kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Школа Демосфена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная риторика учит эффективному, успешному общению. Далеко не каждый из детей способен успешно выступать перед публикой - будь то сообщение у доски или ответ перед экзаменационной комиссией. Причиной могут служить скованность - последствие страха, вызванного негативной оценкой внешности, дефекты речи, врожденной скромности и др. Преодолеть этот страх самостоятельно ребенок не может. . Одним из вариантов решения этой проблемы и призван стать факультативный курс "Школа Демосфена", где учащиеся на занятиях в игровой форме будут знакомиться и отрабатывать умения хорошей и правильной речи: выразительного воспроизведения "чужой" речи -стихотворных и прозаических текстов, владеть приемами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми; уметь отстаивать свою точку зрения, не доводя спор до ссоры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Школа Демосфена" »



УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор МОУ СОШ № 8 зам. Директора по УР на заседании МО

__________Кузнецова Т.В __________Шибанова М.С протокол_____._____.11 _____._____. 11 _____.______.11







Образовательная программа элективного курса по риторике для 5 класса средней школы

"Школа Демосфена"










Чернявина Лариса Анатольевна





















Пояснительная записка.


Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!


В современном обществе одним из составляющих понятий успешного человека является умение общаться. Обществу нужны самостоятельные, ориентирующиеся в мире и своих способностях, адекватно оценивающие себя граждане.

Современная риторика учит эффективному, успешному общению.

По данным исследований психологов, у 98% детей в возрасте от 10 до 15 лет коммуникативные способности развиты хорошо, но далеко не каждый из этого количества детей способен так же успешно выступать перед публикой - будь то сообщение у доски или ответ перед экзаменационной комиссией. Причиной могут служить скованность - последствие страха, вызванного негативной оценкой внешности, дефекты речи, врожденной скромности и др. Преодолеть этот страх самостоятельно ребенок не может. .

Одним из вариантов решения этой проблемы и призван стать факультативный курс "Школа Демосфена", где учащиеся на занятиях в игровой форме будут знакомиться и отрабатывать умения хорошей и правильной речи: выразительного воспроизведения "чужой" речи -стихотворных и прозаических текстов, владеть приемами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми; уметь отстаивать свою точку зрения, не доводя спор до ссоры. Овладение техникой сценической речи и дыхательной гимнастикой способны помочь детям снять комплекс боязни публичных выступлений.

Эти и многие другие умения и навыки пригодятся детям и в школе и в дальнейшей взрослой жизни..

Элективный курс "Школа Демосфена» рассчитан на полгода обучения, то есть 17 занятий, с выдачей сертификата курса на последнем,

завершающем занятии.


 Характеристика программы


В программу элективного курса включены два взаимосвязанных раздела риторики «Общение» и «Речевые жанры».
Раздел «Общение» предусматривает следующие понятия:

- виды общения (по различным основаниям);

- коммуникативные качества речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.);

- речевые (коммуникативные) ситуации, ее компоненты (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как).

На основе овладения этими понятиями у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Раздел «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Центральное понятие этого раздела - текст определенной коммуникативной направленности, который существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления и т.д.

Темы раздела предусматривают:

- знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.;

- анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра;

- создание его отдельных фрагментов (частей);

- самостоятельное создание жанра на предложенную тему.



Основная цель курса «Школа Демосфена»:

формирование коммуникативных умений, которые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), а также умением ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Структура программы для каждого слушателя курса выглядит так: вначале каждый формулирует для себя задачи, чему хотел бы научиться; затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. 

 Методы и приемы преподавания

Курс «Школа Демосфена» – сугубо практический. Чтобы научить эффективному общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., необходимо создавать ситуации, в которых дети как можно больше будут говорить сами. 
При этом предусмотрены и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д.

Особое место на занятиях курса занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
  Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вопросы:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал говорящий, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Слушателям курса предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
 Риторические игры содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто веселее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д.

Основные умения:
Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
• степень эффективности общения;
• уровень владения языком;
• корректность поведения.
Умение общаться, в частности, умения:
• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.





Коммуникативные умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение


Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. (Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? – С какой целью? (зачем?) – Что?) Коммуникативные (речевые) задачи, цели.

Виды общения


*Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). *Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации


По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.

 Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.

Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.
Спор, но не ссора.

Речевая деятельность


*Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего. 

*Определять вид слушания и приемы слушания

*Критически оценивать слушание собеседников

Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

*Оценивать соответствие чтения заданий установке.

*Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. 

Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

* Находить коммуникативные недочеты

*Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.

Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

*Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа

*Распределять дыхание.


Голос, каким он может быть.

*Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.

*Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.


Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи


*Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. *Искоренять ошибки в своей собственной речи.

*Определять нарушения в точности речи.

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология

Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности

Речевые жанры


Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.


Текст. Смысловая цельность и связность текста.

Замысел, как он воплощается. Тема и микротема.

Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и

предложения. Вступительный и заключительный абзацы.


*Анализировать исходный текст для пересказа (устного, подробного и краткого). *Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

Рассказывать о случаях.

Речь разговорная. Рассказ о себе.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАБОТЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ШКОЛА ДЕМОСФЕНА»

Тема

Деятельность

Кто такой Демосфен. Секреты Демосфена.


Постановка целей и задач каждого участника.


Открываем первый секрет Демосфена.


Тренируем артикуляционный аппарат. Управляем дыханием .


Сила голоса. Тембр звучания. Интонация.


Тренинг

Что такое правильная речь?

Знакомство с нормами речи:

Орфоэпическими, грамматическими, лексическими. Словари : орфоэпические, синтаксических управлений, лексические, фразеологические.

Создаем «Личный словарь правильностей»)

Что такое хорошая речь?

Речь уместная, успешная, удачная.

Уместная речь – где и кому говорим. Уметь отбирать уместную лексику по содержанию сообщения и аудитории.


Богатство языка и богатство речи

Анализ устной речи. Что обедняет и «засоряет» речь? Тавтология. Лишние слова и слова паразиты.


Точная речь.

Исследование. Знаем ли мы значения слов и фразеологизмов, которые употребляем в своей речи?


Практикум

Ролевая игра «Конкурс телеведущих» Редактирование текста ведущего «Программа телепередач на завтра». Освоение отредактированного текста. Чтение с листа, общаясь глазами с мнимым телезрителем. Выдерживать определенный ритм чтения. Использовать интонационную мелодику речи. Соблюдать нормы произношения и ударения.


Выразительная речь.

Читаем наизусть «чужой» текст. Выразительное чтение стихотворений. Ритм поэтического текста. Паузы ритмические, логические и психологические. Смена тембра и силы голоса. Мимика. Жесты

Пересказы чужого текста.

Подробный пересказ с cохранением авторского стиля, с опорой на ключевые слова текста

Сжатый пересказ чужого текста. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение


Речевые жанры

Что такое рассказ. Как строить свой рассказ. Кому и как надо рассказывать.

Готовимся к диалогу.

«Будь вежлив!», «Давайте говорить друг другу комплименты!»

Слышать – слушать – внимать.

Правила для собеседников.


Беседы бывают разными.

Дружеская беседа. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?


Обобщение. круглый стол

Все-таки спорить, а не ссориться!


Посвящение в риторы.


Рефлексивное мероприятие


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса "Школа Демосфена"

Автор: Чернявина Лариса Анатольевна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства