Представленная программа курса факультатива «Мозаика» рассчитана на применение в общеобразовательной школе или в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий.
Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, можно сказать навсегда. Работают над ними специальные художники. Мозаичные работы, выполняемые художниками, недоступны детям, но их элементы вполне приемлемы для юных умельцев младшего школьного возраста.
Цель программы:
Раскрытие творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- развивать природные способности учащихся;
-научить осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческих задач;
-развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий;
- научить приёмам работы с различными материалами;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мозаика" »
1) Введение.
В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:
-развития творческих начал личности школьника.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление активной, самостоятельной, творческой личности, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Одним из перспективных вариантов решения этой проблемы может явиться работа над мозаикой. Предлагаемая программа занятий факультатива «Мозаика» направлена на удовлетворение этих требований.
2)Пояснительная записка.
Представленная программа курса факультатива «Мозаика» рассчитана на применение в общеобразовательной школе или в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий.
Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, можно сказать навсегда. Работают над ними специальные художники. Мозаичные работы, выполняемые художниками, недоступны детям, но их элементы вполне приемлемы для юных умельцев младшего школьного возраста.
Цель программы:
Раскрытие творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- развивать природные способности учащихся;
-научить осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческих задач;
-развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий;
- научить приёмам работы с различными материалами;
Представленная программа построена на принципах деятельности, творчества, вариативности, художественной педагогики, где ребёнок обучается и воспитывается как целостная творчески направленная личность.
Методические занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Практические работы направлены на:
-применение теоретических знаний на практике;
-личные наблюдения учащихся;
- работу с дополнительным материалом;
-работу с интернетными ресурсами.
Данный курс предусматривает разнообразные виды занятий:
- беседа;
- практическая деятельность;
-виртуальные экскурсии в музеи мозаики.
3)Содержание.
Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов.
1) Мозаика из бумаги (все виды).
2) Мозаика из природных материалов.
3) Мозаика из пластмасс (сюжетная).
4) Мозаика из цветного стекла (декоративная).
5) Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная).
6) Мозаика из гальки (предметная, декоративная).
Программа рассчитана на 2 учебных года по 17 учебных часов: из них теоретические занятия – 11 часов, практические занятия – 23 часа.
Занятия могут проводиться 2 раза в месяц по 1 часу. Группа может быть разновозрастная – из учащихся 1 – 4 классов.
Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- творческие задания;
- выставки творческих работ учащихся.
Условия реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если:
-будет усвоен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
-будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
- учащиеся будут обеспечены всеми необходимыми материалами и инструментами.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
некоторые сведения из истории мозаики;
о материалах и инструментах, используемых для мозаики;
о способах закрепления материалов;
приёмы выщипывания и вырезывания частиц бумаги для мозаики;
приёмы работы с природными материалами;
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
выполнять мозаику из различных материалов;
пользоваться материалами и инструментами для изготовления мозаики;
По окончании курса обучения учащиеся должны получить возможность:
знать приёмы работы с кусочками пластмассы, стекла, керамической плитки;
научиться выполнять сюжетные виды мозаики.
По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных ситуациях:
использовать полученные знания и умения для украшения домашних изделий (например, цветочных горшков…)
Содержание курса.
Вводное занятие.(2 часа)
Знакомство с историей развития мозаики. Политехнические сведения о материалах и инструментах, используемых для мозаики, о способах закрепления материалов, составляющих мозаику (известь, цемент, мастика, воск, клей).
Виды мозаики: предметная, сюжетная, декоративная.(2часа)
Знакомство с видами мозаики, правилами выполнения в каждой из них. Развитие пространственного воображения. Воспитание творческого отношения к труду.
Мозаика из бумаги (все виды). (4 часа)
Выполнение мозаики из бумаги приёмом выщипывания и вырезывания частиц из бумаги. Развитие глазомера. Привитие интереса к декоративно – прикладному творчеству.
Мозаика из природных материалов: яичная скорлупа, солома, засушенные растения.(6 часов)
Знакомство с приёмами работы с природными материалами, способами скрепления, компоновки и отделки мозаики. Развитие навыка работы с природными материалами. Воспитание бережного отношения к природе.
Мозаика из пластмасс (сюжетная).(4 часа)
Знакомство с приёмами подбора кусочков пластмассы по цвету, размеру. Текстуре для выполнения сюжетных видов мозаики. Развитие творческих начал личности младших школьников. Воспитание настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Мозаика из цветного стекла (декоративная).(4 часа)
Знакомство с приёмами компоновки стёкол по цвету, форме и размерам. Повторение правил техники безопасности при работе со стеклом. Развитие творческого мышления. Воспитание эстетического вкуса.
Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная).(4часа)
Знакомство с приёмами измельчения и способами скрепления плитки. Формирование чувства ритма при составлении орнамента из плитки. Воспитание коллективизма и взаимовыручки.
Мозаика из гальки (предметная, декоративная).(4 часа)
Обучение операциям выполнения мозаики из гальки, способам скрепления гальки. Знакомство с перечнем инструментов и обучение приёмам работы с ними. Развитие мелкой мускулатуры рук. Воспитание стремления не бояться физического труда.
Заключительное занятие.(2 часа)
Закрепить полученные знания об истории мозаики, видах мозаики, способах соединения материалов, ритме, композиции т.д. Приготовление выставки работ учащихся за год.
4) Тематическое планирование.
№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего
теория
практика
1-ый год обучения
1
Вводное занятие
1
1
2
Виды мозаики
2
2
3
Мозаика из бумаги (все виды)
1
3
4
4
Мозаика из природных материалов:
яичная скорлупа;
солома;
засушенные растения
1
5
6
5
Мозаика из пластмасс
(сюжетная)
1
2
3
6
Заключительное занятие
1
1
2-ой год обучения
1
Вводное занятие
1
1
2
Мозаика из пластмасс
(декоративная)
2
2
3
Мозаика из цветного стекла (декоративная)
1
3
4
4
Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная)
1
3
4
5
Мозаика из гальки (предметная, декоративная)
1
3
4
6
Заключительное занятие
1
1
2
5) Литература для учителей.
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М., 1999.
Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие для учителей. – М.,1987.
Цейтлин Н.Е. Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. – М., 1993.
2. И.А. Щебелыкин «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1990.
3.Ю. Дмитриев и другие. «Книга природы» Москва «Детская литература» 1990.
4.Р. Варшамов «Гости на цветке». – М., 2003.
Приложение1.
Занятие. Мозаика из бумаги.
прививать навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи.
Обучающие:
- закрепить умение выполнять контурную мозаику на примере Дидактическая цель: закрепить технику выполнения контурной мозаики с элементами сплошной.
Задачи:
Эстетические:
- развивать у учащихся способность к творчеству, воображение (передача формы и цвета в стилизованном виде), представление о цветовом соотношении (колорите),
- учить наблюдать форму предмета, его цвет, индивидуальные характеристики, присущие этому предмету.
Трудовые:
- формирование точности, аккуратности;
- формирование терпения, стремления довести начатое дело до конца;
симметричного изделия «бабочка»;
- соединение в одной работе двух технических операций в аппликации;
самостоятельная работа учащихся по коллективно составленному плану.
Форма организации занятия: фронтальная работа. Коллективная мыслительная деятельность по составлению плана выполнения объекта труда.
Планирование времени и организация этапов деятельности урока.
№ п/п
Содержание материала занятия
Время (мин)
Организация деятельности
учителя
учащихся
1
Организационно-ориентировочный этап
3
Сообщение темы и целей урока
Восприятие информации через вопрос-ответ. Готовность класса к уроку.
2
Познавательный этап
32
- восприятие и коррекция опорных знаний;
- повторение и анализ основных этапов деятельности: что известно; что будет нового; планирование работы;
слушают, отвечают на вопросы беседы;
- совместно с учителем намечают этапы деятельности по выполнению изделия:
- самостоятельно выполняют задание под контролем и с помощью учителя.
3
Аналитический этап
5
Анализ работ учащихся, выделение наиболее удачных
Закрепление информации, полученной на уроке, в ходе беседы.
Ход занятия.
I. Подведение к теме. Формулирование цели.
Учитель:
– Сегодня на уроке вы выполните очень интересную работу, а объект труда узнаете, отгадав загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Вы сделаете мозаику из рваной бумага - бабочку.
– Какие работы способом обрывания вы уже делали?
– Где можно использовать аппликацию, которую мы будем делать? (Для украшения комнаты, сделать открытку. Красивая аппликация – хороший подарок).
– Когда в природе мы можем увидеть первых бабочек? (Ранней весной)
– Каких бабочек вы наблюдали у нас в городе, на даче, в деревне? Опишите их.
Да, в нашей области встречаются: капустница, крапивница, белянка, голубянка, траурница и другие.
– Сколько крыльев у бабочки?
Учитель:
– Закройте глаза, мысленно представьте бабочку.
Кругом нежная зелень молодых листьев, первых цветов. Бабочки... Как не любоваться ими, роскошно окрашенными, весело и деловито порхающими с цветка на цветок.
Познакомимся со строением бабочки. Тело делится на 3-й отдела:
голову;
грудь;
брюшко.
На голове глаза, усики, хоботок. На груди две пары крыльев и три пары ног. Учитель читает.
– Послушайте отрывок из книги «Гости на цветке»:
«Держу в руке цветок и смотрю на бабочку. Она пошла по цветку, перебирая цепкими, тонкими лапками с коготками. Бабочка начинает раскручивать свой хоботок. Хоботок длинный, тонкий, закручен в спираль. Вот она его раскрутила и опустила внутрь цветка. Хоботком пьёт нектар - сладкий сок. Бабочка вытащила голову из цветка, хоботок снова скрутила в спиральку.
Рассматриваю глаза. Они большие, золотистые. Как два зеркальных шара.
Ребята, если вы летом окажитесь в поле или на лугу, не срывайте цветы, садитесь рядом, сидите тихо и ждите. Обязательно прилетит бабочка, а может быть две, три».
– Так я сама познакомилась со многими насекомыми и вам советую.
II. Анализ образца.
– Что вы можете сказать о голове бабочки?
– Какую форму имеет тело насекомого?
– Как расположены крылья мотылька? (симметрично)
Приём «Рисование в воздухе двумя руками».
– Попробуйте в воздухе двумя руками нарисовать сначала тело бабочки, а затем две пары крыльев.
Симметрия – зеркальное отражение целой фигуры или одной её части, в другой относительно осевой линии.
– Вспомните и объясните, как сделать симметричную форму бабочки из бумаги? (Согнуть лист бумаги пополам. Приложить шаблон к оси симметрии и обвести его карандашом, а потом вырвать контур бабочки).
– Какой фон лучше взять для аппликации? Объясните свой выбор.
– Посмотрите и скажите, каким способом делаем детали из бумаги? (Способом обрывания).
– Да, края таких деталей получаются неровными. Они создают впечатление пушистости, шероховатости. Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, заготовленных способом обрывания. Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения.
– Что мы выполняем в данном объекте контурной мозаикой? (Крылья, узоры).
– А что сплошной? (Тело).
Показ и обсуждение возможных мотивов для аппликации
– Чтобы бабочка получилась нарядной, необходимо подобрать узор и красивые цветовые сочетания (колорит).
– Предлагаю вам составить узор из геометрических фигур: кругов, овалов.
– До наклеивания все детали узора разложите на листе бумаги и ещё раз проверьте сочетания цветов. Можно использовать контрастные цвета черный - желтый, красный - синий.
– Как легче наклеивать мелкие детали на крупную фигуру? (Можно промазать клеем небольшую часть и накладывать заготовленные кусочки бумаги на проклеенную часть. А для сплошной мозаики можно площадь внутри контура смазать клеем, наложить детали и слегка прижать).
III. С/р учащихся: Приступайте к работе, можно пользоваться планом.
Сложи лист бумаги пополам.
Приложи шаблон к оси симметрии и обведи его карандашом.
Вырви контур бабочки.
Подбери фон.
Нарви кусочки бумаги нужного цвета.
Подбери узор
Наклей мелкие детали
IV. Обсуждение готовых работа (выбор удачных). Отметить достоинства.
– Какой известный способ выполнения аппликации мы сегодня применили? (Способ обрывания).
– Какую мозаику вы запомнили? (Контурную и сплошную).
– Как вы думаете, кто активно работал на уроке?
Приложение 2.
Мозаика из бумаги
Изучение этой техники очень полезно с точки зрения развития мелкой моторики.
Чтобы сделать картинку в технике мозаики потребуется:
1. Бумага.
2. Карандаш.
3. Цветная бумага или цветные картинки из журналов.
4. Клей.
Нарисуйте на бумаге контур будущего изображения. Это может быть любой предмет - бабочка, цветы, сердечко, цыпленок, т.е. без мелких деталей. Затем вырежьте фигуру. Цветную бумагу или картинки нужно нарезать, лучше, если это сделает ребенок при вашем руководстве. Можно использовать вырезанные дыроколом разноцветные кружочки. Форму из бумаги необходимо намазать клеем и после этого начинать заполнять цветными кусочками. Когда форма будет полностью заполнена, ее нужно приклеить на фон.
Детям постарше можно выполнять и более сложные работы - сюжетные композиции, наклеивая кусочки сразу на фон, предварительно нарисовав контуры фигуры, которую нужно заполнить.
Примеры тем: цветы в вазе, кораблик на реке, рыбки в аквариуме и.т.п.
Приложение 3.
Как монументальное искусство мозаика известна давно. Изображение, орнамент составляются из отдельных кусочков мрамора, эмали, цветных камней, стекла. Каждый народ находил свой, наиболее приемлемый и доступный материал.
В детском творчестве в качестве исходного материала можно использовать семена деревьев, цветов, овощей, шелуху семечек, подкрашенные опилки и т. п., в том числе и бумагу.
В отличие от аппликации мозаика требует большей усидчивости и терпения. Технология работы также отличается.
Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Линии должны быть тонкими, еле заметными.
Затем подготавливают бумагу, разрезая ее на мелкие кусочки, каждый цвет отдельно. Для мозаики используют глянцевую, бархатную и другие виды бумаги.
После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем.
Наколов на ножку циркуля или другой острый предмет бумагу нужного цвета, накладывают ее на основу.
Между частями оставляют небольшие просветы.
Приложение 4.
Мозаика - один из видов аппликации из бумаги . Мозаика требует усидчивости и аккуратности. Но поделки получаются очень оригинальные и красивые.
Что нужно для поделки: картон зеленого цвета А5, цветная тонкая бумага: светло-зеленая, белая, розовая и черная, копировальная бумага, клей ПВА, кусочек влажного поролона, фломастер черного цвета, ножницы, клеевая кисть.
Как сделать:
1. Распечатайте рисунок козлика. Переведите его на зеленый картон с помощью копировальной бумаги.
2.Нарежьте цветную бумагу на мелкие квадратики размером 3х3 мм или 5х5 мм. Для этого сначала нарежьте тонкую лапшу – узкие полоски шириной 3-5 мм, а затем «накрошите» их ножницами поперек.
3.Кисточкой нанесите на рисунок клей небольшими участками, чтобы бумага не намокала и не деформировалась.
4.Деревянной заостренной стороной этой же кисти сначала прижмите к намоченному поролону, а затем к цветному квадратику бумаги, чтобы перенести его в нужное место рисунка. Для удобства цветные квадратики из бумаги можно разложить по цвету в разные коробочки.
5.Кусочки бумаги сначала нанесите на контур рисунка, следя, чтобы они закрывали линю обводки. Затем заполняйте середину рисунка. Сделайте зеленую травку и цветочки: трава - это длинные полоски зеленой бумаги, нарезанной «лапшой», а цветы – разноцветные кусочки бумаги.
4.Вырежьте и наклейте глаза. Бороду козлику сделайте из тонких полосок белой бумаги, немного завейте их. Для этого проведите по полоске ножницами с небольшим усилием.
5.Контур козлика обведите черным фломастером. Получилась аппликация из бумаги в технике мозаика.
Можно наклеить козлика на согнутый в виде открытки картон. А можно вставить в рамочку и повесить на стену.
Приложение 5.
Мозаика из стекла делается большего размера, чем из полимеров, так как куски их крупнее и смотреться она должна на более далеком расстоянии.
Стекло прозрачно, поэтому мы с тобой будем делать ее не на цементной основе, как это полагается в настоящей монументальной мозаике, а на клее БФ2.
Работу эту можно делать на плите из прессованных опилок, но лучше подбирать основу полегче, так как стекло само по себе обладает достаточной тяжестью. Основа должна быть крепкой, непрогибающейся. Очень хороша для этого 10миллиметровая фанера. Приклеивают стекло вниз окрашенной поверхностью.
Придумай тему, быть может, связанную с жизнью твоего края. Постарайся схватить самое главное, характерное. Выполняя эскизы, элементы композиции делай крупице, обобщенные. В рисунке ищи движение линии, цветовые пятна. Выкладывая отдельные фигуры, думай о тоне, который будет их окружать.
Не забудь о богатейших возможностях черного цвета. Для этого можно покрасить обыкновенное толстое стекло черной эмалью или черным лаком для металлических изделий. Художник, выполняя мозаику, выделяет контур отдельных элементов, делая его рельефным, выступающим. Литовские художники А. Пиворюнас и Б. Клова ограничивали контуры мозаики черным листовым железом.
У стекол разная фактура: одни гладкие, другие с рельефным рисунком, одни тоньше, другие толще. Подумай, как воспользоваться ее разнообразием, как лучше применить ее. Это обогатит твою работу.
Мозаика, выполненная на клеевой основе, держится так прочно, что снимешь, стекла разбиваются, но не отклеиваются. Поэтому вносить поправки можно только в то время, пока ты работаешь.
Чтобы работа выглядела более законченной, ее можно окантовать гладкой узкой рамкой (примерно сантиметр-полтора) и повесить на стене.
Можно сделать иначе: вмонтировать мозаику прямо в стену, как это делается художниками - монументалистами при оформлении зданий. В таком случае надо осторожно снять штукатурку по размеру работы на глубину чуть меньше ее толщины, чтобы она немного возвышалась над уровнем стены.
Как мы уже говорили, мозаика живет долго. Она сверкает; переливается разными красками и очень украсит твою школу.
Приложение 6.
Монументальное искусство совместно с архитектурой организует наше пространство, организует нас. Тут его можно сравнить с музыкой. Как влияет на нас, например, в различном ладе марш: мы всем телом, всем существом ощущаем его влияние на нас, будь то грустное или бодрое и веселое. Так, в монументальном искусстве есть возможности заставить нас жить в определенном ритме... Оно художественно организует наше жилое пространство, пронизывая его ритмом, создает в нем содержательные моменты, руководящие нами...
В. Фаворский
Я расскажу тебе еще об одном виде мозаики, выполняемой уже не на клею, а на цементной основе, так, как это делается в настоящем монументальном искусстве.
Материал для такой работы очень разнообразен. Стекло, камешки, которые в изобилии можно найти у реки и моря, кусочки гранита, смальты, керамических плиток, разбитой посуды...
В одной работе не рекомендуется смешивать все эти материалы, лучше попробовать сделать из чего-то одного. Можно взять два материала, например: стекло и камень или камень и керамические осколки. Подумай, как лучше применить различную фактуру, например: блестящую - стекло и матовую, шероховатую - камень. Такие работы получаются интереснее.
Как всегда, сделай вначале несколько эскизов. Рисунок должен быть несложный, обобщенный, так как, во- первых, мозаика смотрится на расстоянии, а во -вторых, материал и техника работы не позволят тебе мельчить.
По лучшему эскизу выполни рисунок на бумаге такого формата, какой хочешь ты сделать работу.
Сделай из мягкого металла или картона форму с невысокими краями, примерно 1,5 см. Можно взять просто крышку от конфетной коробки. Положи на дно ее рисунок. По его контурам ты будешь выкладывать свою мозаику. Приготовь обычный мучной клей: разведи одну - две столовые ложки муки или крахмала в холодной воде, размешай, чтобы не было комков, потом вылей ее в горячую воду и, все время, помешивая, доведи на огне до кипения. Лучше заменить муку крахмалом, так как клей, сделанный из него, легче смывается.
Теперь приклеивай этим клеем камешки, кладя их лицевой, лучшей, стороной вниз, в клей. Можно класть камешки вплотную друг к другу, но можно оставлять между ними швы в 3-4 мм, как делал ты, выполняя мозаику бумагой по черному или серому фону.
Можно сделать и так: само изображение, например рыбку, выкладывать мозаикой вплотную, а фон вокруг приклеивать из другого материала, выкладывая его уже значительно реже.
Когда ты приклеил по рисунку все, что требуется, приготовь такой и очень хорошо перемешай.
Имей в виду, что заранее цементный раствор приготовлять нельзя, потому что он быстро затвердевает.
Залей раствором твою форму, хорошо разровняв сверху. Класть его можно ложкой или просто руками, так как он довольно густой.
Для большей прочности хорошо положить в форму каркас из проволоки (арматуру).
Раствором надо покрывать так, чтобы проволока не выступала.
Для того чтобы работу можно было повесить, кусок проволоки в виде небольшой петли выведи сверху наружу, проделав для этого в коробке небольшое отверстие. Теперь положи работу на ровную плоскость и первые несколько дней смачивай сверху водой - это нужно для большей прочности.
Через 10-12 дней раствор окрепнет настолько, что очень хорошо свяжет между собой отдельные кусочки твоей мозаики. Тогда вытащи работу из формы, переверни ее вверх бумагой. Осторожно смой бумагу теплой водой, аккуратно протри отдельные кусочки мозаики до абсолютной чистоты.
Вот теперь работа готова. Ее можно просто повесить на стену, но можно и вмонтировать в штукатурку.
В густой, но не окрепший цементный раствор, залитый в форму, вдавливаются камешки так, чтобы они выступали над поверхностью, одни больше, другие меньше. Выкладывай камешки осторожно, чтобы не загрязнить их раствором.
Быть может, ты хочешь сделать основной рисунок более выпуклым, а фон более гладким?
Мозаика, правда, не будет такой ровной сверху, но ведь это и не обязательно. Как всегда, все зависит от твоего замысла и материала...