kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная деформация. Уровни профессиональной деформации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается обзорно-аналитическая статья в помошь педколлективу и учащимся выпускных классов в помощь по преодолению кризиов в профессиональной деятельности (от выбора профессии до пенсионного возраста).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная деформация. Уровни профессиональной деформации»

Учитель ГБОУ СОШ № 483 с углублённым изучением информатики Выборгского района Санкт-Петербурга

Иванова Елена Сергеевна

Профессиональная деформация.

Уровни профессиональной деформации

(Обзорно-аналитическая статья)





Оглавление:

  1. Вступление – c. 2

  2. Понятия «профессия» и «профессионализм» - с.3

  3. Кризисы профессионального становления – с. 4

  4. Феномен профессиональной деформации – с. 5

  5. Профессиональные деструкции – с. 6

  6. Уровни и механизмы профессиональной деформации - с.7

  7. Детерминирующие факторы профессиональной деструкции – с.9

  8. Профессиональная деформация руководителя – с. 9

  9. Заключение – с.10

  10. Список использованной литературы – с.10









  1. Вступление.

Содержание работы посвящено актуальной современной проблеме влияния профессиональной деятельности человека на его личностные структуры, а также выявлению причин профессиональной деформации.

В работе отмечаются уровни профессиональной деформации.

Большое влияние на человека оказывает профессиональная деятельность: она требует эмоционального, волевого, физического, умственного напряжения на протяжении многих лет. В каждой профессии существует целый комплекс психотравмирующих факторов, которые оказывают негативное влияние на психическое здоровье человека, что приводит к деформации личности в процессе её профессионализации.

Профессиональную деформацию описывали в своих трудах С.Г. Геллерштейн, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, С.П. Безносов, Р.М. Грановская, С.А. Дружков.

Профессиональная деформация личности, или профессиональная деструкция (Э.Ф. Зеер, С.А. Дружилов),- это процесс неадекватного переноса норм деятельности профессионала в сферу межличностного общения, быта, взаимодействия с представителями других профессий.

С.П. Безносов определяет понятия профессиональной деформации и профессиональной деструкции следующим образом: «Профессиональные деформации личности рассматриваются в широком контексте изменений качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые выступают под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Профессиональные деструкции характеризуются как специфические изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса». [2]

II. Понятия «профессия» и «профессионализм»

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.

Профессия  (от лат. professio — официально указанное занятие) — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. [3]

Профессия – это нечто сложившееся исторически. Профессия предполагает, что данный (исторически сложившийся) способ удовлетворения общественной потребности реализуется на протяжении какого-то времени, осуществляется не одним человеком, а группой лиц – специалистами, владеющими данным способом удовлетворения общественных потребностей [7]

Овладение любой профессией связано с процессом профессиональной подготовки (овладеть комплексом теоретических знаний и практических навыков).

Профессионализм представляется как интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека. Профессионализм включает в себя соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, притязания, мотивы, целеполагание и т.д.) и операционной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приёмы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и т.д.).

Стадии процесса профессионального самоопределения:

- возникновение и формирование профессиональных намерений, первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст);

- профессиональное образование;

- профессиональная адаптация, характеризующаяся самостоятельной трудовой деятельностью, формирование индивидуального стиля деятельности, включение в систему производственных и социальных отношений;

- самореализация в труде (стадия первичной профессионализации - специалист осваивает трудовую деятельность и определяет свой трудовой статус; стадия вторичной профессионализации – высококачественное и высокопроизводительное выполнение трудовой деятельности, устойчивая профессиональная самооценка; стадия профессионального мастерства – творческий, инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности).

Процесс профессионального становления участвует в формировании образа «Я» и определяет течение жизни.

  1. Кризисы профессионального становления.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами:

- кризис учебно-профессиональной ориентации (выбор дальнейшей учебной деятельности ориентирован на профессиональное поле, а не на профессию);

- кризис профессионального выбора испытывают студенты (как разочарование, но данный кризис не доходит до критической фазы);

- кризис профессиональной экспектации (профессиональная адаптация);

- кризис профессионального роста (потребность в дальнейшем профессиональном росте);

- кризис профессиональной карьеры (на фоне профессиональной стагнации) – как варианты выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках полученной профессии, переход на новую должность или переход на новую стадию профессиональной деятельности – стадию мастерства;

- кризис нереализованных возможностей (кризис социально-профессиональной самоактуализации);

- кризис человеческого труда – уход из профессиональной жизни.

Эффективность деятельности часто определяется тем, насколько эффективно используется имеющийся у человека потенциал – его работоспособность в данных условиях. В отдельных случаях внешние условия могут быть далеки от оптимальных, что не дают возможность показать тот результат, к которому специалист готов, даже при максимальной отдаче духовных и физических сил.

  1. Феномен профессиональной деформации.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда.

В наибольшей степени профессиональная деформация кроется в тех специальностях, где работа связана с людьми.

Впервые в психологии академик Б.Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального», в «Я-человеческого» [9]: после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления»- в личной жизни человек продолжает нести «деформирующий отпечаток» своей профессиональной деятельности.

  1. Профессиональные деструкции

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила тенденции профессиональных деструкций:

- отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

-дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

-низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, дезадаптацию;

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперёд, а другая отстаёт (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

- ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

- искаженное профессиональное развитие. Проявление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

- появление деформаций личности (эмоциональное истощение, выгорание, ущербная профессиональная позиция);

- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

А.К. Маркова указывает также на возрастные изменения, связанные со старением, монотонию, длительную психическую напряженность, кризисы профессионального развития. [7]

С.Г. Геллерштейн в 1930-х гг. писал: « Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника». По мнению С.Г. Геллерштейн, деформация – это изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника, близорукость, угодливость, льстивость и т.д.).

С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева отмечают: деформация развивается под влиянием условий труда и возраста – искажает конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказывается на продуктивности труда.[7]

Профессиональная деформация у представителей разных профессий выражается по-разному. А также многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведёт к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов – рекомендуется смена работы во избежание деградации личности. [7]



  1. Уровни и механизмы профессиональной деформации.

Профессиональные стереотипы представляют собой автоматизированные умения и навыки, управляемые подсознательными установками, образующими инерционное звено в использовании закрепленных навыков и умений в противовес нестандартным решениям и действиям.

Профессиональная позиция - другая составляющая механизмов профессиональных действий – определяет не только реальные поступки, с помощью которых человек утверждается в ней, и способ восприятия другого человека, но и ожидания окружающих: непроизвольно запускает выработанные ролевые стереотипы и в производственной обстановке, и в неформальных отношениях (прокурорский тон, начальственный окрик и т.д.).

Профессиональные деформации проявляются на четырёх уровнях:

  1. Общеспрофессиональные деформации. Они характерны для работников конкретной профессии (учителя, врачи, юристы, научные работники и т.д.);

  2. Специальные профессиональные деформации. Они возникают в процессе специализации в рамках профессии (врач – деформации характерные для хирурга, психиатра, гинеколога и т.д.);

  3. Профессионально-типологические деформации. Они обусловлены наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру деятельности (деформации профессиональной направленности; деформации, обусловленные профессиональным опытом и одарённостью; характерологические деформации);

  4. Индивидуализированные деформации. Они обусловлены индивидуальными особенностями работников, которые проявляются в разных профессиях. [2]

Выделяют также профессиональные деформации, проявляемые на различных уровнях личности: мотивационном, поведенческом эмоциональном, познавательном и т.д. На мотивационном – чрезмерные увлеченности, трудоголизм.

Критерии профессиональной деформации личности:

- позитивность-негативность влияния на личность;

-глубина деформированности личности (глобальная или частичная).

  1. Детерминирующие факторы профессиональной деструкции.

К факторам, детерминирующим профессиональные деструкции можно отнести:

- факторы, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, среда, имидж, характер профессии, профессионально-пространственная среда);

- факторы, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

- факторы, порождаемые социальной системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

К развитию профессиональных деструкций могут привести следующие факторы: ошибка в выборе профессии, деструкция ожидания на фоне адаптации в профессии (отрицательные эмоции, разочарования и т.д.); стереотипы осуществления профессиональных функций; разные формы психической защиты (психическая напряжённость, отчуждение и т.п.), эмоциональная напряженность профессионального труда, стагнация профессионального развития; снижение уровня интеллекта специалиста (нередко невостребованные интеллектуальные способности угасают); существование предела развития уровня образования и профессионализма, акцентуация характера личности, возрастные изменения, связанные со старением.



  1. Профессиональная деформация руководителя.

Административный восторг – своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоением своей властью, что приводит к злоупотреблению властью, произволу. Административный восторг – одно из свидетельств деформации личности руководителя. (Словосочетание «административный восторг» впервые использовал Ф.М. Достоевский в романе «Бесы».)

Психологический феномен «управленческая эрозия»/ «порча» властью заключается в том, что со временем эффективность деятельности руководителя уменьшается, его решения становятся менее рациональными и эффективными. При этом власть над людьми приносит человеку все большее удовольствие. Такой руководитель меньше интересуется делом, но больше стремиться к господству. Власть не даёт полного удовлетворения: такой руководитель стремится расширять своё влияние (как наркомания). «Испорченные» руководители расширяют сеть контролирующих и репрессивных средств, придерживаются устаревших форм управления (анахронизм).

Профилактические методы административной эрозии – ротация на руководящих должностях (в отдельных организациях определён максимальный срок выполнения руководящих функций).


  1. Заключение

Как предупредить профессиональную деформацию? Во-первых, проанализировать мотивы выбора профессии. Во-вторых, следить за проявлениями стресса. В-третьих, вне работы «наполнять» жизнь. Со стороны организации необходимо создавать обучающую среду, обязанности сотрудника и рабочая нагрузка должны быть чётко определены.












  1. Список использованной литературы:



  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М,-1977 г.

  2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.- СПб.: Речь,- 2004 г.

  3. Большой Энциклопедический словарь - http://slovorus.ru

  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.:ЛГУ, 1984г.

  5. Дружков С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998 г.

  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М. Академический проект, 2003г.

  7. Маркова А.К. - Психология профессионализма.- http://www.studfiles.ru

  8. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. (Составители А.В. Коваленко, Л.А.Шиканов).- Томск. Изд-во ТПУ.- 2009 г.

  9. Трунов Д. И. «Снова о «профессиональной деформации…» Психологическая газета №6, 2004г.







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональная деформация. Уровни профессиональной деформации

Автор: Иванова Елена Сергеевна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Статья на тему: «ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_gibkie_navyki_kak_uslovie_profilaktiki_sindroma_professionalnogo_"
    ["file_id"] => string(6) "652647"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718181060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Беседа за круглым столом с элементами тренинга "Профессиональная деформация педагога""
    ["seo_title"] => string(80) "beseda_za_kruglym_stolom_s_elementami_treninga_professionalnaia_deformatsiia_ped"
    ["file_id"] => string(6) "525690"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572932544"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Воспитательная система объединения "Мастерская талантов""
    ["seo_title"] => string(61) "vospitatiel_naia_sistiema_obiedinieniia_mastierskaia_talantov"
    ["file_id"] => string(6) "428862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1505847882"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность."
    ["seo_title"] => string(73) "probliema_sotsializatsii_vospitannikov_dietskogho_doma_mif_ili_rieal_nost"
    ["file_id"] => string(6) "407201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491483511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства