программа развития школьного музея "Целина", ГУ"Свободненская СШ
Программа развития школьного музея "Целина", ГУ"Свободненская СШ
Образовательной областью этой программы является изучение исторического и культурного прошлого и настояшего своей малой Родины. Предметом изучения является культура, быт, духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села. данная программа преставляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа развития школьного музея "Целина", ГУ"Свободненская СШ »
Государственное учреждение
«Свободненская средняя школа»
отдела образования Есильского района
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ______ Меркер Н.А.
«____» ________ 2014г.
Программа
развития школьного музея
«Целина»
на 2014 – 2015 гг.
Руководитель программы:
Меркер Н.А.,
директор школы
Куратор программы:
Копылова Г.В.,
руководитель школьного музея
с. Свободное 2014 г.
Содержание:
Пояснительная записка.
Ведущие направления деятельности.
Цели и задачи школьного музея.
IV. Основные направления и содержания деятельности программы.
V. Перспективный план работы школьного музея «Целина».
VI. Оценка эффективности реализации программы, развития музея.
VII. Сроки реализации программы.
VIII. Ожидаемые результаты.
I. Пояснительная записка
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость.
Если не будет корней в родной местности,
в родной стороне, то будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекати-поле. Д.С.Лихачев
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей - это не просто собирание архивных материалов (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность; направление на повышение образования; нравственное воспитание и формирование исторического сознания. И это может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся.
II. Ведущие направления деятельности:
Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования разработать темы, интересующие школьников.
Экспозиционное – оформление музейных экспозиций ( умение отразить любое социальное событие не только с помощью музейных предметов, но и с помощью художественных и технических средств).
Экскурсионное – это направление учит учащихся самостоятельно проводить экскурсии, воспитывать эмоции, воображение и развивать творческую активность.
Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного прошлого и настоящего своей малой родины.
Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села.
Кружок «Краеведение» - группа занимающихся – учащиеся 5-11 классов.
Целенаправленная творческая поисково-исследовательская и собирательская работа.
Методы обучения
Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Формы занятий: беседы - лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление буклетов, папок, выставок.
Ожидаемые результаты: участие в школьных мероприятиях, проводимых в музее к знаменательным датам, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.
III. Цели и задачи школьного музея
Целью создания и деятельности школьного музея является стремление воспитать патриотов, неравнодушных к прошлому и настоящему своей Родины, содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен быть не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение традиций и культуры села, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей:
1. Работа кружка «Краеведение».
2. Изучение краеведческой литературы.
3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.
4. Оформление интерьера музея.
5.Создание совета и актива музея.
7.Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
8. Организация группы экскурсоводов.
9. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования
образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;
-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Казахстана, к традициям родного края;
-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;
-передача жизненного опыта от поколения к поколению;
IV. Основные направления и содержания деятельности программы
*Экскурсионное: экскурсии по музею.
*Исследовательское: сбор информации о родном селе, ветеранах ВОВ, тружениках села и тыла, а также сбор информации о нашей школе и ее заслуженных учителях, выпускниках. Работа над рефератами, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях.
*Архивное: ведение летописи села и школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации.
*Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин.
*Культмассовая работа: проведение праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин.
*Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно — просветительской деятельности музея;
Программа развития музея «Целина» предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории нашего села, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение поисковой работы, даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и традициям родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа «Развития музея» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:
Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.
Организация участия обучающихся в исследовательско-поисковой работе.
V. Перспективный план работы
школьного музея «Целина»
№ п/п
Тема
Содержаниеи формы работы
сроки
История посёлка
сбор материалов о ветеранах целины;
сбор письменных, вещественных материалов и воспоминаний жителей о нашем посёлке;
сбор материалов об участниках боевых действий в Афганистане;
В течении года
История развития школы
Создать летопись о директорах школы;
Выпускники школы
Пополнить альбом о выпускниках школы
апрель-май
«Наши учителя»
Создать тематический альбом “Учителя школы».
к Дню учителя
Мир прекрасного
Провести массовое мероприятие «День села»
Кл. час. «Целине -60»,
Создать альбом к юбилею села «Село вчера и сегодня»
1 четверть
Воспоминания о школе
Письма, фотоальбомы;
Слайд-фильмы, презентации;
в течении года
Лекционная, экскурсионная работа
Тематические стендовые экскурсии;
Уроки краеведения;
Уроки мужества;
в течении года
Оборудование музейной комнаты
Оформление стендов;
Написание текстов к экспозициям;
Группировка экспонатов;
Оборудование витрин для экспонатов;
в течении года
Работа актива
Подготовка экскурсоводов
Исследовательско-поисковая работа
в течении года
VI Оценка эффективности реализации программы, развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
привития любви к истинным духовным ценностям народа Казахстана,
сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,
оптимизация работы патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
VII. Сроки реализации программы.
Подготовительный период (2013-2014 уч. год)
Сбор документов и паспортизация музея.
Основной (2014-2015 гг.)
2.1. Разработать и утвердить Устав музея. 2.3. Организовать работу с архивом. Вести сбор информации, фотографий. 2.4. Собрать информацию к созданию новых стендов: «Наши выпускники», «Школьные достижения ». 2.5. Обновлять, реставрировать старые альбомы об односельчанах . 2.6. Вести переписку с выпускниками школы.