Просмотр содержимого документа
«программа по профориентации старшеклассников »
МАС(К)ОУ «Кувинская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида»
Программа по профориентации:
«Выбор профессии – это серьёзно»
( 7- 9 класс)
срок реализации 2014-2015уч.г
Социальный педагог: Власова Л.В
с.Кува, 2014
Пояснительная записка .
Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин.optacio — желание, избрание). Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни : «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!»-так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.
Профориентация- это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей , профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности ( познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения ,в процессе работы школьной библиотеки,медработника.
Умственно - отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников коррекционной школы 8 вида: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе. В нашей школе-интернате обучаются умственно- отсталые дети, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса. Часто при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Профориентация- это многоаспектная система , включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.
Компетенции ,необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:
1)Информационные( знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
2)Ценностно-смысловые ( потребность в выборе профессии , устойчивая мотивация к самообразованию).
3)Учебно-познавательные( умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
4)Социально-трудовые( активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
5)Компетенции реинтеграции в общество( умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми. 6)Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
Цель:
Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.
Задачи:
1)Обогащение представлений детей о мире профессии.
2)Выявление интересов, склонностей и способностей.
3)Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.
4)Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.
5)Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Сроки реализации :сентябрь 2014 г.- май 2015 г.
Принципы реализации программы :
Принцип личностной направленности ( предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
Принцип толерантности ( терпимость к мнению людей, учет их интересов).
3) Демократизм ( предполагает сотрудничество педагога и ребенка).
4) Учет возрастных, психологических особенностей детей.
Ожидаемые результаты:
У учащихся должны быть сформированы следующие знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
о состоянии рынка труда.
Приоритетные направления деятельности социального педагога:
1.формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников;
2.налаживание и поддержание сотрудничества с городским центром занятости населения, с отдельными учебными заведениями;
3. оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.
Приоритетные направления деятельности педагога-психолога:
знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;