kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по профориентации старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.

задачи:Обогащение представлений детей о мире профессий

выявление интересов, склонностей и способностей

стимулирование размышления детей о собственных перспективах, личночтного ипрофессионального самоопределения

формирование представлений о реальном применении полученных знаний. умений навыков в выбрной сфере деятельности.

развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа по профориентации старшеклассников »

МАС(К)ОУ «Кувинская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида»



















Программа по профориентации:

«Выбор профессии – это серьёзно»

( 7- 9 класс)

срок реализации 2014-2015уч.г













Социальный педагог: Власова Л.В













с.Кува, 2014

Пояснительная записка .


Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин.optacio — желание, избрание). Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни : «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!»-так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.

Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.

Профориентация- это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей , профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности ( познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения ,в процессе работы школьной библиотеки,медработника.

Умственно - отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников коррекционной школы 8 вида: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В нашей школе-интернате обучаются умственно- отсталые дети, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Часто  при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Профориентация- это многоаспектная система , включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.

Компетенции ,необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:

1)Информационные( знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).

2)Ценностно-смысловые ( потребность в выборе профессии , устойчивая мотивация к самообразованию).

3)Учебно-познавательные( умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).

4)Социально-трудовые( активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).

5)Компетенции реинтеграции в общество( умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми. 6)Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).


Цель:


Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.


Задачи:

1)Обогащение представлений детей о мире профессии.

2)Выявление интересов, склонностей и способностей.

3)Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

4)Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.

5)Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.


Сроки реализации :сентябрь 2014 г.- май 2015 г.


Принципы реализации программы :

  1. Принцип личностной направленности ( предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).

  2. Принцип толерантности ( терпимость к мнению людей, учет их интересов).

3) Демократизм ( предполагает сотрудничество педагога и ребенка).


4) Учет возрастных, психологических особенностей детей.


Ожидаемые результаты:


У учащихся должны быть сформированы следующие знания:

о видах профессий;

о медицинских и профессиональных требованиях;

об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

о повышении квалификации и профессионального роста;

о состоянии рынка труда.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

1.формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников;

2.налаживание и поддержание сотрудничества с городским центром занятости населения, с отдельными учебными заведениями;

3. оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Приоритетные направления деятельности педагога-психолога:

  1. знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;

  2. развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;

  3. оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

  4.  коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.



Содержание программы.

Этапы:


Сентябрь

1.Подготовительный этап.

-анализ психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов

-составление плана

-собеседование с классным руководителем,воспитателями, с учителями трудового обучения.


Октябрь,апрель

2.Диагностический этап


Диагностика возможностей, потребностей и склонностей (беседы, анкетирование).

Составление мониторинга профессиональных ориентаций выпускников на начало и конец учебного года.

Методики:

-«Определение самооценки личности»

-«Профессиональная готовность»


-«Дифференциально-диагностический опросник». Информационный этап.


Ноябрь-март


3.Информационный этап.

Информирование ученика о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения;

проведение бесед, тренингов, дискуссий, конкурсов,практических занятий.



Апрель.


4. Аналитический этап

Обработка и анализ результатов диагностики;

Соотнесение интересов склонностей и возможностей;

Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий


Апрель-Май

5.Обобщающий этап

Работа с выпускниками по анализу основного и запасного вариантов выбора профессии.

Проведение серии индивидуальных консультаций.

Беседа с классным руководителем по результатам работы по профориентации;

Психиатр дает заключение на каждого выпускник о профпригодности.



































План мероприятий по профориентации 7 класс:


Мероприятие

Сроки

Ответственные

«Знакомство с миром профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга.


Психологический час «Все профессии важны!»


Беседа «Какую профессию я бы выбрал?»


Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Неделя труда:

Викторина «Ярмарка профессий».

Конкурс «Лучший по профессии».

Выставка практических работ.


Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.


Звездный час «В мире профессий»

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.


Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации.


Информационное оформление стенда

- «Сферы труда».

- «Календарь профессий».

- «Типы профессий».


Посещение факультативных занятий:

-парикмахерское дело

-сапожное дело






1 четверть(Октябрь).





1 четверть(Октябрь).



2 четверть(Декабрь).



3 четверть(Февраль)


Март



Март


1 раз в четверть



В течении года





4 четверть(Апрель)



Апрель.






Сентябрь-май









Март

Апрель

Май



в течении года

Класс.руков.

Педагог-психолог,соцпедагог




соцпедагог



Класс.руков, воспитат.



Класс.руков.

Соц.педагог


Учителя труда


Учителя труда

Учителя труда




Учителя труда





Класс.руков.

Педагог-психолог,соцпедагог


Библиотекарь







Библиотекарь







Педагог-психолог,соцпедагог






Учителя трудового обучения


План мероприятий по профориентации в 8 классе:


Мероприятие

Сроки

Ответственные

Классный час «Мир профессий».


Коррекц. занятие с элементами тренинга «Выбор жизненного пути».


Игра «По дорогам

профессий».


Беседа «Что влияет на выбор профессии?»


Беседа «Источники информации о мире профессий».


«О профессиях разных, нужных и важных»(диагностика проводится психологом).


Конкурс рисунков «Моя будущая профессия».


Неделя труда:

Викторина «Ярмарка профессий».

Конкурс «Лучший по профессии».

Выставка практических работ.


Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.



Беседа «Путь в профессию начинается в школе».


Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.


Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации.



Информационное оформление стенда психолога:

- «Сферы труда».

- «Календарь профессий».

- «Типы профессий».


Посещение факультативных занятий:

-картонажно-переплетное дело

-столярное дело

-в гармонии с природой.



1 четверть



1 четверть




2 четверть



2 четверть



2 четверть




3 четверть





Февраль




Март



Март


1 раз в четверть



В течении года






4 четверть




Апрель.






Сентябрь-май








Март

Апрель

Май



в течении года

Классный руков.



Педагог-психолог




Классный руков.



Педагог-психолог



Соц.педагог




Классный руков.

Педагог-психолог




Соц.педагог



Учителя труда


Учителя труда

Учителя труда




Учителя труда







Классный руков.

Соц.педагог



Библиотекарь






Библиотекарь







Педагог-психолог.







Учителя трудового обучения











План мероприятий по профориентации 9 класс:


Мероприятие

Сроки

Ответственные

Беседа «Суть жизненного и профессионального самоопределения».


Тренинг «Межличностное взаимодействие».


Проведение профориентационной диагностики .


Беседа «Мое будущее!»


Классный час «Календарь профессий».


Тренинг «Будь готов!».


Беседа «Планирование профессионального пути!»


Беседа «Как наше здоровье связано с выбором будущей профессии?»


Беседа «Профессии,где вы можете себя реализовать».


Занятие «Мое право на труд».


Экскурсия в Центр занятости населения,в ООО Дом-1», аптеку ,поликлинику.


Классный час «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии.»


Психологический час «Эмоциональное отношение к выбору профессии».



Неделя труда:

Викторина «Ярмарка профессий».

Конкурс «Лучший по профессии».

Выставка практических работ.


Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.


Классный час «Типы и особенности профессий».


Беседа «Знакомство с ПУ Алтайского края , обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья».


Приглашение представителей ПУ для проведения агитационной работы.


Классный час «Применение полученных знаний в выборе профессии».



Информационное оформление стенда психолога:

- «Сферы труда».

- «Календарь профессий».

- «Типы профессий».



Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.


Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации.


Занятие «Трехфакторная модель Ф.Парсонса».


Занятие «Личный Профессиональный план как элемент профессионального самоопределения».


Занятие «Хочу быть успешным!».


Занятие «Ошибки при выборе профессии».



Родительское собрание «Дорога в жизнь вашему ребенку».



Проведение профориентационной диагностики .




Индивидуальные консультации для выпускников.



Индивидуальные консультации для родителей выпускников.


Оформление информационного стенда с указанием специальностей и учебных заведений».


Посещение факультативных занятий:

- сапожное дело

- парикмахерское дело






1 четверть(Сентябрь)




1 четверть(Октябрь)



1 четверть(Октябрь)




1 четверть(Октябрь)


2 четверть(Ноябрь)



2 четверть(Декабрь)


2 четверть(Декабрь)



3 четверть(Январь)




3 четверть(Февраль)



3 четверть(Март)




3 четверть(Март)




3 четверть(Март)





3 четверть(Март)




Март



Март


1 раз в четверть



В течении года





4 четверть




4 четверть(Апрель)





4 четверть(Апрель-май)




4 четверть(Апрель)







Март

Апрель

Май




Апрель.






Сентябрь-май





4 четверть(Апрель)




4 четверть(Апрель)




4 четверть(Апрель)



4 четверть(Май)





4 четверть(Май)





4 четверть(Май)






в течении года




в течении года





4 четверть(Апрель-май)






в течении года

Классный руководитель




Педагог-психолог



Педагог-психолог




Социальный педагог.


Классный руководитель



Педагог-психолог


Социальный педагог.

Классный руководитель


Классный руководитель

Медсестра



Социальный педагог.



Социальный педагог.



Социальный педагог.





Педагог-психолог

Социальный педагог.

Классный руководитель



Педагог-психолог




Учителя труда


Учителя труда


Учителя труда




Учителя труда





Классный руководитель




Социальный педагог.





Социальный педагог.



Классный руководитель

Педагог-психолог






Педагог-психолог







Библиотекарь






Библиотекарь





Педагог-психолог

Социальный педагог.

Классный руководитель


Педагог-психолог

Социальный педагог.

Классный руководитель


Педагог-психолог

Социальный педагог.

Классный руководитель

Педагог-психолог

Социальный педагог.

Классный руководитель


Педагог-психолог

Социальный педагог.

Классный руководитель




Педагог-психолог





Педагог-психолог

Социальный педагог.




Педагог-психолог

Социальный педагог.




Социальный педагог.







Учителя трудового обучения












Литература

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.

  2.   Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;

  3. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год.

  4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;

5.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.

6.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.

7.Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 1-4 классы, Москва,  1999 год;

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва,  2000 год;

9.Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.

10.Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика,  г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.

11.Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика,     г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;

12.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;

13.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.

14.Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;

15.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;

16.Солодянкина О.В. Управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением, Ижевск, 2006 год;

17.Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
программа по профориентации старшеклассников

Автор: Власова Лариса Валерьевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект программы развития школьного спортивного клуба "Дети 21 века""
    ["seo_title"] => string(74) "proiekt_proghrammy_razvitiia_shkol_nogho_sportivnogho_kluba_dieti_21_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "426207"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503624581"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Дополнительная общеразвивающая программа "Маникюр" "
    ["seo_title"] => string(61) "dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-manikiur"
    ["file_id"] => string(6) "157765"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421651523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Программа организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(154) "proghramma-orghanizatsii-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-priedprofil-noi-podghotovki-i-profil-nogho-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229050"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441568162"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Профессия - выбор ученика"
    ["seo_title"] => string(27) "profiessiia-vybor-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "284316"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства