kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа развития краеведческого музея

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность , самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и прапоганды материалов, имеющих воспитатльную и познавательную ценность. Целевым назначением программы является развитие школьного краеведческого движения в целях познания исторического прошлого и настоящего своего края , развитие мотивации детей к познанию, формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа развития музея»



Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Кондинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шугурская средняя общеобразовательная школа




ПРОГРАММА

развития школьного краеведческого музея

«Манси Павыл»

(на 3 года)





I. Введение.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного, заинтересованного отношения к истории своего края, своей Родины.

Необходимость развития интересов учащихся в области истории родного края, школы, людей, прославивших свою малую Родину, связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе и лучших людях, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы. МБОУ Шугурская СОШ имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учились в ее стенах раньше и теперь, какими были учителя, как зарождалось образование на Конде, как прежили войну и о многом, многом другом.


II. Цели и задачи программы Целевым назначением программы является развитие школьного краеведческого движения в целях познания исторического прошлого и настоящего своего края, развитие мотивации детей к познанию, формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей.


Музей призван:

- расширять исторический кругозор;

- формировать у учащихся гражданско-патриотические качества;

- воспитывать познавательные интересы и способности;

-способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны.


III. Ведущие направления деятельности

  • Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию.

  • Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.

  • Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников.




IV. Структура музея

Музей занимает помещения: экспозиционные - 41,2 кв.м, хранилище фондов- 4,8 кв.м.

В основной комнате размещены отделы: археологический, отдел орудий труда и предметов быта 19-20 вв, отдел промыслово – охотничьего оборудования, отдел, отражающий историю образования на селе, отдел нумизматики, время, события, люди, «никто не забыт, ничто не забыто», отдел одежда, обувь, предметы быта. Основной материал экспонируется в стеклянных витринах. Также имеются настенные стенды «Растения нашего края», «Они стояли у истоков», «Образование на Юконде» и др. Каждый стенд имеет витрину с наглядными материалами, личными вещами, наградами, памятными призами, документами.


V. Совершенствование программы деятельности музея.


Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: постендовые экскурсии, уроки-лекции, виртуальные уроки, вечера-встречи с интересными людьми.


VI. Сроки реализации программы.

  • Подготовительный период (2013-2014 уч. год)

  • Сбор документов и паспортизация музея. (2013-2014 уч.год)

  • Основной (подготовка и проведение мероприятий в течение всего периода 2014-2015 гг.):

  • Разработать Программу развития музея и утвердить на педсовете.

  • Скорректировать Положение о школьном музее.

  • Разработать и утвердить Устав музея.

  • Организовать работу с районным архивом. Вести сбор информации, фотографий.

  • Составить смету на строительство «национальной избы» как одного из разделов музея.

  • Оформить стенд «Звёзды школьного Олимпа».

  • Обновить, отреставрировать старые альбомы о выпусках.

  • Заключть договоры о сотрудничестве с музеями района, для ведения музейной деятельности.

  • Открытие стенда «Ими гордится школа…» (об учениках, педагогах, родителях, прославивших школу).

  • Расширить материально-техническую базу музея (мебель, стулья)


  • Рефлексивный период (2015-2016 годы):

  • Обработка собранной информации, написание отчетов в форме лекций, слайд-фильмов, презентаций, газет, папок-раскладушек, передвижных выставок.

  • Экскурсии.

  • Классные часы, музейные уроки



VII. Ожидаемые результаты.

  • Накопление материала (сценарии, викторины, уроки, классные часы);

  • Пополнение фондов музея;

  • Издание фото и видео – альбомов, буклетов;

  • Издание печатной и сувенирной продукции с логотипами школы, музея;

  • Строительство и ввод в эксплуатацию здания «национальной избы»;

  • Оформление и обновление стендов;



VIII. Механизм реализации программы развития музея.

Руководство работой музея осуществляет руководитель музея. Музей организует свою работу на основе сотрудничества, привлекая актив учащихся, направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,разрабатывает план работы.

Осуществление целенаправленного систематического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют заместитель по воспитательной работе, обеспечивая контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.


IX. Оценка эффективности реализации программы развития музея.


В результате осуществления программы развития музея ожидается:

  • повышение уровня гражданско – патриотического осознания обучающихся;

  • повышение уровня воспитанности;

  • обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, возрождения

  • истинных духовных ценностей российского народа;

  • сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций населения;

  • степень участия в мероприятиях различных уровней, их эффективность.




X. Перспективный план работы музея

Тема занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

Вид деятельности

Литература

I блок

« Моя Родина – Шугур»




  1. Вводное занятие «Краеведение, как народное знание о своих родных местах».

2. Флора на территории поселка.

Наблюдения

за природой.

Сбор травянистых растений.

Беседа.

Растительный мир Конды, Юконды.

Краеведение Пособие для учителя, М., 1987г.

Тарасова А.И. Экскурсии в лес. По экологической тропе, Тюмень, 1997г.

3.Виды гербариев.

Описание растений

Сбор лекарственных трав по заявкам

Выставка гербариев «Лечение без лекарств»

Инструктаж.

Правила сбора лекарственных растений

Целебные растения Тюменского края. Свердл.1974г.

4.Краеведческий вечер: «Посвящаем в краеведы»

Краеведческая викторина: «Поэты Севера о моем крае»

Подготовка к вечеру.


Журналы: «Стерх», «Северные просторы».


5.Подготовка к Дню пожилого человека (сценарий)

Сбор фотоматериалов для фотовыставки

Беседа со старожилами

Фотографии, материалы.



6. Проведение вечера:

«От всей души»


Оформление фотовыставки: «Загляни в семейный альбом»

Вечер

Фотографии, архивные материалы.

II блок

« История становления и развития поселка»




7.Краеведческие чтения «Древняя Югра»

Составление хронологической таблицы

Краеведческое чтение.

Западная Сибирь в древности. Присоединение Югры к России.

«Югра»,№11,

12,1966. История ХМАО с древности до наших дней. Учебник,1999.

8.Устный журнал: «Сибирь: Неизвестные миры».


Составление хронологической таблицы. Оформление тематических альбомов.

Темы журнала:

«Тайны прошлого». «Во времена Великих ледников».

«По следу мамонта». «Великие охотники» «Первые рыболовы». «Древние жилища».

Кравцов В.Соболев В. Шаповалов А. Тайны прошлого. Новосибирск, 1999г.

9.Знакомство с декоративно-прикладным искусством манси

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Выставка:

«Искусство Кондинских манси»

Материалы и экспонаты музея, творческой лаборатории


Экскурсия в школьный краеведческий музей: «Орудия труда, одежда, обувь, украшения.

Домашняя утварь»

Проведение экскурсии краеведами.


10.Этнографические исследования Карымской территории:

(16 деревень)

Их названия, период заселения и застройки.

Труд и занятия первых поселенцев. Состав и количество населения.

Природные

условия.

Пути сообщения. Развитие деревень по этапам.

Закрытие деревень.

Переселение людей. Причины укрупнения и переселения.

Сбор архивных материалов по истории этих деревень


Встречи со старожилами.





Оформление альбома. Продолжение работы над летописью п. Шугур, Карым.

Беседы со старожилами.




Интервьюирование


Воспоминания жителей края о прошлом сел и деревень по периодам:

«Начало, годы ВОВ, 50,60,70 года.

Газетные статьи, архивные материалы, журналы.






Газетные статьи, журналы.

11.История сельского хозяйства Кондинского района: колхозы, совхозы района в начале 21 века.

Сбор материалов


«Кондинские вести» 1999,№22.

Ленинская трибуна, 1987,31. 01.

12.Зверосовхоз «Карымский». История возникновения. Развитие. Планы, настоящее совхоза. Перспективы.

Сбор архивных материалов.

Встреча с

директором совхоза

« МУП зверосовхоз

« Карымский».

Встречи с ветеранами совхоза.

Шульц. Очерк Кондинского района.

13.Поселок сегодня. Встреча с управляющим делами Карымской территории

Оформление проспекта «История улицы поселка»

Беседы с жителями Шугура.

Социальный паспорт поселка Шугур. Краеведение

Н.П. Даринский

14.Изучение топонимики:

а) географических названий.

б) фамилий

Составление словаря названий рек.

Составление генеалогического дерева семьи

Интервьюирование.


15.День родственных финно-угорских народов.

Беседа.

Создание краеведческой газеты «Новости краеведческой жизни» Альбом «Наши контакты в финно-угорском мире»

Беседа

«Языки и фольклор народов Крайнего Севера»


«Языки и фольклор народов Крайнего севера»,1969.

16.Викторина: «История округа».

Подготовка к окружному конкурсу Музеев

Составление кроссвордов по истории округа. Подготовка к викторине,

конкурсу

Викторина.

Журналы - «Югра»,

История ХМАО с древности до конца 20 века, 1999г.

17. «День образования округа».

Историко-краеведческий вечер: « Край Югорский мой».

Подготовка к вечеру: «Край, в котором ты живешь»

Подготовка к вечеру. Сбор материалов.


Встречи с жителями поселка.

История ХМАО. Очерки истории народов Северо-Западной Сибири,1937.

III блок

« Я манси – человек»




18.Лекторий: «Представление об окружающем мире манси»

Практикум в краеведческом музее. Научиться описывать, паспортизировать и готовить к экспозиции экспонаты. Научиться вести учет и хранение.


Сергеев. «Народы Обского Севера,1953., «Новости Югры, газета «Краевед». История ХМАО.

19.Знакомство с народными ремеслами п. Шугур


Знакомство с народными играми манси


Оформление альбома





Встреча с умельцами поселка



Игры мансийских детей

Журнальные газетные материалы.


Дипломная работа учителя физкультуры Бринстер Р.В.

20.Материальная культура угров. «Угорское наследие»

Сбор и зарисовка предметов охоты, рыбной ловли, промысловой деятельности

Знакомство с орудиями лова местных жителей.

Фотоальбом.

История и культура Хантов.1995г.

«Югра», №6, 7, 1992.

21.Быт народов

манси и ханты

Экскурсия на промысловый стан с целью ознакомления с традиционными орудиями рыбного лова.

Знакомство с орудиями лова местных жителей.

Соколова.

«Путешествие в Югру»

22.Поздравление воинам- защитникам.

Митинг

«День защитника Отечества». Подготовка к Митингу.

Встреча с воинами-

интернационалистами, с бывшими солдатами, принимавшими участие в боевых действиях.

Журналы.

Газетные материалы.

Письма.

23.Значки и медали.


Их значение.

Сбор памятных значков и медалей. Оформление стенда: Памятные значки и медали наших односельчан.

Выставка детских коллекций.

Журнал « Коллекции»

24.Рейд к памятнику «Защитникам Отечества»

Беседа «Защитники Отечества»

Уборка территории у памятника.

(В течение всей зимы)

Знакомство с историей

памятника.


25.История школы:

Карымской, бывшей Левдымской.

Сбор архивных материалов, документов,

Фотографий.

Встречи с бывшими выпускниками школы

Газетные статьи, журналы, материалы краеведческого музея.



IV блок.

« Шугурянин – гражданин России»




26.Этика и этикет манси. Беседа.

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Подготовка к экскурсии: Приглашение родителей в музей.

Лапина М. Этика и этикет ханты.

27.Духовная культура. Христианизация Обского Севера

Экскурсия в родовую общину Вахрушевых в

д.Карым,

на Шаман-гору и на рыбоперерабатывающий завод.

Воспоминания местных жителей

о Шаман-горе.

«Югра», № 2,7.

1997г.

28.Национальная кухня манси.

Выезд в д.Карым

Приготовление национальных блюд в родовой общине.

Встреча с

членами родовой общины.

Чернецов. Источники по этнографии.

«Югра» № 10,11. 1997г.

29.Традиционная система мировоззрений ханты и манси.

Сбор легенд, мифов, сказаний примет, суеверий

Встречи со старожилами

Новикова.

«Фольклор Манси».

«Северные просторы», №10,11, 1994г

30.Вороний праздник «Урине Хотел»

Сбор материалов

О празднике.

Встречи с жителями поселка

«Северные просторы»,№

2,3,5, 1992г.

31.Экскурсии в весенний лес. Наблюдение за пробуждением природы.


Наблюдения за птицами.


Знакомство с растительным иром

Экскурсия





32.Первые поселенцы на реке Зимняя.

Экспедиция.

Знакомство с первоначальным поселением шугурских предков.

Беседы с местными жителями– старожилами.

Материалы музея, воспоминания

местных жителей.

33. Акция «Спектр зеленых насаждений в

д. Шугур»

Сравнительный анализ насаждений по улицам



34.Устное народное творчество

Сбор фольклорных источников

Беседы с жителями

Фольклорные материалы

36.Защита исследовательских работ (научная конференция)

Обработка фольклорных источников.

Научная конференция


37. Презентация объединения «Манси Павыл»

Подготовка к презентации



38.Выпуск газеты по итогам года «Краевед».

Обработка материалов для газеты и музея



Диалектологические экспедиции по Карымской территории :

Выездные экскурсии со сбором информации на Карымской территории

1.1 Экскурсия в национальную общину «Карым»

1.2 Экскурсия на место стоянки древних людей – манси.

1.3. Экскурсия на Шаман –гору.

1.4 Экскурсии по местам исчезнувших деревень.

1.5. Топонимические экскурсии по окрестным территориям.

1.6. Экскурсия на озеро Линатур

1.7. Экскурсия в Ягырсан, Колтысью, Лосевский дом.

1.8. Выездные экскурсии

* Учинский краеведческий музей

* Кондинский ДЭОЦ

« Мит – Ущ»


Исследовательская работа.


Индивидуальный проект







Связующим звеном являются общие для всей школы ключевые дела:

  • Посещение школьного музея

  • Месячник к Дню защитника Отечества;

  • Праздник 9 мая (митинг);

  • День открытых дверей

  • Итоговая выставка к концу учебного года.

  • «О чем рассказал экспонат», «Мой подарок музею».

  • Выполнение классных краеведческих заданий (в течение учебного года).

  • Сбор материала по культуре, традициям, этнокультуре народов Севера.

  • Встречи учащихся с ветеранами войны и труда.

  • Конкурсы рисунков по различной тематике.

  • Конкурс сочинений о крае.

  • «День матери», «День пожилого человека».

  • Конкурсы патриотической песни.

  • Выставки о школьной жизни.

  • Написание рефератов на краеведческие темы.

  • Участие в районных викторинах и конкурсах, посвященных краю.




План работы группы экскурсоводов


Теоретические темы

Часы

Практические и

исследовательские

темы

Часы

Литература

Раздел I. Музейное дело





1.Об истории краеведения,

его возникновения и задачах

9

Оформление «Тетради

экскурсовода»

18

Бадисов Н.П.

«Методика историко- краеведческой работы в школе»

2.Экскурсия по поселку и его окрестностям

9

Составить описание – рассказ какого-либо объекта

18

«Туристско-краеведческие

кружки в школе»

3.Знакомство с музеем, музейным фондом. Происхождение, развитие и история музея.

9

Обработка Экспонатов.

Правила обработки

экспоната

9

Школьный музей.

«Музей и школа»

4. «Музей – грандиозная памятная книга человечества». А.В. Луначарский

9

Хранение экспонатов. Поддержание в рабочем состоянии

18


«Музей и школа»

5.Об умении выступать

перед публикой

9

Чтение наизусть.

Выразительность.

Проза и поэзия


9

Богуславский С.Р.

«Школьный

литературный музей

- клуб»

6. Как совершенствовать свою речь. Древние ораторы. Риторика.

9

Чтение наизусть

отрывок прозы стихов

9

Баюгуков Р.В. «Из опыта внеклассной

работы по литературе

7. История экспоната.

Данные картотеки о нем.

9

Составление рассказа о данном экспонате

С привлечением дополнительного материала

9


«Музей и школа»

8.Описание экспоната.

Составление картотеки

9

Оформление карточек на экспонаты.

Расстановка их.

9

Борисов Н.К.

«Методика историко- краеведческой работы в школе»

9.Что такое экскурсия.

Виды экскурсий. Как она проводится.

9

Составить рассказ – экскурсию по

определенной экспозиции музея.

9

Богуславский С.Р.

«Школьный

Литературный»

10.Музейная экскурсия, как форма просветительной работы.

9

Работа с книжными и журнальными статьями

9

«Музей и школа»

Журнал «Народное

Образование №5-2000

11.Знакомство с источниками краеведения:

печатные (письменные),

статистические, устные,

памятники (вещественные), архивные,

картографические,

фотографические

12



Поиск и сбор материала источников краеведения

18



Газеты, журналы,

карты, фотографии,

книги

12.Знакомство с печатными статистическими источниками краеведения

9

Просмотр старых

Подшивок газет и журналов. Выписка и вырезка краеведческого материала

18

Подшивки газеты

«Голос Конды»,

«Кондинский вестник»

13.Знакомство с архивными материалами и

картографическими

9


Практическая работа

12

Личные архивы, по поиску материалов личных архивов



14.Старая фотография.

Что она отображает.

Как с ней работать

9

Поиск фотографических

материалов и других источников краеведения

6


Старые фотографии


15.Устные источники

краеведения

9

Поисковая работа по сбору устных

краеведческих

источников

9


Воспоминания

информантов

16.Знакомство с археоло-гическими памятниками, городищами, старыми поселениями


9

Поход в Зимнюю. Зарисовка местности, фотографирование. Рассказ об истории городища Нагибиной Н.К.

12


Воспоминание

старожилов,

первопоселенцев

17.Встреча со старожила – ми, носителями родного языка, информантами преданий, исторических сведений

9

Посещение информантов и

носителей родного

языка. Сбор

воспоминаний

18


Воспоминание

старожилов

Раздел II. Экскурсионно- лекционная работа





18.Поиск и подготовка печатных материалов к дню Кондинского района

9

Составление

Конспектов экскурсий по истории Кондинского района

12

Газетные материалы:

«Кондинский вестник»,

журналы: «Югра»,

«Северные просторы»


19. Поиск и подготовка печатных материалов по истории своей школы

18

Составление конспектов экскурсий по истории своей школы

12

Архивные материалы музея. Посещение информантов на дому

20.Чтение лекций по классам по истории Кондинского района

18


Чтение лекций



21.Чтение лекций по истории своей школы (1-11 класс)

16


Беседы, лекции



Конспект



22.Изучение экспонатов промыслово-охотничьего оборудования

9

Сбор материалов об охотничье-промысловом оборудовании. Беседы с охотниками и рыбаками

9


Журналы «Югра», «Северные просторы»

23.Проведение экскурсий на тему: «Промыслово- охотничье оборудование народов ханты и манси

9

Написание конспектов, экскурсий

9


24.Обзорные экскурсии по музею

12

Написание конспектов

9

Архивные материалы музея.














Вопросы и задания по теме: «История родного края (поселка)


  1. Откуда произошло название нашего села? Что значит название нашей деревни? Запишите

существующие варианты. С какого языка они произошли?

  1. Кто впервые заселился в селении? Зафиксируйте его имя, фамилию, отчество. Запишите имя,

фамилию, отчество его родственников.

  1. Чем занимались первые жители селения?

  2. Как, каким образом обеспечивали себя первые жители хлебом и другими продуктами,

предметами первой необходимости?

  1. Какие образом заселились остальные жители селения?

  2. Чем в основном занимались жители края?

  3. Соберите фотографии и другие документы первых построек (жилых, хозяйственных,

административных).

  1. Запишите воспоминания жителей о том, как они жили.

  2. Сфотографируйте, зарисуйте или соберите фотографии о традиционной одежде местных

жителей.

10. Какую традиционную сезонную одежду носят местные жители?

11. Какие коренные народы проживают селении?

  1. Чем занимается коренное население?

  2. Каким транспортом передвигались первые жители селения?

  3. Каким транспортом передвигается современное поколение селения?

  4. Зафиксируйте воспоминания ветеранов войны и труда о их жизни в годы ВОВ.

  5. Зафиксируйте воспоминания жителей края о 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах жизни.

  6. Зафиксируйте воспоминания жителей края о 60-х годах.

  7. Зафиксируйте воспоминания жителей края о 70-х годах.

  8. Зафиксируйте воспоминания жителей края о 80-х годах.

  9. Чем интересны были для них эти годы? Что хорошего было на их взгляд в эти годы?

  10. Соберите фотографии, вырезки из газет, о прошлом и настоящем вашего селения.

  11. Куда и на каком транспорте ездили за невестами мужчины в прошлом?





Вопросы и задания по теме: «Присоединение Югры к России»


  1. Зафиксируйте, что известно в преданиях, мифах, сказаниях о хантыйских и мансийских

князьях – богатырях?

  1. Носили ли косички князья – богатыри, и сколько и почему?

  2. Почему не стригли волосы в прошлом (мужчины и женщины), и сколько времени носили

мужчины косички? Сколько косичек носили мужчины? Почему нельзя было стричь волосы

мужчинам?

  1. Помнят ли в той или иной семье, роду о княжеских титулах? Зафиксируйте факты,

свидетельствующие об этом.

  1. Видел ли кто-нибудь царскую грамоту?

  2. Отличались ли жилища, в которых жили князья – богатыри?

  3. Какую одежду носили князья – богатыри?

  4. Чем отличались от обычных людей князья – богатыри?

  5. Как по-хантыйски, по-мансийски называли князей- богатырей?

10. Известно ли им слово ясак? Сдавали ли пушнину? Какую пушнину обычно сдавали

государству и по какой цене?


Вопросы по теме: «Народы Сибири»


  1. Выяснить и записать. Какие народы живут в нашем крае.

  2. Уточнить, когда они приехали?

  3. Когда они приехали? С какой целью?

  4. Как их предки, родственники оказались в нашем населенном пункте? Где их изначальная

родина?

  1. Чем занимались предки этих переселенцев (бабушки, дедушки)?

  2. На каких средствах передвижения приходилось передвигаться по сухопутным путям?

  3. На каких средствах передвижения приходилось передвигаться по водным путям?

  4. Как складывались их дальнейшие отношения с местным населением?





Вопросы и задания по теме: «Традиционная система мировоззрения».


  1. Существуют ли сказки, мифы, предания о возникновении Земли? Зафиксируйте.

  2. Какие мифы, предания вы знаете о появлении жизни на земле (человека, растений, животных и т.д.)?

  3. Какие мифы, легенды есть о происхождении природных явлений: (грома, молнии, дождя, снега)? Зафиксируйте.

  4. Какие мифы, легенды существуют о небесных светилах? Запишите

  5. Запишите названия звезд.

  6. Почему падают звезды, что говорят об этом легенды?

  7. Существуют мифы, сказания о луне (растущей, стареющей)?

  8. Зафиксируйте мифы, легенды о происхождении людей Мощ и Пор.

  9. Уточните, почему одни людей называют Мощ, а других Пор?

  10. Чем именно необходимо заниматься рыбакам, охотникам в полную луну?

11. Почему принято раньше справлять свадьбы в полную луну?

12.Какие слова нужно говорить, когда падают звезды?

13. Какие легенды существуют о солнце? Что солнце для людей, живущих на земле?



Вопросы и задания по теме: «Христианизация Обского Севера».


  1. Есть ли в доме иконы? Запишите названия икон по-русски, по-хантыйски, по-мансийски.

  2. Какие молитвы читаются на хантыйском, мансийском языке?

  3. В каких случаях необходимо обращаться иконам, к иконкам?

  4. Как обращаются с иконами, иконками? Как нужно с ними обращаться?

  5. Передаются ли иконы по наследству (по линии отца, матери)?

  6. Существуют ли мифы, сказания, предания о христианизации? Зафиксируйте.

  7. Всегда ли были иконы у ханты, у манси? С какого времени они у них появились?

  8. Какие иконы передаются по линии отца по наследству?

  9. Какие иконы передаются по линии матери по наследству?

10.В каком месте жилища (дома, чума) принято ставить икону и почему?

11.Какие иконы брали с собой в дорогу, в переезды, в гости и почему?

12.Обязательно ли нужно носить крест крещенному, если да – то почему, если нет – то тоже

почему?

13.Кто крестил (поп, батюшка)? Как их называли по-хантыйски, по-мансийски?

14.Как проходила сама процедура крещения?

15.Помнит ли старшее поколение со стороны миссионеров, крестивших их людей,

насильственные методы крещения?

16.Как должны были себя вести после крещения новокрещенные?

17.Были ли церкви по их месту жительства? Как часто крещенные должны были их посещать

и с какой целью?

18.Как относились к крещенным некрещеные ханты и манси, (положительно, терпеливо,

враждебно)? Почему?

19.Крестили ли сами родители своих детей? Почему?




История улицы

(Программа изучения)


  • История названия улицы

  • События, происходящие на этой улице

  • История застройки, перспективы развития

  • Учреждения на улице. Их история и развитие.

  • История отдельных зданий и сооружений

  • Биография интересных людей, которые здесь жили и живут.

  • Памятники истории и культуры и другие достопримечательности



Формы подведения итогов:


Каждое посещение занятий краеведения имеет конкретную учебную цель. Это не только развлечение, но и серьезная работа. Итогом должно быть самостоятельное творчество детей.

Удачные итоговые работы представлены на выставках, творческих объектах, научной конференции в конце учебного года, ярмарках-продажах.

В процессе работы объединения накопился богатый и интересный материал в виде буклетов, альбомов, докладов, рефератов, фотоальбомов, а также всевозможных разработок вечеров, встреч.

Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Важнейшим этапом подведения итогов диалектологической экспедиции является итоговая конференция на базе ДЭОЦ «Няврамыт Павыл», где ребята делают отчет о своей работе.

Все материалы собраны в научно вспомогательном фонде в школьном краеведческом музее и используются в учебно-воспитательной работе.

Помимо своего основного назначения, заключающегося в приобщении к диалогу с национальной культурой, занятия краеведением служат повышению престижа образовательной системы школы, заинтересованности родителей и учеников в обучении в данной школе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа развития краеведческого музея

Автор: Свяжина Елизавета Максимовна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир" "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-turistsko-kraieviedchieskogho-kruzhka-oriientir"
    ["file_id"] => string(6) "230383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442128687"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Программа по Военно-патриотическому воспитанию с детьми особой заботы в совместной деятельности с личным составом войсковой части 7543 «Горькая правда войны»"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_po_voienno_patriotichieskomu_vospitaniiu_s_diet_mi_osoboi_zaboty_v_so"
    ["file_id"] => string(6) "355539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478343241"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства