Молодежь в силу своих возрастных, психологических и социальных характеристик, всегда острее и активнее реагирует на перемены в обществе. Именно в этой среде наиболее быстро происходит накопление и воплощение негативного потенциала. Задача педагога - на кружковых занятиях проводит мероприятия по профилактик е экстремизма и воспитанию толерантности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика экстремизма на кружковых занятиях»
Профилактика экстремизма на кружковых занятиях
Саган Е.В., руководитель кружка «Мир игрушки»
МОУ лицей «МОК № 2» г. Джанкоя Республики Крым
В нынешнее время в России экстремизм и терроризм стали едва ли не главной угрозой человеку и обществу. Под воздействием факторов социальных, политических, и экономических молодежь наиболее подвержена деструктивному влиянию, у них легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодежь в силу своих возрастных, психологических и социальных характеристик, всегда острее и активнее реагирует на перемены в обществе. Именно в этой среде наиболее быстро происходит накопление и воплощение негативного потенциала. Экстремизм возникает и развивается чаще в тех обществах и группах, где отсутствует уважение и уверенность в себе или же условия существования способствуют игнорированию прав личности. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, максимализма, обострением чувства справедливости, определением смысла и ценности жизни. Подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по примитивной схеме «мы - они». Его психика неустойчива, он легко подвергается внушению и манипулированию. Анализ статистических данных показывает, что более 80 % привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет. Вот почему так важно формировать начиная с подросткового возраста уверенное поведение, адекватную самооценку, толерантность. Молодежный экстремизм в современной России является следствием снижения уровня образования и культуры (в том числе культуры общения), разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижения показателей гражданственности и патриотизма, толерантности.
Человек должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям, в которые попадет в различные этапы своей жизни. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Задачами руководителя кружка по формированию толерантности должны быть:
повышение уровня информированности по вопросам толерантности;
ориентация на использование мягких технологий (открытость, позитивное общественное мнение) противодействия интолерантным проявлениям, в частности молодежному экстремизму;
мотивация к дальнейшему поиску информации по толерантности, использованию полученных знаний и навыков, информированию близких людей.
Научить воспитанников освобождаться от негативных эмоций, пробуждать и сохранять в себе ресурсы радости, контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние: агрессию, гнев и обиды.
Для выполнения таких задач можно предложить детям следующие упражнения:
Упражнение «Снежный ком»
Дети по очереди называють имя или какую-либо собственную характеристику, начинающуюся, например с той же буквы, что и Имя. Например, Борис – большой. Следующий участник по кругу называет имя предыдущего участника и его характеристику, затем свое имя и характеристику для себя.
Упражнение проводится по нарастающей до тех пор, пока не будут задействованы имена всех участников. Завершить упражнение можно процедурой наклеивания табличек с именами.
Упражнение «Ассоциации»
Написать на листах слово «Экстремизм» а рядом напишите ассоциации, которые вызывает у вас это слово, То же самое напишите к слову «Толерантность», в чем схожесть или отличие этих слов, к какому слову было проще написать ассоциации, почему? Ответы участников.
Гнев и агрессивность – Беседа
Гнев - это прежде всего результат неумения справиться с самим собой. Мир и люди в нем не всегда соответствуют нашим требованиям и желаниям. Если это происходит, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным. Не удается - мы гневаемся. Но от нашего гнева, как правило, тоже ничего не меняется, разве что еще больше ухудшается настроение. Мы становимся агрессивны.
Агрессия - это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Что такое агрессия? Приведите примеры агрессии. Вы согласны, что если вовремя подавить приступ гнева, то можно снизить агрессивность? Очень часто, особенно в подростковом возрасте, человек сердится на самого себя. И чаще всего зря. Вам кажется, что вы должны быть сильнее, выносливее, более умелыми. Конечно, стремиться к лучшему - нормальная человеческая потребность, однако в подростковом возрасте достижения человека могут быть ограничены прежде всего тем, что рост и развитие организма еще не закончились. Но уже сейчас вы можете научиться некоторым упражнениям, которые помогут вам владеть собой в трудных жизненных ситуациях, не поддаваться сиюминутным приступам гнева, снижать агрессивность.
Агрессивность может проявляться и каждым человеком в отдельности, и группой людей. Однако групповая агрессивность вырастает из суммы агрессивного поведения отдельных личностей. Каждый из вас - личность. У каждой личности есть биологические и индивидуальные свойства, которые определяют ее поведение в обществе. Это называется социальными свойствами личности. Приведите примеры индивидуальных, биологических и социальных свойств личности человека. Вы согласны с тем, что всеми этими свойствами обладает каждый из вас? Поднимите руки те, кто хочет укрепить свои личностные качества в противостоянии приступам гнева. Спасибо, опустите руки. Я попытаюсь вам помочь.
Сейчас каждый из вас должен представить, что мы в группе вдвоем. Я буду обращаться к каждому из вас в отдельности, не называя имен. Итак, начали. (Педагог меняет тембр голоса, переходит на более мягкие интонации.)
Упражнение «Застывшее фото».
Оно очень простое и короткое. Положите ладонь на стол и попробуйте согнуть указательный палец. Причем так, чтобы согнулся, только он и в этот момент не работали другие мышцы. Получилось? Нет. Не расстраивайтесь, для того чтобы овладеть этим на первый взгляд нехитрым упражнением, нужно потратить несколько лет. Только тогда ваше тело останется совершенно спокойным при сгибании одного-единственного пальца. Повторите это упражнение и попробуйте прочувствовать, какие именно мышцы были включены в работу. Умение прислушиваться к их движениям - начало работы по освоению власти над самим собой. Не кулаки и бранные слова у владеющего собой человека управляют его жизнью, а, наоборот, он сам может отдать любой приказ своему телу. Потому и выполняется этот приказ куда лучше, чем непроизвольные действия. Вот еще прием, который используют люди, занимающиеся бодибилдингом. Сожмите кулак правой руки, согните ее в локте и напрягите бицепс. Получилось? Пощупайте бицепс. Крепкий? Конечно, потому что ему помогали напрягаться мышцы-синергисты (помощники). В данном случае помощниками бицепса были кистевые мышцы. А теперь попробуйте напрячь бицепс руки, висящей вдоль туловища с распрямленной ладонью. Очень слабо получилось, да? Трудно без помощников. А теперь попробуйте прочувствовать изменения в бицепсе в разных положениях руки. Прислушайтесь к левой руке, проследите за изменениями в ней. Задержите напряжение в правой руке на 3 с, отдохните, задержите на 5 с и снова отдохните. Во время отдыха прислушайтесь к своему телу, и вы вдруг с удивлением обнаружите, что усталость появилась в самом неожиданном месте, например в языке. А ведь вы проделывали упражнения молча. В чем дело? А просто организм подсказал, где на сегодняшний день у вас самое слабое место. Постепенно благодаря всем этим упражнениям вы научитесь справляться с трудностями. Главное - учитесь слушать свое тело. Используйте напряжение мышц для снятия гнева. Не позволяйте энергии уходить на пустую злобу, переключайте ее на накопление мышечной массы. Почувствовали, что разозлились, сделайте силовые упражнения. Это лучшая и самая полезная разрядка. Меньше неприятностей, и тело красивее. Постепенно, снижая свой гнев, вы сможете навсегда избавиться от тех зачатков агрессивности, которые получены вами от природы.
Ролевая игра «Российский экспресс»
Оснащение: списки пассажиров для упражнения «Российский экспресс» на отдельных листах. (Приложение 1)
Каждый из нас время от времени ездит на поездах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, Вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда Ваши попутчики - родственники или друзья). Представьте, что сейчас у Вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Владивостока».
Вам представляется список пассажиров.
«С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?». Участники индивидуально определяют три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора (5-10 минут).
Теперь я предлагаю вам разделиться на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то некоторые группы можно объединить в четверки или двойки (нестандартное купе). Цель - выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор) и определить с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10-15 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты.
Каждая из групп получает следующее задание:
1) назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе;
2) рассказать об атмосфере, которая была, во время обсуждения, были ли разногласия в ходе обсуждения? Если да, то, по какому поводу? Все ли члены группы согласны с окончательным решением?
Ответы каждой группы ведущий записывает на доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и непредпочтительных выборов. Далее следует групповая дискуссия (20-30 минут).
Вопросы для групповой дискуссии:
Почему у разных групп ответы оказались разными?
Почему иногда ответы всех групп совпадали?
Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях?
Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?
Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
Как лучше всего поступать в таких случаях?
Упражнение «До черты»
Я прошу вас, закрыв глаза, вслепую дойти до финишной черты, расположенной на расстоянии 5-6 м от старта, и остановиться тогда, когда они, с их точки зрения, окажутся максимально близко к ней, но не переступят ее. Ведущий и 2-3 ассистента следят, чтобы они не отклонились от прямолинейной траектории движения и не столкнулись с чем-либо (особенно если они не остановятся вовремя и продолжат движение за финишной чертой). Победителем считается тот, кто остановился максимально близко от черты, но не заступил за нее. Если позволяет время, желательно дать участникам по 2 попытки. Когда участников много, целесообразно разделить их на несколько групп по 6-7 человек, каждая из которых стартует отдельно.
Смысл упражнения Обучение регуляции поведения и принятию решения в условиях риска: чем дальше пройдешь, тем выше шанс победить, но одновременно и выше вероятность проигрыша в случае заступа. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения того, как в нашей жизни сочетается стремление достигнуть успеха и осторожность, стремление избежать неудачи. Как правило, у тех, кто существенно не доходит до финишной черты, ярче выражена мотивация к избеганию неудач, а у тех, кто оказывается рядом с ней или заступает – к достижению успехов.
Обсуждение Кто, чем руководствовался, принимая решение о том, в какой именно момент остановиться? Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть», они готовы к риску. С какими особенностями личности, с точки зрения участников, это связано? В каких жизненных ситуациях важно умение «дойти до черты», т.е. приблизиться к каким-либо ограничениям или источникам опасности, но вовремя остановиться?