Программа лагеря с дневным пребыванием "Три волшебных острова" или "Алые паруса"
Программа лагеря с дневным пребыванием "Три волшебных острова" или "Алые паруса"
Летом в условиях организации детского отдыха происходит интенсивный эмоциональный взаимообмен духовными ценностями, опытом, интересами. Общение – сфера, стимулирующая такой обмен, позволяющая приобрести опыт взаимоотношений с людьми различных возрастных категорий.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. И в специально организованном воспитательном пространстве происходит интенсивное развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
Лагерь, предоставляя широкий спектр деятельности, открывает для ребенка удивительную возможность самореализации в соответствии с его личностными особенностями.
Творческая смена «Алые паруса» или «Три волшебных острова» – надежный причал, где ждут, надеются и любят всех, кто к нему причалил. «Алые паруса» или «Три волшебных острова» для детей – это большая программа-игра, где они будут пробовать свои силы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря с дневным пребыванием "Три волшебных острова" или "Алые паруса" »
ПРОГРАММА
лагеря с дневным пребыванием
«Три волшебных острова или «Алые паруса»
Пояснительная записка
Летом в условиях организации детского отдыха происходит интенсивный эмоциональный взаимообмен духовными ценностями, опытом, интересами. Общение – сфера, стимулирующая такой обмен, позволяющая приобрести опыт взаимоотношений с людьми различных возрастных категорий.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. И в специально организованном воспитательном пространстве происходит интенсивное развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
Лагерь, предоставляя широкий спектр деятельности, открывает для ребенка удивительную возможность самореализации в соответствии с его личностными особенностями.
Творческая смена «Алые паруса» или «Три волшебных острова» – надежный причал, где ждут, надеются и любят всех, кто к нему причалил. «Алые паруса» или «Три волшебных острова» для детей – это большая программа-игра, где они будут пробовать свои силы.
Цель: Создание особого воспитательного пространства, организованного для включения детей в творчески развивающую жизнь, удовлетворение личных потребностей, постижение самоценности личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей.
Задачи:
Обеспечение сохранности жизни и здоровья детей.
Индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей.
Удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств деятельности.
Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо области.
Предоставление ребенку возможности вносить вклад в общее дело группы при достижении успеха и признание этого успеха значимыми для ребенка людьми.
Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
Исключение какого-либо давление на детей, создание обстановки доверия и открытости.
Помощь в развитии способностей адекватного самоанализа, оценивание подростком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем.
Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для развития личности с лидерскими задатками.
Смена в форме сюжетно-ролевой игры. Участникам предлагается отправиться в путешествие по трем островам – знаний, состязаний и игры, дружбы – и исследовать их. При этом дети сталкиваются с различными препятствиями, становятся участниками различным конкурсов, состязаний, викторин и испытаний, в ходе которых каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные, творческие и лидерские возможности
Использование конкурсных программ – один из способов решения творческих задач. Конкурсная программа является перспективной формой самореализации детской самодеятельности. Участники конкурсов учатся культуре заинтересованного общения и продуктивного совместного действия, как в замкнутом пространстве малой группы, так и в пространстве всего лагеря. Дети учатся понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других.
Конкурсная программа состоит из большого числа самостоятельных конкурсов: спортивных, творческих и интеллектуальных. Она представляет собой цикл разнообразных дел, в которых может проявить себя каждый ребенок. В основе конкурсной программы лежит принцип соревнования, состязания.
Каждый из конкурсов является своеобразным педагогическим проектированием недостающих зон развития каждого ребенка в том или ином виде деятельности. Его педагогическим сопровождением в течение смены. А сама конкурсная программа демонстрирует детям образец конструктивного сотрудничества, обеспечивающего возможность самореализации личности, проявление общего интереса к каждому со стороны всех участников смены, влияет на эффективность групповой деятельности, эмоционально-психологический климат и сплоченность малых групп. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию личности, к совершенствованию ее навыков. Проведение таких программ позволяет ребенку:
развить свои волевые качества;
самоопределиться в мире увлечений и профессий;
сформировать свой эстетический вкус;
развить коммуникативные способности;
приобрести навык совместной деятельности.
Реализация конкурсной программы обеспечивает наличие постоянного стимула, в роли которого в нашем случае выступает индивидуальный или коллективный успех – победа, что создает основу для формирования высокой самооценки, способствует творчески активному самочувствию каждого подростка. Конкурсные программы могут носить тематический характер в зависимости от содержания смены. Формы дел, из которых состоит конкурсная программа, могут быть совершенно различными, но важно, чтобы каждый ребенок смог удовлетворить свои базовые потребности: был включен в дело, проявил себя, пережил успех, собственную значимость, ощутил интерес окружающих, насладился радостью победы.
100% успешность участия в конкурсных программах обеспечивается качественной подготовкой выполнения условий конкурса, помощью воспитателей, а также номинационной системой оценивания.
Таким образом, нет побежденных, и каждый участник испытывает удовлетворение от самого участия в конкурсной программе.
ОРИЕНТИРЫ:
«Капитан своей судьбы»
Ориентир предполагает работу по саморазвитию ребенка, самоутверждению, самоопределению, формированию лидерских качеств в созидательной деятельности, то есть работу по своей программе роста.
«Мое творчество»
Только творческий человек будет всегда интересен. У каждого человека есть свои хорошие задатки и способности. Попробовать свои силы в творческой деятельности рядом с интересными людьми может каждый. И, возможно, творческие открытия станут в будущем залогом успехов в профессиональной деятельности.
«Островок надежды»
Если тебе плохо – иди к людям. Будь готов прийти на помощь своим друзьям, чтобы они не потерялись в «море жизни».
«Содружество»
«Дружбой силен человек». Следуя этому утверждению, каждый понимает, что надо не просто искать, но и уметь дружить. В большом содружестве с членами разных организаций, объединений. Всегда можно почувствовать себя сильным, получить руку помощи. Крепить сотрудничество, расширять связи для взаимообогащения.
Смена в лагере длится 21 рабочий день. Она делится на три периода – организационный, основной и заключительный, сочетающих все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности всего коллектива.
Организационный период длится первые 3 дня и характеризуется запуском игрового сюжета. Задачи организационного периода:
познакомить детей, создать благоприятный эмоциональный настрой;
предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
узнать увлечения, характеры и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
познакомить детей с содержанием смены (выбор экипажами названия судна, речевки, девиза и песни, оформление кают, выбор капитанов, боцманов и т.д.), откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Основной период – складывается из полезных, развивающих занятий и характеризуется испытаниями для экипажей и смельчаков-одиночек.
Испытания на «Острове знаний»
интеллектуальные состязания: викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, кроссворды, тесты;
ключевое испытание – КТД «Олимпиада грамотеев, умников, знатоков»; ритуал награждения победителей; открытие доски претендентов на присвоение звания «Кавалер Ордена Дружбы»; формирование экспедиций, команд для исследований на «Острове состязаний, игр и приключений».
Испытания на «Острове состязаний, игр и приключений»
спортивные соревнования (открытие Малой Олимпиады), эстафеты;
народные игрища (знакомство с народными и дворовыми играми; турниры по народным играм; работа клуба танца);
ключевое испытание – общее дело – День Рекордов: финальные игры; ритуал награждения победителей; демонстрация достижений;
формирование экспедиций для исследований на «Острове дружбы».
Испытания на «Острове дружбы»
совместные дела экипажей;
товарищеские встречи с соседними лагерями;
ключевое испытание – общее дело «Праздник, который придумали мы!» Бал «Ты и я»; демонстрация достижений; вручение Ордена дружбы, чествование его кавалеров; итоговый концерт.
Итоговый период смены предлагает: пресс-конференции; подведение итогов игры, награждение организаторов и активных участников смены; подведение итогов в экипажах; сбор материалов смены.
Для реализации данной программы в лагере организуется 3 экипажа. В течение всей смены между ними проводятся соревнования, результаты которых отражаются на «Навигационной карте». По итогам участия в соревнованиях экипажи получают «фрегаты», из которых формируют свой флот. Победителем смены является тот экипаж, чей флот окажется многочисленней.
В случае невыполнения экипажами указаний руководства флота на «Навигационной карте» появляются акулы. Стая из пяти акул уничтожает один фрегат.
Смена строится на трех принципах:
Принцип самоуправления.
В период всей смены обработкой информации занимается совет капитанов (предлагается перевыборы капитанов на каждом острове, что необходимо реализации лидерских навыков большего количества ребят).
В течение всей смены ежедневно собирается «Кают - кампания» – объединение капитанов (представителей) от каждого отряда. «Кают – кампания» служит своеобразным «барометром настроения» в отрядах. На ней подводятся итоги дня, идет обмен информацией, творческие группы вручают задания экипажам. Главная задача участников «Кают – кампании» - суметь донести информацию до своего отряда и высказать мнение своих товарищей.
Каждое утро проводится сбор экипажей, на котором назначается дежурные экипажи:
по столовой;
на территории лагеря.
Принцип сочетания коллективных и индивидуальных заданий включенности каждого в сюжетно-ролевую игру «Три волшебных острова».
Для того чтобы каждый участник смены мог полностью реализовать свой творческий потенциал и продемонтрировать свои возможности, все участники смены могут посетить учебы в виде мастер классов:
Игроград.
Секреты общения.
ИЗО деятельность.
Умелые руки.
«Я – актер».
Мастер - классы проводятся по круговой системе. Каждый преподаватель на своем занятии выбирает самых активных участников.
Принцип игровой позиции педагога в различные периоды смены.
Каждому взрослому – участнику игры «Три волшебных острова» очень важно не только помочь ребятам разобраться в правилах игры, но и самому попробовать силы в разных ролях.
В основной период очень большое значение имеет анализ дня «Кают - кампании». Очень важно, чтобы средствами игры в группе ребят были заложены душевные, дружеские отношения.
Ожидаемые результаты реализации программы.
дети и подростки будут обеспечены полноценным досугом.
Ребята попробуют свои силы в организаторской, творческой, созидательной деятельности в условиях развивающей среды, объединяться в творческие коллективы.
У детей и подростков появиться потребность в приобретение социально значимых знаний и их применении.
Будут развиваться коммуникативные способности детей, эмоциональная сфера, двигательная активность, сформируется новый темпоритм жизни.
Условия реализации программы:
Методическое обеспечение – планы, сценарии, анализы, наглядные пособия.
Материально-техническое обеспечение – музыкальная аппаратура, аудио кассеты, декорации, бутафория, костюмы, канцелярские товары, наличие сцены и аудиторий, столовая (камбуз), спортивная площадка, игровая площадка, медицинский кабинет (санчасть), игровая комната.
Кадровое обеспечение – педагог-организатор, воспитатели отрядов, музыкальный работник, спорт инструктор, художник оформитель, преподаватели мастер - классов,
Методические рекомендации.
Основным моментом организационного периода является:
Адаптация детей к жизни лагеря
Для некоторых детей оргпериод пройдет незаметно, легко. Но иногда этот процесс протекает мучительно, тревожно, что они не выдерживают и при появлении родителей в лагере устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованиями забрать их домой. Именно эти дни – первый психологический кризис смены. Для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям. У некоторых есть предубеждение к составлению плана работы на смену. Они считают, что есть общелагерный план, в котором определены наиболее значимые дела, а остальное определят погода, настроение и возникшие идеи. Конечно, план не может быть жестким, в нем должно быть место для импровизации, но при отсутствии перспективного планирования можно упустить массу интересных и необходимых дел. В таком случае жизнь детей становится сиюминутной, и нет, ожиданий «завтрашней радости», когда какие-то дела требуют предварительной подготовки. Участие ребят в КВНах, огоньках, кострах и других мероприятиях окажется спонтанным и эпизодическим. План работы позволяет правильно чередовать дела по характеру и познавательной, эмоциональной насыщенности или физической нагрузки на детей, по их количеству в течение дня, недели, смены. Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача – помочь детям в привыкании к лагерю.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести коммуникативные игры и семейные дела, способствующие интенсивному знакомству.
В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Очень важно в самом начале построения и организации жизнедеятельности в вашей семейке установить самые элементарные правила поддержания порядка, приучить детей к выполнению режима дня и соблюдения санитарных норм, для чего предъявить «единые педагогические требования» в форме договора, законов, устава. Организуйте также экскурсию – знакомство с лагерем. Вы можете рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных, «нельзя» в нашем лагере, правила пользования туалетами, хранение вещей в тумбочках, уборка кровати и в комнате, правила поведения ночью, и другое. Это нужно для того, чтобы детский коллектив впоследствии стал «управляемым». Для этого необходимо в первый день провести с детьми беседы о:
законах зелени, территории, моря, дружбы, точного времени и др.;
правилах купания;
правилах выхода за территорию;
бережном отношении к имуществу;
правилах безопасности и уровне ответственности за жизнь и здоровье детей;
правилах питания, поведения в столовой;
режиме дня;
расположении объектов жизнеобеспечения в лагере (кабинеты, туалетов, столовой, игровых помещений, площадок, отрядных мест и т.д.);
правила этикета;
мерах пресечения за грубые нарушения дисциплины;
санитарии и гигиене;
традициях лагеря;
мероприятиях смены;
положительных ожиданиях совместной деятельности.
Кроме того, можно провести игры на знакомство, игру «Секретные материалы», «свечку знакомств».
Когда составлен план, прошла презентация отрядов и открыта лагерная смена, начинается ее основной период.
Основной период. В середине смены наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с воспитателями и другими взрослыми. Ребята привыкли к лагерю и в тоже время устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события или запланировать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад.
Итоговый период – последние 2-3 дня, пик криминальной активности. Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий. Рекомендуется снять полномочия с командиров, всю работу по управлению отрядов взять на себя, знать, где находится каждый ребенок. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И, конечно, успех вех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для воспитателя очень важно найти для каждого ребенка дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию. Если поинтересоваться в этот период у детей, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное « и да, и нет». Эта раздвоенность желаний и является причиной изменения эмоционального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценностей. Те отрядные дела, которые так нравились в основной период, в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И главной ценностью становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться как взрослые, вальяжно развалившись в мягком кресле или степенно прогуливаясь по тихим аллеям, они предпочитают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку собирать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.
Именно на последние дни приходится еще один пик «криминальной активности». Дети, словно почувствовав, что времени осуществить вызревавший за всю смену замысел уже не остается, решаются на него в последние дни. Они отправляются под покровом темноты «мазать девчонок», они залезают средь бела дня на столбы-громоотводы, они облачаются в костюмы приведений и устраивают грандиозные подушечные баталии.
Осознавая опасность, исходящую от окончательно раскрепостившихся детей, действительно, какое-нибудь недоразумение не испортило «положительное впечатление от смены», вам нужно быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне – спокойным и уверенным. И, конечно же, вам нужно четкий план действий. Ведь предстоит решить еще так много организационных и воспитательных задач.
Прежде всего, объявите о введение «президентского правления». Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сделано, и снимите с него командирские обязанности. Все равно в условиях предотъездной суматохи он с ними не справится, а, будучи человеком ответственным и впечатлительным, может сильно переживать оттого, что его «никто не слушается». Возьмите управление отрядом полностью в свои руки. Игры в самоуправление на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и неуместны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сделать с точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и тем проверить свои авторитет и организаторские способности).
В случае ненастья роль «улицы» будет играть клуб или отрядная комната. Но не превращайте заключительный период в перманентную организационную процедуру, превышающую вспышки неформальной нежности. В эти дни, как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь определенную направленность.
Прежде всего, это – подведение итогов, если на базе отряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выступление или выставку – демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хранение кому-либо из ребят (командиру отряда) или вам, как старшему товарищу. Если у вас существовала традиция проводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать итоговый анализ – разговор о прожитой смене и друг о друге на последнем отрядном костре.
И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привлечены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой гала-концерт «Вечерняя звезда».
Детям будет приятнее, если подарки вы сделаете своими руками. Они могут быть скромными – медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой медальке надпись: «За самый звонкий смех», «За самый здоровый аппетит», «За самые интересные идеи»… И вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду.
Условия успешного мероприятия (КТД)
Продумать весь ход дела, включая список необходимых реквизитов. Ваши дети должны понимать, они – организаторы этого дела, а не воспитатели. Воспитатель помогает в организации. Поэтому вместе с детьми обговорить весь ход дела, цель организации этого ела, пути к наилучшему результату.
Дело должно быть значимым для ваших детей. Для них очень важно утвердить, причем положительно в глазах своих сверстников. Поэтому вы, как педагоги должны, должны решать в первую очередь педагогические задачи: дать возможность проявиться ребенку творчески, индивидуально и т.д. (т.е. помочь показаться всем в хорошем проявлении поступков, умения и т.д.). Но еще не маловажно любое дело должно быть удачным, таким, чтобы все вокруг признали бы это дело и оценили очень высоко.
Не забудьте о рекламе вашего дела с короткой, но в тоже время полной информацией о деле, чтобы всем захотелось прийти на ваше дело по собственной инициативе.
Подумайте обязательно об оформлении места, (что очень влияет на восприятие, и соответственно настраивает на участие).
По итогам дела провести анализ, как с детьми, так и с коллегами. «Что было хорошего? Что не получилось? На что надо обратить внимание?».
ЗАПОВЕДИ ОТРЯДА
Чем больше трудностей, тем больше бодрости.
Получил задание – не пищи, легкой работы себе не ищи.
Думай, разведывай, соображай – решения и планы друзей уважай.
Варианты названий отрядов и их девизы:
«Семейка»
Девиз:
Мы семейка просто класс!
Все в семье у нас - атас!
«Дельфин»
Девиз:
Дельфин всегда плывет вперед
и никогда не отстает.
«Дружба»
Девиз:
Миру - мир. Войны – не нужно.
Вот девиз отряда «Дружба».
«Кнопки»
Девиз:
Куда хотим, туда вобъемся,
Чего хотим – того добьемся!
«Лучики солнца»
Девиз:
Лучики солнца согреют теплом.
Будет наполнен весельем ваш дом.
«Почемучки»
Девиз:
Мы объедим целый свет,
Чтоб везде найти ответ.
«Апельсин»
Девиз:
Словно дольки апельсина.
Мы дружны и неделимы.
«Спасатели»
Девиз:
Наш девиз – четыре слова:
«Спасся сам – спасай другого».
«Веселое звено»
Девиз:
Один за всех и все за одного!
«Непоседы»
Девиз:
Пусть горы и кручи у нас на пути.
Отряд «Непоседы» всегда впереди.
«Вини-Пух»
Девиз:
Хоть ты лопни, хоть ты тресни,
Вини-Пух на первом месте.
«Лучики»
Девиз:
Солнышко лучистое, - мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи!!!
«Малышок»
Девиз:
Кто сразится с малышком,
Тот получит в лоб горшком.
«Чудо-остров»
Девиз:
Чудо-остров лучше всех,
Нас повсюду ждет успех!
«Турист»
Девиз:
Умный в гору не пойдет –
Умный гору обойдет.
«Кроссворд»
Девиз:
Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать!
«Радуга»
Девиз:
Мы как радуги цвета, неразлучны никогда.
«Одуванчик»
Девиз:
Держаться вместе, чтоб не сдуло.
«Улыбка»
Девиз:
Жить без улыбки – просто ошибка,
Всюду улыбки – повсюду добро.
«Высшая лига»
Девиз:
А девиз наш таков – больше дела,
меньше слов.
«Мечта»
Девиз:
Все то, о чем мечтается,
Все то, что мы хотим,
Все то, что нам понравится,
Мы с вами создадим!
«Журналисты»
Девиз:
Наше оружие – слово!
«Вестник»
Девиз:
Нести радость людям!
«Камертон»
Девиз:
Задает всем тон
Очень точный камертон.
«Струна»
Девиз:
Звенит ли наша жизнь струной
Зависит и от нас с тобой!
«Эрон»
Девиз:
Что такое «Эрон»
Узнаете вы без сомнения.
Это отряд Энергичных Ребят
Особого Назначения!
«Исток»
Девиз:
Ищет, спорит, творит
Обязательно каждый.
«Ритм»
Девиз:
Романтики, Искатели,
Творители, Мечтатели!
«Бэмс»
Девиз:
Боевые, Энергичные,
Молодые, Симпатичные!
«Бригантина»
Девиз:
В дорогу, плаванье, полет,
Бригантина нас зовет!
«Дружный»
Девиз:
Ни шагу назад, ни шагу на месте,
Только вперед и только все вместе!
«Крылатый»
Девиз:
Дружба крылатыми делает нас,
На высоту поднимая!
«Пламя»
Девиз:
Искру огня подхватить мы готовы,
Пламенем ярким мы будет гореть!
«Прометей»
Девиз:
Зажечь огонь в сердцах людей,
Как это сделал Прометей!
«Данко»
Девиз:
Возьми свое сердце, зажги его смело,
Отдай его людям, чтоб вечно горело!
«Искатели»
Девиз:
Бороться и искать,
Найти и не сдаваться.
«Беспокойный»
Девиз:
Жить, отвечая за все!
«Юность»
Девиз:
Сердце в ладонях, сердце в груди,
Гордая юность всегда впереди!
«Эдельвейс»
Девиз:
Цветет цветок среди камней,
Во имя счастья всех людей!
«Костер»
Девиз:
Отвага, искренность, юмор, задор,
У каждого искорка, вместе – костер!
Энциклопедия мысли
Как познакомить детей с лагерем?
Начать знакомство детей с лагерем отдыха можно с экскурсии по лагерю. На ней дети узнают, где расположены в лагере столовая, стадион, линейка, кружки т.д.; Как оформить отрядный уголок?
Любое место, где живут дети, должно быть красиво оформлено, должно радовать глаз, содержать полезную информацию. Отрядный уголок – этот особый вид печати, который должен:
содержать информацию о важных событиях жизни отряда;
призывать к решению наболевшего вопроса;
поздравить со значительным событием в жизни члена отряда или отряда целиком;
опубликовать собственные творения детей и подростков.
Здесь каждый ребенок может стать автором статьи, оформителем, дизайнером, художником проявить все свои таланты и возможности.
В отрядном уголке должны быть:
название отряда;
девиз;
эмблема;
рубрики «Разрешите представиться» или «Знакомьтесь, это я», «Поздравляем», «Бестолковый словарь», «Хочу сказать», «Мои идеи», «Сегодня в отряде» (утром, днем, ночью), «Почтовый ящик», «Экран настроения» и другие.
Каким должен быть текст? Текст должен быть:
Ярким и броским.
Лаконичным и необычным.
Вызывающим интерес.
Соответствующий возрасту.
Развивающим и воспитывающим.
Приглашающим к раздумью.
Не содержащим пошлости.
Не содержащим материала, обижающего кого-либо.
Для стимулирования работы авторского коллектива авторы должны быть названы, за исключением тех, кто сам пожелал остаться неизвестным (по различным причинам).
Как выйти за территорию лагеря?
Самостоятельный выход отрядов за территорию лагеря осуществляется организованно в сопровождении не менее одного взрослого на 10-15 детей, с периодическим подсчетом количества детей. При выходе за территорию не забудьте про головные уборы. В случае их отсутствия сделайте панамки из газет или подручных средств. При наличии пилоток их можно получить на складе. Позаботьтесь о питьевой воде. Предупредите детей о следующем:
запрещается есть незнакомые ягоды и траву;
запрещается пить из неизвестных источников;
на пляже необходимо строго выполнять правила отдыха и купания.
Как организовать костер в вечернее время? Правила:
Выход на костер осуществляется только с разрешения начальника лагеря или его заместителя.
Выход планируйте заранее не менее чем за сутки. Пишется заявление на имя начальника лагеря с указанием времени выхода и возвращения, количества детей и цели мероприятия.
Отряд выходит на костер организованно, в сопровождении не менее двух педагогов и двух физруков (мужчин).
Отряды идут на пляж. Правила:
Выход отрядов на пляж осуществляется организованно, после издания приказа начальником лагеря и проведения инструктажа «О правилах поведения на воде» для всех педагогов под роспись.
Присутствие старшего педагога, педагога-организатора, медработника, инструктора по плаванию – обязательно.
Проверить наличие у каждого ребенка головного убора, купального костюма, пляжного полотенца, питьевой воды.
Расположение отрядов на пляже происходит в специально установленных местах.
Купание детей осуществляется группами по 10 человек.
Обязательно пересчитывать детей перед входом в воду и выходом из нее.
Постоянно интересуйтесь самочувствием ребят. Если чье-то состояние вызывает у вас тревогу, необходимо обратиться к медработнику.
Вожатые следит за тем, чтобы дети во время отдыха на пляже не покидали отрядные места, соблюдали чистоту и порядок.
Уход с пляжа осуществляется организованно в установленном порядке (с обязательным уточнением количества детей).
Памятка дежурного отряда
Обязанности дежурного педагога:
Дежурный педагог несет ответственность за работу лагеря в течение суток, замещая администрацию в случае ее отсутствия на территории лагеря. Он обеспечивает своевременно питание, сон, купание, выполнение плана работы лагеря на день.
Дежурный педагог обязан знать, где находится каждый отряд, вышедший за территорию лагеря, сколько детей осталось в лагере, сколько больных в изоляторе.
В случае чрезвычайного происшествия дежурный педагог принимает необходимые меры и немедленно сообщает о случившемся администрации лагеря.
Дежурный педагог обеспечивает своевременый (в 7.00) подъем всех вожатых, педагогов, физруков, плавруков, музруков.
Дежурный отряд имеет отличительны знак и отвечает:
за дежурство на постах (центральные и хозяйственные ворота), записывая номера всех автомобилей, въезжающих на территорию лагеря;
за проверку санитарного состояния палат и территории во всех отрядах с 10.30.
Передача дежурства происходит на утренней планерке. Дежурный педагог отчитывается о дежурстве отряда и происшествиях (то есть комментирует прошедший день). Передает тетрадь дежурства педагогу следующего дежурного отряда.
смены «Три волшебных острова»
Закон хозяина.
Лагерь - наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок,
уют и покой зависит прежде всего от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя, и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй.
Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Устав смены «Алые паруса»
Воспитатель и педагог обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда.
Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
Быть искренними.
Помочь ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Проводить утром и вечером отрядные сборы.
Дети обязаны:
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относиться к имуществу лагеря.
Принимать активное участие во всех мероприятиях.
Найти себе занятие по душе.
Быть полезным для других.
Верить в себя и свои силы.
Реализовать все свои способности и таланты.
Не скучать.
Дети имеют право:
иметь свою точку зрения и уметь ее отстоять.
Разделить с вожатыми и педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
Иметь время для занятий по интересам.
Находиться за территорией лагеря (только в сопровождении взрослых).
Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнь отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Воспитатель и педагог имеют право:
Быть не руководителями, а товарищами.
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:
Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей.
Навязывать детям свою волю.
Держаться изолированно от детей.
Проявлять самоуправство и неподчинение.
Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.
Быть безразличным к недисциплинированности детей.
Заниматься своими личными делами в рабочее время.
Слушать и слышать только себя.
Позволять равнодушное отношение к детям.
Потакать ленивым.
Пытаться выяснить что-либо с помощью силы.
Вести беседы на запретные темы в присутствии детей.