Современная риторика учит эффективному, успешному общению.
Далеко не каждый из детей способен успешно выступать перед публикой - будь то сообщение у доски или ответ перед экзаменационной комиссией. Причиной могут служить скованность - последствие страха, вызванного негативной оценкой внешности, дефекты речи, врожденной скромности и др. Преодолеть этот страх самостоятельно ребенок не может. .
Одним из вариантов решения этой проблемы и призван стать факультативный курс "Школа Демосфена", где учащиеся на занятиях в игровой форме будут знакомиться и отрабатывать умения хорошей и правильной речи: выразительного воспроизведения "чужой" речи -стихотворных и прозаических текстов, владеть приемами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми; уметь отстаивать свою точку зрения, не доводя спор до ссоры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная программа элективного курса по риторике для 5 класса средней школы
"Школа Демосфена"
Чернявина Лариса Анатольевна
Пояснительная записка.
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
В современном обществе одним из составляющих понятий успешного человека является умение общаться. Обществу нужны самостоятельные, ориентирующиеся в мире и своих способностях, адекватно оценивающие себя граждане.
По данным исследований психологов, у 98% детей в возрасте от 10 до 15 лет коммуникативные способности развиты хорошо, но далеко не каждый из этого количества детей способен так же успешно выступать перед публикой - будь то сообщение у доски или ответ перед экзаменационной комиссией. Причиной могут служить скованность - последствие страха, вызванного негативной оценкой внешности, дефекты речи, врожденной скромности и др. Преодолеть этот страх самостоятельно ребенок не может. .
Одним из вариантов решения этой проблемы и призван стать факультативный курс "Школа Демосфена", где учащиеся на занятиях в игровой форме будут знакомиться и отрабатывать умения хорошей и правильной речи: выразительного воспроизведения "чужой" речи -стихотворных и прозаических текстов, владеть приемами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми; уметь отстаивать свою точку зрения, не доводя спор до ссоры. Овладение техникой сценической речи и дыхательной гимнастикой способны помочь детям снять комплекс боязни публичных выступлений.
Эти и многие другие умения и навыки пригодятся детям и в школе и в дальнейшей взрослой жизни..
Элективный курс "Школа Демосфена» рассчитан на полгода обучения, то есть 17 занятий, с выдачей сертификата курса на последнем,
завершающем занятии.
Характеристика программы
В программу элективного курса включены два взаимосвязанных раздела риторики «Общение» и «Речевые жанры». Раздел «Общение» предусматривает следующие понятия:
- виды общения (по различным основаниям);
- коммуникативные качества речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.);
На основе овладения этими понятиями у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. Раздел «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Центральное понятие этого раздела - текст определенной коммуникативной направленности, который существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления и т.д.
Темы раздела предусматривают:
- знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.;
- анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра;
- создание его отдельных фрагментов (частей);
- самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Основная цель курса «Школа Демосфена»:
формирование коммуникативных умений, которые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), а также умением ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Структура программы для каждого слушателя курса выглядит так: вначале каждый формулирует для себя задачи, чему хотел бы научиться; затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Методы и приемы преподавания
Курс «Школа Демосфена» – сугубо практический. Чтобы научить эффективному общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., необходимо создавать ситуации, в которых дети как можно больше будут говорить сами. При этом предусмотрены и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д.
Особое место на занятиях курса занимают специфические приемы работы, а именно: – риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вопросы: • что сказал говорящий (пишущий); • что хотел сказать (написать); • что сказал (написал) ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал говорящий, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: – кто говорит – пишет (адресант); – почему (причина, мотив); – для чего, зачем (задача высказывания); – что – о чем (содержание высказывания); – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); – когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно). Слушателям курса предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто веселее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д.
Основные умения: Умение анализировать и оценивать общение, в частности: • степень эффективности общения; • уровень владения языком; • корректность поведения. Умение общаться, в частности, умения: • ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию); • формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение; • определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.
Коммуникативные умения
Понятийные и инструментальные знания
Общение
Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. (Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? – С какой целью? (зачем?) – Что?) Коммуникативные (речевые) задачи, цели.
Виды общения
*Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). *Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации
По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.
Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.
Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.
Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.
Речевая деятельность
*Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
*Определять вид слушания и приемы слушания
*Критически оценивать слушание собеседников
Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.
*Оценивать соответствие чтения заданий установке.
*Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.
Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.
* Находить коммуникативные недочеты
*Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)
*Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.
*Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.
Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.
Качества речи
*Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. *Искоренять ошибки в своей собственной речи.
*Определять нарушения в точности речи.
Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология
Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности
Речевые жанры
Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.
Текст. Смысловая цельность и связность текста.
Замысел, как он воплощается. Тема и микротема.
Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и
предложения. Вступительный и заключительный абзацы.
*Анализировать исходный текст для пересказа (устного, подробного и краткого). *Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.
Уместная речь – где и кому говорим. Уметь отбирать уместную лексику по содержанию сообщения и аудитории.
Богатство языка и богатство речи
Анализ устной речи. Что обедняет и «засоряет» речь? Тавтология. Лишние слова и слова паразиты.
Точная речь.
Исследование. Знаем ли мы значения слов и фразеологизмов, которые употребляем в своей речи?
Практикум
Ролевая игра «Конкурс телеведущих» Редактирование текста ведущего «Программа телепередач на завтра». Освоение отредактированного текста. Чтение с листа, общаясь глазами с мнимым телезрителем. Выдерживать определенный ритм чтения. Использовать интонационную мелодику речи. Соблюдать нормы произношения и ударения.
Выразительная речь.
Читаем наизусть «чужой» текст. Выразительное чтение стихотворений. Ритм поэтического текста. Паузы ритмические, логические и психологические. Смена тембра и силы голоса. Мимика. Жесты
Пересказы чужого текста.
Подробный пересказ с cохранением авторского стиля, с опорой на ключевые слова текста