Просмотр содержимого документа
«Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна чудес»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 1»
_________________
«___» ______________2017 год
Программа работы
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Страна чудес»
Автор: Ахминова Л.В.
Пояснительная записка
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребёнка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Деятельность оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна чудес» на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», в которую введён ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования, является составной частью образовательной программы данного учреждения. Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Цель программы: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Задачи программы:
Создание условий для организованного отдыха детей;
Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей и подростков к различным видам внеурочной деятельности;
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, творческих способностей;
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка;
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
Формирование у ребят навыков общения, взаимодействия, сотрудничества.
Основные направления воспитательной работы лагеря:
Патриотическое: это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Спортивно-оздоровительное: в это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей.
Нравственно-эстетическое: это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Творческое: это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.
Досуговое: лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Страна чудес» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип дифференциации воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип успеха и поддержки: создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Этапы реализации программы:
I . Подготовительный этап (апрель - май).
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна чудес»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II. Организационный этап (июнь).
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2–3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III . Практический этап (июнь).
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
работа кружков по внеурочной деятельности: «Умелые ручки», «Умники и умницы».
IV . Заключительный этап (июль).
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря.
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.