная сенситивность;
возбуждение нервных процессов;
особенности развития:
несформированность эмоционально-волевой сферы;
слабая саморегуляция поведения;
ошибочные методы воспитания в семьях:
воспитание типа «кумир в семье»;
родительская вседозволенность;
неусовершенствованная система учебно-воспитательного процесса.
Признаки дезадаптации:
трудности в учебе, стойкая неуспеваемость;
нарушение взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителем;
нежелание посещать школу;
соматические проявления (головная боль, нарушение сна, аппетита, боль в животе);
угнетенное настроение, повышенная утомляемость, снижение работоспособности под конец дня, недели;
повышенная тревожность, плаксивость, неумение строить отношения со взрослыми, детьми;
отставание в учебе;
эмоциональные нарушения;
проявление дефицита внимания, неготовность к длительному общению.
Процесс адаптации к школьной жизни у моих учеников длился по-разному. Большая часть детей быстро и безболезненно восприняли изменения, которые произошли в их жизни с началом обучения. Первоклассники понимают, что основным видом их деятельности теперь является учеба. Такие дети на уроках внимательны, работоспособны. на переменах активны, подвижны, не боятся отношений со старшими учениками, с удовольствием играют в подвижные игры.
Некоторые ученики (Дмитренко С., Козырев Н., Полехин Я., Третьякова Е.) еще находятся в состоянии тревоги. Их пугает все новое и неопознанное. Поэтому эти дети тяжело идут на контакт, почти не выпускают с поля зрения своего учителя. На переменах пассивны, а на уроках работают под постоянным контролем учителя. Эти дети быстрее, чем другие, утомляются, хотят как можно быстрее встретиться с своими родителями. Но все же заинтересованность проявляют на уроках трудового обучения и изобразительного искусства, где непринуждённо общаются со своими сверстниками, радуются похвале со стороны учителя и учеников, тем самым открывая перед коллективом тайные уголки своей души.
Думаю, пройдет немного времени и класс забурлит школьной жизнью, ведь впереди сколько новых открытий и еще несбывшихся мечтаний. Так что, смелее первоклассник, в Страну Знаний!
Не следует забывать о необходимости доверительных отношений с ребенком: поступки детей не следует осуждать или хвалить, их нужно анализировать и понимать.
По словам В.Сухомлинского, чтобы ребенок действительно уважал и воспринимал учителя, он должен всем сердцем любить его, чаще улыбаться, реже хмуриться, жить настоящей жизнью, поддерживать свой авторитет. В педагоге должно быть все самое лучшее, что нравится в человеке. Нельзя критиковать ребенка за неуспеваемость, сравнивать его с другими сверстниками, следует сравнивать его лишь с ним самим.
Не следует забывать, что игра первоклассника – серьезное дело, которое создает психолого-педагогическую атмосферу в классе, она является основным методом и формой обучения первоклассников. В процессе игры мир детства природно соединяется с миром науки.