Программа отряда юных инспекторов движения «БЕРКУД»
Программа отряда юных инспекторов движения «БЕРКУД»
Цель программы: Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Основные задачи:
· Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.
· Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, в ДОУ, предупреждение нарушений дорожного движения детьми.
· Умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
· Участие в городских, областных смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях.
· Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.
· Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы.
· Организация работы с юными велосипедистами.
· Развитие творческих и мыслительных навыков детей.
· Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД:
Занятия на втором году обучения уже планируются с учетом как возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике – «попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу включены практические занятия с выходом в город Фрязино учащихся начальных классов. Решаются несколько практических задач:
· переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;
· передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;
· консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и обратно;
· сопровождение учащихся на экскурсии в лес.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
§ дети, проживая в отдаленных поселках, могут занять свое свободное время весьма полезным делом;
§ ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;
§ развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;
§ занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
§ различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу;
§ прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.
Освоив данную программу, ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет ряд полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.
Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям возрастной категории 10 -12 лет, т.к. у них отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа отряда юных инспекторов движения «БЕРКУД» »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1млн. 200тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасного движения».
Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине пешехода. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, водитель не проявил достаточного профессионализма.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира и является, на мой взгляд, самой актуальной на сегодняшний день. Плата за свою безграмотность и несознательность очень дорога и ничем не оправданна. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Актуальность обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях погибли 7574 детей и подростков, а 116012 – получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами. Дорожно – транспортная обстановка в г. Фрязино Московской области также остается тревожной: зарегистрировано 2176 ДТП при которых 26 человек погибли и 240 травмированы В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.
Новизна программы состоит в том, что:
наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
программа дополнительного образования создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД, вопросов страхования и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и практического материала;
в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Считаю, что данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так и разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи) и основы административного права и страхование (учащимся этого возраста такие знания не преподаются в основной школе); косвенно ориентируем детей на будущую профессию.
Сформулируем основные принципы реализации программы:
1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательных учреждений всех типов, родителей, координация различных профилактических мероприятий.
2. Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного травматизма.
3. Аксиологичность, способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
4. Многоаспектность, направленная на сочетание различных направлений профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический и образовательный.
5. Последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.
6. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД ради общей безопасности.
Цель программы: Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Основные задачи:
Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.
Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, в ДОУ, предупреждение нарушений дорожного движения детьми.
Умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Участие в городских, областных смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях.
Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.
Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы.
Организация работы с юными велосипедистами.
Развитие творческих и мыслительных навыков детей.
Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД:
Занятия на втором году обучения уже планируются с учетом как возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике – «попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу включены практические занятия с выходом в город Фрязино учащихся начальных классов. Решаются несколько практических задач:
переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;
передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;
консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и обратно;
сопровождение учащихся на экскурсии в лес.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
дети, проживая в отдаленных поселках, могут занять свое свободное время весьма полезным делом;
ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;
развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;
занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу;
прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.
Освоив данную программу, ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет ряд полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.
Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям возрастной категории 10 -12 лет, т.к. у них отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге.
Объем программы 684 час (1 год – 228 часов, 2год – 228 часов и 3год – 228 часов).
К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой персонал школы.
Программы каждого года обучения имеют одинаковые разделы:
введение (4ч., 3ч., 3ч.)
изучение ПДД (149 ч., 123ч. и 123ч.);
оказание первой доврачебной помощи пострадавшим (37ч., 24ч. и 18ч.);
вождение велосипеда (0ч., 16ч. и 18ч.);
агитационно-массовая работа (18ч, 47ч. и 60ч.)
участие в массовых мероприятиях (16 ч., 55 ч., 60 ч.)
резерв (4ч., 7 ч., 4 ч.)
Анализ количества часов, отводимых на изучение каждого раздела, показывает, что к третьему году обучения основной акцент делается на использование приобретенных знаний и практического опыта для организации массовых мероприятий, учебы в начальной школе и даже на привлечение юных инспекторов дорожного движения для дежурства на территории школы и патрулирования на территории поселков.
Начиная с первого года обучения, в тематический план вносятся промежуточная и контрольная аттестация членов ЮИД, цель которой, выявить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков после прохождения крупных блоков.
Результативность занятий также определяется участием отряда и каждого его члена в различных соревнованиях и организационной деятельностью каждого их них (персональное портфолио).
Занятия проводятся три раза в неделю – вторник с 1400 до 15 45 , среда и пятница с 1500 до 16 45 часов.
Формы и методы обучения весьма разнообразны: лекция, беседа, ролевая и тренировочные игры, диспуты, круглый стол, викторины, КВНы, экскурсии, практические занятия, игры с использованием информационных технологий, фигурное вождение велосипеда, строевая подготовка, встречи с инспекторами ГИБДД, социальным педагогом и психологом школы и т. д. Занятия ведутся с учетом возрастных, индивидуальных способностей и уровня подготовки детей.
Прогнозируемые результаты
Отряд ЮИД будет пополняться новыми членами и возможно будет разделение на небольшие возрастные группы для более эффективной организации занятий; творческое объединение ЮИД повысит свой социальный статус, занимая более значимое положение в структуре школьного самоуправления и поднимая свой рейтинг участием в районных мероприятиях; значительно повысится интерес школьников не только к массовым мероприятиям, но и к процессу получения новых теоретических и практических знаний по ПДД, административному и уголовному праву.
Косвенными критериями служат: развитие чувства ответственности и товарищества и взаимовыручки, воспитание грамотных участников дорожного движения, как в качестве пешехода, так и водителя, выработка обостренного чувства самосохранения и навыков здорового образа жизни.
Условия реализации образовательной программы
Необходим оборудованный кабинет по Правилам дорожного движения, автогородок, площадка да фигурного вождения велосипеда, постоянный доступ к Интернет - ресурсам, наличие подборки методической и художественной литературы для детей, серия цветных иллюстраций, плакатов, набор дорожных знаков, видеотека, настольные и методические игры по Правилам дорожного движения, экзаменационные билеты категории «АВ», методические разработки, велосипеды с защитными приспособлениями, доступ к компьютерам, медиаигры, форма для выезда на соревнования.
Немаловажную роль играет тесная связь с инспекторами ГИБДД, медицинскими работниками, родителями и другими специалистами из числа работников школы.
Учащиеся первого года обучения должны:
Знать:
основные понятия и термины, используемые в Правилах;
обязанности пешеходов и пассажиров;
значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
назначение дорожной разметки;
подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;
знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»;
как распознать и предвидеть опасность;
основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Уметь:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;
правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1.
Введение
4
4
-
2.
Изучение правил дорожного движения
149
74
61
2.1.
Основные понятия и термины, используемые в правилах
10
8
2
2.2.
Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.
29
16
13
2.3.
Дорожные знаки, разметка.
39
23
16
2.4.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
32
20
12
2.5.
Скорость движения.
11
8
3
2.6.
Правила движения для велосипедистов.
28
12
16
3.
Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах.
37
27
10
4.
Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.
18
4
14
5.
Участие в массовых мероприятиях.
16
-
16
6.
Резерв
4
2
2
Итого:
228
124
104
Содержание программы
1-го года обучения
1. Введение
Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.
2. Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах.
Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д.
Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.
2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.
Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве.
Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.
Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения.
2.3. Дорожные знаки, разметка.
Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации (таблички).
Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.
2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.
Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении.
Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.
Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных ситуаций.
2.5. Скорость движения.
Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства.
Практика: изготовление учебного лото.
2.6. Правила движения для велосипедистов.
Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом пересечении дорог.
Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда и т. д.).
3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.
Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.
4. Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.
игровая программа «Зеленый огонек»;
игра-эстафета «Школа светофорных наук»;
беседа «На красный свет – дороги нет!»
игровая программа «Пешеходы и водители»;
игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;
конкурс знатоков «Знайте правила движения как таблицу умножения».
Учащиеся второго года обучения должны:
Знать:
основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
правила дорожного движения – нормативный документ;
типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами;
группы знаков и их назначение;
требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
расположение транспортных средств на проезжей части;
скорость движения;
проезд перекрестков;
обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;
первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
Уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения);
управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с применением макетов и без них;
применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;
проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;
выпускать памятки безопасности, стенгазеты.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1.
Введение
3
3
-
2.
Изучение правил дорожного движения
123
50
73
2.1.
Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми
3
3
-
2.2.
Пешеходы на дороге
12
3
9
2.3.
Сигналы светофора и регулировщика
9
-
9
2.4.
Дорожные знаки, разметки
21
6
15
2.5.
Требования к движению велосипедов и мопедов
18
6
12
2.6.
Скоростной режим
12
7
5
2.7.
Обгон, остановка, стоянка транспортных средств
24
10
14
2.8.
Проезд перекрестков
21
12
9
2.9.
Движение через железнодорожные пути
3
3
-
3.
Первая помощь при травмах и несчастных случаях
24
9
15
3.1.
Переломы
12
3
9
3.2.
Травматический шок
6
4
2
3.3.
Правила наложения стерильных повязок
6
2
4
4.
Агитационно-массовая работа
55
18
37
4.1.
Беседы, игровые программы
33
15
18
4.2.
Дежурство в микрорайонах школ
10
-
10
4.3.
Выпуск стенгазет, молний
12
3
9
5.
Фигурное вождение велосипеда
16
-
16
6.
Резерв
7
3
4
Итого:
228
83
145
Содержание программы
2-го года обучения
1. Введение
Ознакомление обучающихся с планом работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный год.
2. Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные причины дорожно-транспортного
травматизма с детьми.
Теория: Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.
2.2. Пешеходы на дороге.
Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге.
Пересечение дороги за городом.
Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке.
Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.
2.3. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.
2.4. Дорожные знаки, разметки.
Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов.
Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
2.6. Скоростной режим.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств.
Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения.
Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот.
Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог.
Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде.
3. Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
3.1. Переломы
Теория: Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин.
Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.
3.2. Травматический шок.
Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока.
Практика: оказание первой медицинской помощи.
3.3. Правила наложения стерильных повязок.
Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.
викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»;
дежурство на территории школы;
выпуск стенгазет, боевых листков, молний.
Учащиеся третьего года обучения должны:
Знать:
причины и последствия ДТП;
конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
правовое воспитание пешеходов;
организацию и регулирование дорожного движения;
сложные ситуации на дороге и перекрестке;
правила оказания первой помощи в пути, при ДТП;
содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих;
историю дорожного движения.
Уметь:
применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства;
управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей категории А и В;
проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей;
выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
3
3
-
2.
Изучение Правил дорожного движения
125
87
38
2.1.
Ответственность за нарушение ПДД
4
4
-
2.2.
Расположение транспортных средств на проезжей части
18
12
6
2.3.
Движение по трамвайным путям попутного направления
9
6
3
2.4.
Правила движения для мотоциклиста, мопедиста
10
7
3
2.5.
Остановочный путь транспорта
10
7
3
2.6.
Встречный разъезд
10
7
3
2.7.
Остановка и стоянка
8
6
2
2.8.
Проезд перекрестков
10
4
6
2.9.
Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали
8
4
4
2.10.
Приоритет маршрутных транспортных средств
8
6
2
2.11.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
8
6
2
2.12.
Буксировка механических транспортных средств
8
6
2
2.13.
Перевозка людей
8
6
2
2.14.
Ответственность за нарушение ПДД
6
6
-
3.
Первая медицинская помощь при травмах
18
8
10
3.1.
Способы вентиляции легких
6
3
3
3.2.
Транспортировка пострадавших
9
3
6
3.3.
Содержание автомобильной аптечки
3
2
1
4.
Агитационно-массовая работа
60
15
45
4.1.
Занятия в школе светофорных наук
12
3
9
4.2.
Игровые программы и соревнования
12
3
9
4.3.
Выступление с рефератами
6
6
-
4.4
Выпуск стенгазет, молний
12
3
9
4.5.
Дежурство на территории школы и поселков
18
-
18
5.
Фигурное вождение велосипеда
18
-
18
6.
Резерв
4
-
4
Итого:
228
113
115
Содержание программы
3-его года обучения
1. Вводное занятие
Анализ работы (достижения и недостатки). Ознакомление обучающихся с планом работы в учебном году. Задачи на новый учебный год.
2. Изучение Правил дорожного движения
2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Теория: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке.
2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Запрет на движение транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления.
Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств.
Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации.
2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.
Теория: Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов.
Практика: оформление плакатов.
2.5. Остановочный путь транспорта.
Теория: Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой.
Обгон с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет транспортных средств при затрудненном разъезде на уклонах.
Практика: решение задач по правилам ДД.
2.7. Остановка и стоянка.
Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на стоянку транспортных средств.
Практика: решение задач по ПДД.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок проезда при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и безрельсовых транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося транспортного средства в прямом направлении. Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.9. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете.
2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств.
Теория: Приоритет маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной остановки.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.
2.11. Пользование внешними световыми приборами
и звуковыми сигналами.
Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Условия применения противотуманных фар, габаритных огней.
Переключение дальнего света на ближний. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время суток. Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фары-прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.
Теория: Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки. Запрет на буксировку.
Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.13. Перевозка людей.
Теория: Перевозка людей
В кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла. Запрет на перевозку людей.
Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.14. Ответственность за нарушение ПДД.
Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.
3. Первая медицинская помощь при травмах
3.1. Способы искусственной вентиляции легких.
Теория: Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывихи суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», Сильвестра, Калистова, непрямой массаж сердца.
Практика: Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
3.2. Транспортировка больных.
Теория: Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю область живота.
Транспортировка пострадавших при ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств.
Практика: Способы транспортировки пострадавших.
3.3. Содержание автомобильной аптечки.
Теория: Состав автомобильной аптечки: обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травме, средства для остановки и кровотечения, обработки и перевязки ран, средства при болях в сердце, средства для сердечно- легочной реанимации при клинической смерти, средства при обмороке, средства для дезинтоксикации при отравлении пищей, средства при стрессовых реакциях.
Практика: комплектование медицинской автомобильной аптечки.
4. Агитационно-массовая работа
занятия в школе «Светофорных наук по темам: «Мы – пешеходы», «Знаки наши верные друзья», «Твой друг – велосипед»;
соревнования «Безопасное колесо»;
выступление с рефератами на школьных предметных декадах, в знаменательные дни и на родительских собраниях;
посвящение первоклассников в пешеходы;
конкурс рисунков по разной тематике;
конкурсная программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»;
агитбригада «Патрульные ребята»;
дежурство на территории школы;
выпуск стенгазет, молний, боевых листков и т. д.
Литература
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.
2. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001.
3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд., испр.- М.: Глобус, 2006.
4. Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия / авт.-сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.
6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
7. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. – М.: Транспорт, 1988г.
8. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с. (Серия» Вместе с детьми».)
9. Я пешеход (альбом – раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин, Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.
10. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
11. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.