Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чакырская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Амгинский улус (район)»
Республика Саха (Якутия).
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УМР Директор: ______________________
_____________ /Иванова З.Н./ /Шадрин С.С./
«_____»________________2014 г. «______»__________________ 2014 г.
Учебная программа элективного курса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» учащихся
во внедрении природопользования в развитии бизнес школы.
(7,9 классы).
Педагог-психолог МБОУ – Чакырской СОШ
Неустроева Е.А. Педстаж: 24
2014 г.
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует от общеобразовательной школы творчески активных личностей. Для этого одним из важных факторов, способствующих раскрытию творческих возможностей человека, является искусство. Элективный курс «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»ориентирован на обучение, воспитание и творческое развитие учащихся.
Главная цель: вовлечение учеников в активную творческую деятельность в различных областях. Элективный курс предполагает профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку.
Это предполагает:
Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, информации в конечный продукт. У учащихся таких качеств, как творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в новых социально-экономических условиях личности, для этого учащиеся должны быть способны:
- определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве
- выдвигать идеи решения возникающих задач
- планировать, организовывать и выполнять работу
- оценивать результаты работы на каждом из этапов
Подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности, практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе. Развитие разносторонних качеств личности.
В программе сформулированы задачи, которые необходимо решить на каждом занятии, и указаны практические задания. Каждое задание (или объект работы) предусматривает вид работы (с натуры: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство), учебную задачу.
Задания имеют несколько вариантов, что дает возможность педагогу выбрать из них наиболее подходящие для данной группы детей, отвечающие их склонностям, способностям и уровню художественного развития. При этом выдерживается соотношение часов, отведенных на разные виды работ.
В процессе преподавания курса должны быть решены следующие задачи:
Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, ответственности. Предлагаемый элективный курс - является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования, а так же это перспективная возможность помочь учащимся уже в школе начать подготовку таких специалистов, которых требует современный рынок, - умеющих творчески выполнять поставленные задачи, самостоятельно находить оригинальные решения и реализовывать их на практике. Позволяет знакомиться с основами дизайна интерьеров помещений разного назначения, профессией дизайнера, архитектора выработать навыки по изготовлению различных элементов дизайна, по благоустройству своих домов, может быть для учащихся первой ступенью к предпринимательству. Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.
Для решения этих задач в содержании курса предусмотрены разделы:
-Понятие дизайна
-Дизайн жилых помещений
- Дизайн бытовых вещей
-Имидж человека
-Лоскутная пластика
-Творческие проекты
В рамках проведения курса предполагается использовать различные формы занятий: лекции, семинары, основная часть учебного времени (70%) отводится на практическую деятельность и выполнение творческих проектов.
В результате учащиеся должны получить зачет в форме защиты творческого проекта по любой из изученных тем, предоставив теоретическую и практическую часть.
№
Вид работы
(практическая деятельность)
Количество часов за год 35 из них:
1
Работа с натуры:
- рисунок
-живопись
10
5
5
2
Композиция
8
3
Декоративно-прикладное искусство
17
темы курса:
- Графический дизайн
- Черчение (Сопряжение. Бумажная филигрань).
- Начертательная геометрия. (Проецирование геометрических тел с геометрическим орнаментом, тени от зданий)
- Архитектурно-строительная графика (Чертеж, пояснительная записка, макет частного дома, офиса…). Защита проекта.
- Виды шрифтов и их назначение (Оформление наглядности с учетом текста, стиля и фона. Оформление наглядных пособий…).
- Дизайн и его роль ( Основы построения и вычерчивания геометрических и растительных орнаментов).
- Дизайн развивающийся процесс проектирования. (Защита проекта – ландшафтный дизайн пришкольного участка…)
- Перспектива. (Масштаб глубины, высоты, ширины - разработка интерьера помещения в современном стиле)
- Психологические стороны невербальной функции общения и их использование в оформлении рельефной маски. (Темперамент, черты характера. Мимика лица - грусть, радость. Истерический смех, скепсис, злость)
- Графика. (Правильные многоугольники, Платоновы тела, звезды…)
- Художественная обработка материала (Пленер. Разновидности живописи)
- Имидж и дизайн офиса (разработка собственной фирмы, эмблема фирмы).
- Компьютерная графика, графический редактор Paint (его возможности).
- Программа «Презентация» (реклама своей фирмы с использованием анимации).
Условия реализации рабочей программы:
Для организации учебно-воспитательного процесса оборудованы следующие кабинеты:
мастерская для юношей, кабинет домоводства. В наличии имеются компьютеры, комплект литературы.
Материально - техническая база соответствует целям и задачам программы.
В кабинетах соблюдаются:
санитарно-гигиенические нормы;
социально-бытовые условия (наличие оборудованного рабочего места);
пожарная и электрическая безопасность;
Планируемые результаты освоения программы профориентации
Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа предположить наиболее вероятные варианты исхода и наиболее эффективные способы действия.
Сформированная способность учащихся к анализу построения модели объекта.
Способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
Способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
Способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную траекторию действия, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.
Работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
Тематическое планирование элективного курса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство».
№
Форма занятия
Колич
часов
Дата
Тема занятия
План
Факт
1
Лекция. пр. занятие
2
01.09 08.09
Понятие курса. Рисунок с натуры геометрических тел (куб, цилиндр, шар)
2
Лекция
1
15.09
Понятие дизайна
3
Практич.занятие
1
22.09
Правила построения композиции (Создание композиции из природного материала)
4
Лекция. Практич.
2
29.09 06.10
Дизайн жилых помещений. Эскиз жилого помещения
5
Практич. занятие
2
13.10 20.10
Композиции для украшения интерьера (Создание сувениров магниток)
6
Практич. занятие
2
27.10 10.11
Обновление интерьера ( Изготовление чехлов на табуретки или стулья)
7
Практич. занятие
2
17.11 24.11
Декорирование старых вещей
8
Практич. занятие
2
01.12 08.12
Создание масок (Папье-маше)
9
Лекция-практич.
2
15.12 22.12
Худ. обработка ткани (Роспись новогодних мешков для подарка)
10
Лекция-семинар
1
12.01
Имидж современного человека. Дизайн одежды ( Эскизы костюма)
11
Лекция-практич.
2
19.01 26.01
Аксессуары для костюма (Броши из кожи и меха)
12
Практич. занятие
2
02.02 09.02
Декорирование бытовых вещей (Изделие методом Макраме)
13
Практич. занятие
2
16.02 23.02
Лоскутная пластика (Панно из лоскутков)
14
Практич. занятие
2
02.03 09.03
Цветоделие (Изготовление цветов)
15
Лекция-практич.
2
16.03 30.03
Компьютерная графика, графический редактор Paint (Создание поздравительных открыток)
16
Лекция-практич.
2
06.04 13.04
Имидж и дизайн офиса (разработка собственной фирмы, эмблема фирмы).