"Профессиональное становление молодого специалиста: показатели и критерии оценки компетенций в школе"
"Профессиональное становление молодого специалиста: показатели и критерии оценки компетенций в школе"
В условиях обновления профессионального образования актуализируется компетентностный подход к подготовке специалиста. Он базируется на совершенствовании форм обучения студентов, подготовки квалифицированного специалиста, готового к воспроизводству знаний и умений в современном социальном, информационном и промышленном социуме. Использование компетентностного подхода диктуется требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), образовательных программ и повышением ответственности за качество предоставляемых образовательных услуг населению. Основными функциями компетентностного подхода являются интеграция образовательного пространства, обеспечение объективности диагностических процедур, повышение качества сопровождающих процессов (научно-методическая работа, инновационная деятельность), оптимизация системы управления качеством образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Профессиональное становление молодого специалиста: показатели и критерии оценки компетенций в школе"»
Профессиональное становление молодого специалиста: показатели и критерии оценки компетенций в школе
Автор статьи:
О. В. Казакова, учитель математики и информатики Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №1" г.о. Саранск Республика Мордовия
В условиях обновления профессионального образования актуализируется компетентностный подход к подготовке специалиста. Он базируется на совершенствовании форм обучения студентов, подготовки квалифицированного специалиста, готового к воспроизводству знаний и умений в современном социальном, информационном и промышленном социуме. Использование компетентностного подхода диктуется требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), образовательных программ и повышением ответственности за качество предоставляемых образовательных услуг населению. Основными функциями компетентностного подхода являются интеграция образовательного пространства, обеспечение объективности диагностических процедур, повышение качества сопровождающих процессов (научно-методическая работа, инновационная деятельность), оптимизация системы управления качеством образования.
Основными критериями оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. При этом понятие компетентность рассматривается «шире, чем понятие знания, умения и навыки и включает их в себя. Понятие компетентность включает не только когнитивную и операционально – технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую».
В то же время анализ литературы по этой проблеме показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самого понятия «компетентность», так и способов оценивания уровня сформированности компетенций (В. А. Болотов, Е. Я. Коган, В. А. Кальней, В. В. Сериков, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин, В. И. Байденко, А. М. Новиков и др.).
Анализ работ по компетентностному подходу, требований стандарта высшего профессионального образования, требований работодателя в сопоставлении с изучением практики работы учреждений высшего профессионального образования (ВПО) позволил выявить основные противоречия между: активным процессом внедрения в систему профессионального образования ФГОС на основе компетентностного подхода и неразработанностью сущности, содержания и структуры профессиональных компетенций выпускников; необходимостью обеспечения эффективности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и недостаточной обоснованностью организационно-педагогических условий данного процесса; требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности молодого специалиста и недостаточной конкурентоспособностью специалиста.
Компетентность как интегральная характеристика личности формируется в образовательном процессе через определенный набор компетенций, а проявляется в производственной деятельности. Поэтому чтобы оценить уровень компетентности специалиста, необходимо иметь данные успешности его деятельности в профессиональной сфере.
Таким образом, реально оценить состоятельность выпускника вуза как специалиста может только работодатель. В вузе промежуточная и итоговая аттестация способна выявить только наличие теоретической базы готовности к трудовой деятельности, сформированности умений, навыков, которые составляют основы профессионального мастерства. В свою очередь, индивидуальные качества человека также оказывают влияние на процесс выполнения профессиональных задач, и именно они составляют основу творческого стиля работы. Данные качества специалиста вариативны, определяются особенностями развития личности как индивидуума, так и специалиста и не требуют контроля.
Профессиональная компетентность включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно. Профессиональная компетентность проявляется в успешном решении определенного класса профессиональных задач.
Одной из важных составных частей профессиональной компетентности является карьерная компетентность. Для того чтобы быть успешно трудоустроенным после окончания вуза, студенту – молодому специалисту – необходимо не просто усваивать набор знаний и профессиональных инструментов по конкретной специальности, а нарабатывать определенные способности и качества, называемые компетентностью.
Под карьерной компетентностью в данном случае понимается мета-умение специалиста виртуозно оперировать знаниями и инструментами, дающими возможность решать, помимо основных, нетипичные и нестандартные карьерные задачи, а также эффективно выстраивать карьерный путь.
В итоге, при самооценке молодой специалист должен опираться не на отдельный набор профессиональных знаний и навыков, а на слияние ряда ключевых качеств личности со знаниями, умениями, навыками и высокой мотивацией на творческую работу, тем самым оценивается уровень карьерной компетентности. Наработать необходимый уровень компетентности и является стратегической задачей развивающегося специалиста.
Карьерная компетентность является своего рода психологическим показателем, который определяет, какие именно из наработанных качеств, умений и способностей требуются для решения сложных, не поддающихся простому алгоритму, комплексных задач.
Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога
1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.
2.Культура ведения документации.
3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.
5. Использование в профессиональной деятельности ИТ.
6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение обучающегося, воспитанника.
7. Использование инновационных форм, методов образования.
8. Создание современной предметно-развивающей, информационно-образовательной среды.
9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
10. Участие в творческой, инновационной работе.
11. Осуществление самовоспитания и самообразования.
12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
13. Дисциплинированность и ответственность.
14. Достижения участников обучающихся, воспитанников.
15. Достижения молодого педагога (участие в образовательных событиях разного уровня).
16. Взаимодействие с внешней средой.
17. Включенность родителей обучающихся воспитанников в образовательный процесс.
18. Готовность к процедуре аттестации.
Необходимость целенаправленного формирования новых педагогических условий для более успешного формирования профессиональной компетенции. Для этого следует более подробно исследовать сущность и структуру профессиональной компетенции и провести разработку психолого-педагогического сопровождения процесса формирования компонентов профессиональной компетенции молодого преподавателя – молодого специалиста.