ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в объединении художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра» для детей с ОВЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в объединении художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра» для детей с ОВЗ
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается детям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в объединении художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра» для детей с ОВЗ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
в объединении
художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра» для детей с ОВЗ
Педагог: Коваль С.В.
В новых социально-экономических условиях нашего общества актуален вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается детям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены.
С каждым годом возрастает потребность создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Необходимо обеспечить условия, при которых дети с ОВЗ будут социализированы и профориентированы.
Можно выделить несколько этапов профориентационной работы. На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи:
сбор информации о ребенке (первичное психолого-педагогическое обследование, диагностика социального здоровья);
анализ полученной информации (какие из выявленных проблем являются первоочередными);
динамическое изучение психического развития ребенка, определение соответствия выбранной программы обучения реальным учебным достижениям и уровню развития ребенка, при необходимости изменение образовательного маршрута; консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития, социализации, профориентации;
составление рекомендаций для родителей по дальнейшему сопровождению ребенка; - формирование установок на труд и позитивное отношение к труду; - развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков; - формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения; - формирование адекватной самоидентификации.
Второй этап – диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания.
Третьим этапом является формирующий, на котором происходит: - развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности; - развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности; - сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка тему); - содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.
Опрос детей и родителей показывают недостаточную сформированность профнамерений, низкую информированность о профессиях художественной направленности и учреждениях профессионального художественного образования. Даже представив себе свою будущую профессию с изобразительным искусством, они зачастую плохо представляют, с каким видом деятельности придется столкнуться в выбранной профессии. И необходимо не просто помочь расширить кругозор обучающихся в многообразии профессий и специальностей художественного направления, а также художественных образовательных услуг города, региона, но и оказать помощь в самоопределении в изобразительном искусстве и формировании способности будущего выпускника к самостоятельной осознанной ориентации на рынке образовательных услуг. А это невозможно без интеграции художественных дисциплин и профориентационной работы.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Обучающиеся с ОВЗ - это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наряду с физическими проблемами существуют отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Возбудимость, чувствительность, пассивность этих детей обусловлена не только физическими проблемами здоровья, но и дефицитом общения и социального развития в целом .
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей – это образование поисковое, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), помогающее личности определиться с выбором профессии, стимулирующее процессы личностного саморазвития .
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей ОВЗ. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.
Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество детей.
Несмотря на то, что педагоги включают в свою деятельность разнообразные педагогические условия, практика показала, что детей действующих творчески мало. Тогда возникает проблема дальнейшего поиска педагогических условий, формирующих творческие способности младших школьников.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. У них общие средства выражения.
Цель профориентации в объединении художественно-эстетической направленности : создать условия для профессионального самоопределения обучающихся в сфере изобразительного , декоративно-прикладного и пр. искусства, построение индивидуального образовательного маршрута на пути к поступлению в выбранное учебное заведение. Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач: — выявить интересы, склонности учащихся, направленности личности, определение мотивации профвыбора, определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований; — провести диагностику первичных профнамерений и их динамики; — познакомить обучающихся с многообразием художественных профессий и специальностей; — познакомить учащихся с профессиографическими характеристиками профессий художественно-эстетического направления, о качествах и способностях личности, необходимых для их освоения; — проведение профессиональных проб; — ориентировать обучающихся в образовательной карте города, региона, страны: расширить представления об художественных образовательных услугах города (ДХШ, ДШИ, ЦДТ, художественные студии, подготовительные курсы), сферах профессиональной деятельности и возможностях получения профессинального художественного образования в городе, в России (ССУЗы, ВУЗы).
Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий и нетрадиционных приемов работы развивается художественное творчество детей и мотивация в достижении успеха.
Реализация профориентационной работы помогает обучающимся создать более целостное представление о специальностях профессий художественной направленности, разобраться в своих способностях и качествах личности, соотнести их с собственными профессиональными предпочтениями, спроектировать дальнейшие пути получения образования
Литература:
1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы
дополнительного образования. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное
образование» / М. 2012 год.
2. Донченко А.С. «Профессиональная ориентация детей с ограниченными
возможностями здоровья».
3. Кушниренко Т.В. Методические рекомендации по организации
профориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
4. Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3"0б образовании в